(Le Test-Film)—проективная методика исследования личности. Опубликована Р. Жилем в 1959 г. и предназначена для обследования детей.
Стимульный материал Ж. т.-ф. состоит из 69 стандартных картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые, а также текстовые задания, направленные на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка
и затрагивающих его отношения с другими людьми. Напр., на картинке нарисована семья, расположившаяся вокруг стола (рис. 23).
Ребенку нужно выбрать себе место за столом. В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в некоторых ситуациях. Напр.:
— С кем ты любишь играть? С детьми твоего возраста, младше тебя, старше тебя?
Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие психолога данные. Ж. т.-ф. дает возможность описать систему личностных отношений ребенка, складывающуюся из двух групп переменных:
Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми: 1) матерью; 2) отцом; 3) обоими родителями; 4) братьями и сестрами; 5) бабушкой и дедушкой; 6) другом (подругой); 7) учителем (воспитателем или другим авторитетным
для ребенка взрослым).
Показатели, характеризующие особенности самого ребенка: 1) любознательность; 2) стремление к доминированию в группе; 3) стремление к общению с другими детьми в больших группах; 4) отгороженность от других, стремление к уединению; 5) социальная
адекватность поведения. Помимо качественной оценки результатов все показатели получают свое количественное выражение. Несмотря на то что необходима дальнейшая работа но изучению валидности и надеж-ности Ж. т.-ф., проведенные исследования свидетельствуют
о значительной диагностической ценности данных, получаемых с помощью теста.
В нашей стране проведена работа по адаптации Ж. т.-ф. Изучение структуры конкретно-личностных отношений здоровых детей и детей-эпилептиков подтвердило валидность текущую теста (И. Н. Гильяшева, Н. Д. Игнатьева, 1978).
Сведений об использовании в СССР не имеется.