ЖИВОТНОЕ: НАУЧЕНИЕ

Предыдущий термин:
ЖИВОТНОЕ: МЫШЛЕНИЕ

Следующий термин:
ЖИВОТНОЕ: ОБЩЕНИЕ

Содержание:

Найдено 1 определение:

ЖИВОТНОЕ: НАУЧЕНИЕ

научение у животных) - приобретение и накопление животными в онтогенезе индивидуального опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы деятельности психической соответственно конкретным условиям среды обитания. Готовность к переносу индивидуального опыта из одних, уже бывших ситуаций в новые, за счет чего достигается индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания. Основная форма приобретения опыта животными. Происходит либо постепенно - в повторяющихся актах поведения, либо сразу - как запечатление, особая форма научения у животных. Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации, подражание). У животных научение происходит на базе врожденных инстинктов, структура коих может несколько перестраиваться в аспекте конкретных условий жизни. В ходе научения у животных развиваются те индивидуально-изменчивые компоненты поведения,, кои придают им необходимую для выживания адаптивную лабильность и вариабельность. В итоге формируется единый поведенческий акт, содержащий как врожденные - видотипичные, так и благоприобретенные - индивидуально-изменчивые компоненты. К самым примитивным формам научения у животных относятся сенсорно-моторная тренировка и привыкание к длительно действующим или повторяющимся раздражителям внешним. Одной из форм научения является формирование навыка, в коем исполнительные операции являются достаточно автоматизированным и лишенными излишних компонент; их повторение и закрепление позволяет достичь значительно лучшего приспособления к внешней среде. В этой основной форме - навыке - научение позволяет путем упражнения выработать более или менее автоматизированные двигательные приемы, обеспечивающие решение определенной биологической задачи. Содержание навыков определяется характером преодолеваемых при их формировании преград, совершенство навыков - дифференцированностью и генерализованностью восприятия условий, в коих они формируются. При дрессировке животных выработка навыков происходит под целенаправленным воздействием человека соответствии его замыслам: систематически подкрепляются (обычно пищей) требуемые движения, сочетаемые с подаваемыми дрессировщиком сигналами, и устраняются (путем наказания) нежелательные движения. В качестве особой формы научения выступает запечатление. При жизни животных в видовых сообществах, в условиях общения, научение может происходить не только на основе генотипа или индивидуального опыта, но и на основе подражания одних особей действиям других (-> животное: подражание). Такая форма научения характерна прежде всего для молодых животных. Чаще всего такое научение имитационное остается в рамках видотипичного манипулирования (-> животное: манипулирование), играющего известную роль в формировании поведения молодых животных - в присвоении опыта взрослых особей.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Континуальность типов научения: динамическое моделирование на основе теории катастроф

Гавриков Владимир Леонидович, Хлебопрос Рем Григорьевич
Статья посвящена формулировке теоретических подходов для моделирования и сравнительного изучения феноменов научения у человека и животных.
Читать PDF

Имплицитное научение в зоне осознанного неразличения

Ворожейкин Илья Валерьевич, Агафонов Андрей Юрьевич
В данной статье представлено исследование, посвященное феномену имплицитного научения в условиях выполнения сенсорных задач в околопороговой зоне.
Читать PDF

Две динамические модели научения типа «Кошка Торндайка»

Гавриков Владимир Леонидович, Хлебопрос Рем Григорьевич
В данной работе показана применимость методов качественной теории динамических систем для анализа экспериментальных данных по научению, полученных Э. Торндайком в экспериментах с кошками.
Читать PDF

Сознательный контроль в мнемических задачах и задачах научения

Морошкина Н. В., Гершкович В. А.
В статье рассматриваются возможности сознательного контроля поведения при выполнении мнемических задач и задач научения. Дан обзор современных исследований имплицитного научения и запоминания.
Читать PDF

Роль сознания в процессе научения: взаимосвязь устойчивых ошибок с динамикой процесса научения

Иванова Надежда Александровна
Задача данного исследования-экспериментально доказать проявление деятельности сознания в процессе научения в виде устойчивых ошибок, возникающих при решении конкретной перцептивно-моторной задачи.
Читать PDF

Имплицитное научение в условиях многовариантного выбора

Ворожейкин Илья Валерьевич
В данной статье представлено исследование, посвященное феномену имплицитного научения в условиях многовариантного выбора.
Читать PDF

Ошибки в процессе научения при разных способах оценки эталона

Сханов Р.А., Ворожейкин И.В., Филиппова М.Г., Макаров А.В.
В статье описана процедура и результаты исследования, нацеленного на выявление феноменов научения, связанных с оценкой двумя независимыми способами одного и того же релевантного стимула.
Читать PDF

Как сознание решает задачи научения и заучивания

Аллахвердов Виктор Михайлович
Заучивает и научается не организм, а сознание, которое для решения своих задач научается использовать уже имеющиеся возможности организма.
Читать PDF

Эффекты научения в условиях противоречивой обратной связи

Агафонов А.Ю., Бурмистров С.Н., Сханов Р.А., Филиппова М.Г.
В статье описаны процедура и результаты экспериментального исследования, направленного на установление зависимости эффективности научения от противоречивой обратной связи.
Читать PDF

Возникновение повторяющихся ошибок в процессе сенсомоторного научения и способы их коррекции

Гершкович Валерия Александровна, Морошкина Надежда Владимировна, Аллахвердов Виктор Михайлович, Иванчей Иван Иванович, Морозов Максим Игоревич, Карпинская Валерия Юльевна, Кувалдина Мария Борисовна, Волков Денис Николаевич
Статья посвящена механизмам возникновения повторяющихся ошибок у спортсменов — как на этапе формирования навыка, так и на этапе его использования в условиях соревнований.
Читать PDF

Усиление и ослабление эффекта Струпа при вероятностном научении

Уточкин И.С., Большакова К.Г.
В работе анализируется феноменология перцептивного внимания в условиях отвлечения стимулами-дистракторами.
Читать PDF

Исследования влияния обратной связи на эффективность научения и когнитивной деятельности (обзор эксп

Агафонов Андрей Юрьевич, Бурмистров Сергей Николаевич, Козлов Дмитрий Дмитриевич, Шилов Юрий Егорович
В статье представлен обзор основных экспериментальных результатов, полученных в рамках реализации исследовательского проекта, который объединяет в едином комплексе эксперименты, связанные с обнаружени

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!