ЖИВОПИСЬ

Предыдущий термин:
ЖИВОЙ ТИП

Следующий термин:
ЖИВОРОДЯЩИЙ

Содержание:

Найдено 1 определение:

ЖИВОПИСЬ

Painting; Malerei) - в анализе или самоанализе передача внутренних образов и представлений в изобразительной форме.

Образы и представления могут возникать из сновидений, грез, активного воображения, видений или различных фантазий. С самого начала своей деятельности Юнг стал делать живописные и скульптурные работы, продолжая эти занятия на протяжении всей жизни. Он также побуждал к этому и своих многочисленных пациентов и интерпретировал ряд изобразительных работ в своих статьях (см., в частности, CW 9i; CW 13).

В комментариях относительно психологической ценности такого рода живописи Юнг особое внимание уделял как процессу, так и результату. Картина или скульптура занимает промежуточное положение между пациентом и его проблемой. Создавая тот или иной творческий продукт, человек достигает определенной дистанции относительно своего психического состояния. Для пациента с каким-либо расстройством - невротического или психотического характера - непостижимый и неуправляемый хаос объективируется живописным путем. Изображая свою фантазию, человек встает на путь психологического освобождения, он продолжает представлять или осязать образы своих фантазий, грез или сновидений еще более полно и детально. И здесь человек не просто изображает свое видение или сон, но создает исходя из этого видения или сна. Следовательно, сознательное психическое получает возможность - счастливую - взаимодействовать с тем, что прорывается из бессознательного.

ЗЛО (Evil; Bose) - нормативно-оценочная категория морального сознания (противоположная добру), обозначающая нравственно-отрицательное и предосудительное.

Юнг относился к злу прагматически, подходя к нему с позиций эмпиризма. Как психотерапевт он считал, что в первую очередь следует заниматься субъективным суждением человека о том, что есть зло (добро). То, что однажды может проявиться как зло, на более высоком уровне сознания может выступить в качестве источника добра.

"В конце концов, нет такого добра, которое не может принести зло, и такого зла, которое не сможет вызвать добро (CW 12, par. 36. К. Г. Юнг. Психология и алхимия. Киев. 1997; пар. 36. Далее ПА).

"Добро и зло суть принципы, и следует думать, что простираются они много выше и дальше нашего существования. Говоря о добре и зле, мы ведем конкретный разговор о сущности, глубочайшие качества которой нам на самом деле неизвестны. Если нечто переживается как злое и греховное, то переживание это зависит от субъективного суждения, равно как мера и тяжесть греха" (CW 10, par. 846)

"Мнить, будто нам [психотерапевтам] всегда доступно суждение о добре и зле для пациента, было бы заносчивостью. Что-то для него является злом, но все же он творит его и испытывает муки совести. Но для данного человека - глядя и терапевтически, и эмпирически, - это может обернуться и великим благом. Возможно, он должен пережить зло, претерпеть его власть над собой, ибо лишь так он окажется способен, наконец, преодолеть собственное фарисейство по отношению к другим людям. Быть может, ему надлежит получить щелчок по носу от судьбы, бессознательного. Бога - называйте это как хотите - надлежит свалиться в грязь, поскольку лишь такое сильное переживание может "подтолкнуть" его, хотя бы на один шаг вывести из инфантилизма, сделать более зрелым" (там же, par. 851).

Оцените определение:

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г

Найдено научных статей по теме — 5

Влияние символики древнерусской живописи на развитие художественного сознания

Пархоменко М.В.
Скачать PDF

Образная когнитивная модель социальной репрезентации в живописи

Ширяк Мария Семеновна
В данной статье предпринята попытка описания формирующего эксперимента по изучению многомерного эстетического стимула как образной когнитивной модели социальной ситуации на основе интегративного подхода. Концепция исследования предполагала выявление объективной и субъективной направленности восприятия разными людьми смысла ситуаций в произведениях живописи и ресурсов их преобразования. Результаты эксперимента могут быть интегрированы в обучающие программы и тренинги, содержащие познавательный и регуляторный аспекты деятельности личности.
Скачать PDF

Особенности восприятия и интерпретации социальных ситуаций в произведениях живописи

Ширяк Мария Семеновна
В статье представлен опыт создания авторской модификации развивающего эксперимента с целью развития способностей восприятия и интерпретации жизненных ситуаций в произведениях живописи в форме оценочного суждения. Результаты исследования могут быть интегрированы в программы семинаров и тренингов, в обучающие программы для детей и взрослых.
Скачать PDF

Формирование образа я дошкольников средствами портретной живописи: теория и методика

Березина Юлия Юрьевна, Забровская Ольга Васильевна
В статье представлен анализ проблемы формирования образа Я дошкольников с помощью средств портретной живописи. Особое внимание уделено вопросу организации процесса познания детьми себя в условиях изобразительной деятельности. Предлагаемая в статье система педагогической работы по формированию представлений детей о себе и других людях, строится на единстве восприятия и собственной изобразительной деятельности дошкольников в жанре портрета.
Скачать PDF

Динамика социально-психологической адаптации у подростков, занимающихся живописным художественным тв

Черная Юлия Сергеевна, Шклярук Сергей Павлович
в данной статье представлено исследование динамки социально-психологической адаптации у подростков в процессе занятий живописным художественным творчеством. В лонгитюдном исследовании, на протяжении трех лет, принимали участие 60 подростков в возрасте от 13 до 17 лет, систематически занимающиеся и не занимающиеся живописным художественным творчеством. Выявлено, что у творческих подростков ниже уровень нервно-психической адаптации и выше уровень чувства субъективного одиночества, чем у нетворческих подростков. Но у творческих подростков значительно выше самооценка, уровень притязаний и удовлетворенность в достижении успеха и ниже тревожность в отношениях со взрослыми. Влияние творческой группы отражаются на таких личностных качествах, как: самооценка в сфере уверенности в себе, авторитет у сверстников, умения многое делать своими руками, социальная идентичность, чувство одиночества, фрустрации потребности в достижении успеха, проблемы и страхи в отношениях со взрослыми. Выявлены личностные особенности у творческих подростков, отличающие их от остальных, а также влияние творческой группы и косвенно творческой деятельности на личностные качества подростков.this article presents a study of the dynamics of socio-psychological adaptation in adolescents during the course of pictorial arts. 60 teenagers aged 13 to 17 years have been participating in a longitudinal study for three years, systematically involved and not involved in pictorial art. It has been found that the creative adolescents have lower level of neuro-psychological adaptation and higher level of subjective feelings of loneliness than non-creative adolescents. But creative teenagers have significantly higher self-esteem, level of aspiration and satisfaction in achieving success and lower anxiety in relationships with adults. The influence of the creative group reflected on such personal qualities as: self-confidence, credibility among peers, ability to do things with their hands, social identity, loneliness, frustration needs in achieving success, problems and fears in relations with adults. The personal characteristics of creative adolescents have been identified. These characteristics distinguish them from others teenagers, and the effect of the creative group and creative activity indirectly on the personal qualities of adolescents.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!