ЖЕСТ

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЖЕСТЫ
см. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

Жесты
движения тела, обычно кистей рук, которые в целом отражают мысль или чувство.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

Жесты
движения рук и пальцев, которые мы используем, чтобы привлечь внимание собеседника.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

Жест
лат. gestus – телодвижение) - любой акт движения (или отсутствие такового), имеющий коммуникативное значение.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЖЕСТ
движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

ЖЕСТ
Любое движение тела или мышц лица, используемое для коммуникации. Жесты могут сопровождать речь или использоваться независимо, как
в языке знаков.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЖЕСТЫ
одна из любимых игр студентов- психологов, в процессе которой необходимо в кратчайший срок и только при помощи невербалки передать сложнейшие по смыслу фразы
 

Источник: Енгалычев В.Ф. Псислэнг, или словарь профессионального жаргона психологов. 1997

ЖЕСТ
1) телодвижение, преимущ. движение рукой, сопровождающее речь для усиления ее выразительности или имеющее значение какого-л. сигнала, знака и т.п.; 2) минимальная билатеральная единица жестового языка (см. Движения семантические, Жестов языки)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ЖЕСТ
элемент пантомимики, выполняемый при помощи действий руками. Подразделяются на иллюстративные, обслуживающие какую-либо высказываемую мысль, и выразительны, свидетельствующие о эмоциях или намерениях человека. Ряд жестов приобрел РИТУАЛИЗИРОВАННОЕ значение.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

ЖЕСТЫ
выразительные движения рук человека, несущие в себе определённую информацию о нём для окружающих людей, передающие мысли, переживания, внутренние состояния данного человека. Ж. служат естественным, частично данным от природы, частично приобретённым в процессе жизни, средством общения.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ЖЕСТ
элемент пантомимики, выполняемый посредством действий руками: Ряд жестов имеет ритуализованное значение. Выделяются жесты:
1) иллюстративные (означающие) - обслуживающие некую высказываемую мысль;
2) выразительные (экспрессивные) - говорящие об эмоциях или намерениях человека.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Жест
Категория. Форма пантомимики.
Специфика. Характеризуется тем, что сообщение передается при помощи рук. Ряд жестов приобрел ритуализированное значение.
Виды:
- иллюстративные, обслуживающие какую-либо высказываемую мысль,
- выразительные, свидетельствующие о эмоциях или намерениях человека.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЖЕСТ
от фр. geste, букв. – деяния) – элемент пантомимики. Характеризуется тем, что сообщение передается при помощи рук. Ряд жестов приобрел ритуализированное значение. Виды: иллюстративные, обслуживающие какую-л. высказываемую мысль, выразительные, свидетельствующие об эмоциях или намерениях человека. Доказано, что с ростом эмоциональной составляющей конфликтной ситуации оппоненты при отстаивании своей позиции чаще прибегают к Ж.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЖЕСТЫ
движения рук человека, выражающие его внутренние состояния и несущие в себе информацию о его мыслях, переживаниях, а также о его отношении к тому, что происходит с ним или вокруг него. Ж. служат естественным средством общения людей на невербальном уровне. Ж. могут быть различными: указательными – служащими средством привлечения внимания человека, выразительными – выступающими как способ проявления психологических и физических состояний человека. См. коммуникации невербальные.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Жест
(фр. geste). Выразительное движение, отражающее переживания или общепринятые формы поведения среди людей. Осуществляется преимущественно движением рук, ног и тела. У глухонемых имеет исключительно значение как средство общения. Тяжелые нарушения в использовании жестов причиняют неврологические (эпидемический энцефалит, болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона, атеросклероз мозга) и психические (прогрессивный паралич, сенильная и пресенильная деменция, ступорозные состояния и др.) заболевания.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Жесты
произвольные и непроизвольные выразительные движения рук, помогающие передать мысли, эмоции, состояния, желания. Они дают дополнительную к вербальной информацию. В зависимости от цели использования Ж. делят на идеографические (схематически изображающие логическую последовательность высказывания); указательные (показывающие на предмет высказывания); изобразительные (схематически обрисовывающие форму или размер предмета обсуждения); дирижирующие (совершаемые в такт речи); аффективные (выражающие эмоции и чувства); регуляторные (используемые для контроля или координации общения) и др.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЖЕСТ
(франц. geste, от лат. gestus – поза, телодвижение) – выразительное движение рук. Как и другие виды выразительных движений, Ж. передает внутреннее психическое состояние человека, главным образом эмоции и чувства. Ж. может возникнуть непроизвольно во время того или иного эмоционального состояния человека и может быть воспроизведен сознательно. Ж. широко используется в педагогическом общении для того, чтобы оживить изложение материала, сделать его более выразительным, обратить внимание слушателя на те или иные стороны сообщаемого материала. Однако чрезмерное употребление Ж. мешает восприятию и пониманию высказываемых мыслей. Обилие Ж. говорящего соответствует традициям и культуре этноса.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Жесты
лат. gestus – телодвижение) – неотъемлемая часть системы коммуникации и часть «языка», если язык определяется как выражение и восприятие идей и эмоций. Считается, что язык жестов, состояший из сотен и тысяч различных сигналов, существовал до появления устной коммуникации на протяжении почти миллиона лет (Уоллок, 2005). Различают три категории жестов. 1. Символические жесты обозначают некое традиционное событие или идею (например, крестное знамение, отдание чести флагу и т.п.). 2. Иконические жесты имеют сходство с той вещью, для обозначения которой они предназначены (например, чаша изображается ладонями). 3. Экспрессивные жесты включают такие поведенческие проявления, как улыбка, выражение недовольства и др., нередко заменяющие речь, уточняющие или дополняющие ее значение и во многом определяющиеся культуральными факторами.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЖЕСТЫ
(от лат. деяние) – выразительные движения рук, пальцев. Они помогают передать эмоции, психические состояния, желания. Ж. используются как особый дополнительный (невербальный) способ общения людей. Жестами выражают свои мысли, намерения и чувства немые. Ж. используют милиционеры-регулировщики движения транспорта, судьи футбольных и иных спортивных состязаний. Ж. бывают указательными, изобразительными и т. д. Во время общения расположение рук, пальцев может свидетельствовать о готовности к беседе, владении собой, уверенности и сомнении, отсутствии агрессивности и т. д. Ж. приобретаются путем подражания, под влиянием обычаев, традиций, всей культуры. У каждого народа есть свой набор Ж. – при встрече, прощании, знакомстве, деловом общении. Ж. являются важным средством общения в боевой обстановке, особенно при скрытом передвижении военнослужащих.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЖЕСТ
от фр. geste - движение, жест; ср. gestion - руководство) - "выразительное движение руки, имеющее первоначально импульсивно-инстинктивный характер и понятное в силу непосредственного отношения, существующего между движением и внутренним состоянием, которое оно выражает. Различаются Ж. указательные и изобразительные: первые указывают на предмет, вторые изображают рукой предмет или действие.
Непосредственное выразительное значение Ж. благодаря ассоциации может перейти в условное, символическое значение; такой искусственный Ж. следует отличать от естественного. Те и др. Ж. при сознательном употреблении становятся средством психического общения, создается язык Ж., наблюдаемый у глухонемых, у ребенка, не владеющего речью, у примитивных народов. По теории В. Вундта, таким же путем развилась звуковая речь из естественных выразительных звуковых Ж." (Варшава Б. Е., Выготский Л. С, 1931). См. Американский язык жестов, Мимика, Мимико-жестоваяречь, Пантомимика, Слепоглухонемота.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Жесты
выразительные движения рук, пальцев, помогающие передать эмоции, психические состояния, желания. Важное средство диагностики личности человека, особенностей его общения — движения рук или кистей рук. Фр. Бэкон написал: "Так же, как язык говорит уху, так и жест говорит глазу". Термин "жест" иногда применяется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики, а с целью специализации собственно движений рук употребляется понятие жестикуляция. Существует множество классификаций Ж. Среди них те, в которых Ж. рассматриваются как показатели личностных особенностей человека и его общения: коммуникативные Ж. приветствия и прощания; Ж. угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные Ж. и телодвижения; Ж. дразнящие, встречающиеся в общении детей; Ж. утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение; Ж., передающие желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос; Ж., означающий конец работы, победу. Все перечисленные Ж. понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении. Описательно-изобразительные, подчеркивающие Ж., как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл. Третья группа — это модальные Ж. Они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям, к окружающей среде: жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; Ж., передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; Ж., передающие растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление. Ж. выражают общую "тональность" общения: возвышенное, нейтральное, нейтрально-обиходное, фамильярное, вульгарное. Человек, формируясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила применения и прочтения Ж. Сила и частота жестикуляции определяется культурными и групповыми нормами. Одни и те же Ж. встречаются не у всех народов. Ж. "ввинчивание в висок указательного пальца правой руки" имеет определенный психологический смысл и практически во всех уголках земного шара используется с одной целью — подчеркнуть, что собеседник говорит глупости. Ж. "большой палец правой руки опущен вниз", обозначающий у англичан неодобрение, отсутствует у русских, а Ж. почесывание затылка, передающий у русских старание вспомнить что-то, у тех же англичан встречается сравнительно редко. Но есть такие характеристики Ж., которые независимо от пола, возраста, культуры, расы, несут одну и ту же информацию о человеке. Установлено, что интенсивность жестикуляции повышается, если говорящий волнуется или хочет занять лидирующую позицию в общении, если прерывается обратная связь в общении, если человек испытывает затруднения в выражении мысли. Тревожность, неуверенность человека сопровождается хаотическими Ж., однообразными движениями рук, использованием при разговоре какого-либо предмета (постукивание карандашом, снимание-надевание очков и т.д.). Существует несколько рисунков Ж., которые позволяют достаточно однозначно судить о переживаемом человеком состоянии, его интенсивности, о типе отношения. Так, вяло свисающие вдоль тела руки означают, что человек пассивен, переживает эмоции печали, страдания, грусти. Постоянно скрещенные на груди руки свидетельствуют о том, что человек стремится к дистанцированию, что его обычная позиция в общении — это позиция выжидания. Если человек пытается скрыть что-нибудь, то он прячет свои руки (например, за спину ). Сжатые руки — партнер скрывает свое негативное отношение, его ожидания не оправдываются. Перечисленная жестикуляция возникает непроизвольно, едва осознается человеком и является типичной, то есть она характерна, практически, для всех людей. Наблюдателю представлены несколько объективных характеристик Ж.: их направленность, форма, интенсивность, частота. Исходя из совокупности этих параметров жестикуляции человека, возникает общая оценка Ж. ( быстрые, неторопливые, грациозные, неловкие, легкие, небрежные, свободные, скованные, сдержанные и т.д.). Ж. меньше, чем мимика поддаются контролю и регуляции. Поэтому они чаще являются теми элементами экспрессивного репертуара, с помощью которых осуществляется "утечка информации". Ж.-прикосновения входят в жестовой репертуар человека. Специальная область психологии невербального поведения занимается исследованием физических контактов людей. Такие виды прикосновений, как поцелуй, объятия, поглаживание себя и других, рукопожатие, похлопывание, потирание ладоней и т.д., рассматриваются чаще всего в качестве показателей эмоциональной поддержки или отвержения партнера," одобрения или наказания (например, пощечина). Динамика прикосновений говорит об отсутствии или наличии психологической близости между партнерами. Самое большое количество коммуникативных табу появляется в связи с Ж.-прикосновениями. Их применение зависит от: статуса партнеров, их пола, степени знакомства, принадлежности к определенной культуре, типа отношений. психологический смысл Ж.-прикосновений определяется тем: 1) кто из участников первым протянул руку, обнял, поцеловал, ударил...; 2) усиливается или сокращается такесический репертуар в смешанных по возрасту и полу парах; 3) появляются одни и те же элементы такесического поведения в отношении всех присутствующих или репертуар физических контактов меняется в соответствии с отношениями участников взаимодействия; 4) каковы техника исполнения прикосновений, их эмоциональная сила, физическая активность. На основе этих показателей Ж.-прикосновения приобретают психологическое значение: властные, дружеские, участливые, теплые, холодные, быстрые, короткие, крепкие, вялые, сильные, слабые. Ж.-прикосновения находятся под контролем тактильно-кинестезической системы отражения, оцениваются на основе зрительного и слухового каналов восприятия. На основе Ж. личности формируется общее впечатление не только о ней, но и об общении в целом. В.А. Лабунская

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

Жесты
gestures) Ж. являются неотъемлемой частью системы коммуникации и частью "языка", когда язык широко определяется как выражение и восприятие идей и эмоций. Считается, что язык жестов, состоящий из сотен и тысяч различных сигналов, существовал до появления устной коммуникации на протяжении почти миллиона лет. Для того чтобы стать Ж., действие должно восприниматься кем-то еще и сообщать к.-л. информ. этому человеку. Сам объем рассматриваемых невербальных движений, охватываемых термином "Ж.", длительное время вызывал многочисленные споры. Исследователи, определявшие Ж. с "позиции получателя", включали в определение Ж. непроизвольные действия, т. к. они могут интерпретироваться получателем как произвольные и, тем самым, являться "сообщением". Если не считать случайных, не имеющих соц. значения Ж., передающих побочные сообщения, все Ж. можно разбить на три общих категории. Символические Ж. (symbolic gestures), такие как крестное знамение или отдание чести флагу, обозначают некое традиционное событие или идею. Иконические Ж. (iconic gestures) имеют сходство с той вещью, для изображения к-рой они предназначены, напр. форма чаши может воспроизводиться ладонями. Экспрессивные Ж. (expressive gestures) включают такие поведенческие проявления, как улыбка, выражение презрения и недовольства. Символические Ж., зачастую заменяющие речь, обычно осознаются использующими их людьми и имеют хождение в специфических группах. К таким группам, выработавшим свою собственную систему кинетической речи, относятся североамериканские индейцы. Ж. могут не только заменять речь, но тж уточнять и дополнять смысл самого высказывания и тем самым выполнять функцию метакоммуникации. Напр., прикладывание правой ладони к сердцу означает искренность и удостоверяет правдивость слов человека, использующего этот Ж. Область изучения Ж. во многом пересекается с областью изучения невербального поведения и коммуникации. Совр. научное изучение Ж. началось с монографии Дарвина "О выражении эмоций у человека и животных", основу к-рой составили его собственные наблюдения. Несмотря на признание им того факта, что определенные Ж. могут приобретаться путем научения, Дарвин утверждал, что большая часть телесных выразительных действий все же носит врожденный или наследственный характер. В противоположность этому Уэстон Ля Барр, исследовавший культурные аспекты Ж., писал, что антрополог должен с осторожностью относиться к высказываниям об "инстинктивном" характере Ж., когда речь идет о людях. Напр., кивок головой как выражение согласия и (воспринимающееся как отрицательное) покачивание головой рассматривались в качестве "инстинктивных" жестов, осн. на обнаруживаемом у младенца с рождения рефлексе "поиска груди" (rooting response) и его отказе от нее. Однако Ля Барр приводит множество альтернатив выражения согласия и несогласия из др. культур: напр. айны на севере Японии для выражения согласия или несогласия используют ладони, тогда как абиссинцы говорят "нет", резко поворачивая голову в сторону правого плеча, и "да", резко отводя ее назад и поднимая при этом брови. Хьюз проанализировал "постуральные привычки" ("postural habits") у представителей различных культур, а Эдвард Холл описал культурные различия в приближении друг к другу (proximity) и в прикосновении при контакте в исслед., область к-рых он назвал "проксемикой" ("proxemics"). Ломакс и др. разработали систему, названную "хореометрией" (choreometrics), показывающую как стили движения связаны с социоэкономическими уровнями жизни в определенной культуре. Исследуя панкультурные аспекты телесных движений, Эйбл-Эйбесфельдт обнаружил, что приветствия сопровождаются поднятием бровей и улыбками в самых разных культурах, а Экман и Фрайзен установили, что определенные выражения лица являются универсальными. Дарвин обнаружил, что нек-рые психич. заболевания сопровождаются специфическими навязчивыми выразительными движениями. Вильгельм Райх обращал внимание на частые расхождения между вербальным содержанием и эмоциональным поведением. Он считал, что форма поведения пациента оказывается не менее важной чем то, о чем он говорит. Фрейд утверждал, что мн. "случайные действия" аналогичны бессознательным позициям. Морис Краут изучал сферу действия и значение разнообразных "аутистических" Ж. (напр., чесание или накручивание на палец пряди волос), предполагая, что эти Ж. могут выполняться неосознанно и отражать внутренний психол. конфликт; он связывал кулачные Ж. с агрессией и пальцевые Ж. со стыдом или конфликтами в области достижений или эмоциональной привязанности. Он тж обнаружил индивидуальные и половые различия в выполнении отдельных Ж. Антрополог Рэй Л. Бердвистелл утверждает, что телесные движения (body movement) не столько отражают индивидуальные внутренние состояния эмоции или аттитюда, сколько являются просто культурно обусловленным каналом коммуникации, и что паттернам выразительных действий научаются в процессе приобретения социокультурного опыта. Он предложил термин "кинесика" ("kinesics") для методологии, связанной с коммуникативными аспектами приобретаемых телесных движений. Аналогом кинесике является дескриптивная лингвистика. Бердвистелл рассматривал коммуникацию как многоканальную систему, одну из частей к-рой составляют двигательные паттерны. Он отвергал изучение изолированных образцов вокализации или Ж. и поз и сосредоточил свои усилия на интерактивном подходе. Бердвистелл и Шефлен разработали методику естественного наблюдения, к-рую Шефлен назвал "контекст-анализом", использующуюся для обнаружения и выделения элементов поведения в системе коммуникации. Кондэн и Огстэн, используя этот интерактивный или контекстуальный подход, показали, как телесные движения могут синхронизироваться на "микро"-уровне между индивидуумами или между индивидуумом и его собственной речью. Акцент на групповой и семейной терапии с широким использованием видеомагнитофона и видеозаписи способствовал популяризации изучения интерактивных и коммуникативных аспектов телесных движений наряду с изучением связи между индивидуальными и культурными различиями, с одной стороны, и интрапсихическим уровнем движения, с другой. Э. Сепир писал: "Мы чрезвычайно чутко реагируем на Ж. и, можно даже сказать, в соответствии с неким детально разработанным и потайным кодом, нигде не записанным, никому неизвестным и в то же время понятным для всех". Анализ Ж. обеспечивает нас ценной информ. в отношении этого тайного языка. Ж., исследуются ли они с психол. или культурной т. зр., позволяют глубже проникнуть в "язык" коммуникации как в отношении его смысла, так и в плане его стиля. См. также Процессы коммуникации, Кросс-культурная психология, Экспрессивная мимимка, Символическая интеракция С. Ф. Уоллок

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
239.47 кб

Жест как фактор психического развития ребенка

Галактионова Евгения Николаевна
В статье представлен анализ существующих направлений исследования жестов в психологии. Рассмотрены различные концепции, имеющие особую значимость для выявления роли жестов в психическом развитии ребенка.
Читать PDF
63.26 кб

Жест как знак человеческой культуры

Мишина Галина Александровна
Статья посвящена анализу теоретических и эмпирических исследований зарубежных и отечественных исследователей, рассматривающих сущность, природу, механизмы, виды, ранний онтогенез жестов.
Читать PDF
121.27 кб

Жест (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)

Исупов Константин Глебович
Статья «Жест» из авторского словаря «Космос русского самосознания», описывающего фундаментальные концепты русской культуры
Читать PDF
499.70 кб

Жест, движение и сенсорные пространства. Рецензия на книгу: Ю. Цивьян на подступах к карпалистике. М

Лидерман Юлия Геннадиевна
Читать PDF
180.45 кб

Влияние лизиноприла на показатели суточного мониторирования артериального давления и сосудистую жест

Саркисова Ольга Леонидовна, Реброва Наталья Васильевна, Богомолова Ирина Ивановна, Анисимова Елена Алексеевна, Карпов Ростислав Сергеевич, Мордовин Виктор Федорович, Хрулева Татьяна Геннадьевна
Цель. Изучить влияние 24-недельной терапии лизиноприлом на уровень артериального давления (АД) и сосудистую жесткость у больных артериальной гипертонией (АГ) в сочетании с ревматоидным артритом (РА). Материал и методы.
Читать PDF
488.58 кб

Артикуляция безумия. Обаяние трагического и метафизический жест Фуко

Вавилов Антон Валерьевич
Читать PDF
122.35 кб

Жест как поступок и как событие

Мавринский Илья Игоревич
В статье делается попытка рассмотреть жест как то, что на уровне телесности позволяет осуществлять переход от рациональных практик к экзистенциальным состояниям и обратно.
Читать PDF
517.97 кб

«Психологический жест» М. Чехова как функциональная система

Голлербах Татьяна Вадимовна
Осмысление концепции «психологического жеста» М. Чехова приводит к углублению понимания «механизмов» творчества актера, феномена «мыслящего тела» (Б.
Читать PDF
471.47 кб

Контекст, идеальность, жест: три исторические модели коммуникации

Артамонова Юлия Дмитриевна
В статье анализируются три модели коммуникации непосредственное общение, культура письменного высокого текста, жестовость.
Читать PDF
458.12 кб

"ФОРМЫ ЖИЗНИ" - ПОСТУПОК, ПОРТРЕТ И ЖЕСТ- В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЯХ УЧЕНЫХ ГАХН

Гидини Мария Кандида