в Драматическом треугольнике) человек, который считает себя ниже других; что его заслуженно принижают или что он не может обойтись без посторонней помощи.
ЖЕРТВА
ЖЕРТВА (VICTIM)
ЖЕРТВА
1. Пострадавшая в результате конфликта сторона. 2. Уступка, отказ от части своих притязаний или полное игнорирование своих интересов при урегулировании ситуации конфликта.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ЖЕРТВА
Sacrifice; Opfern, das Opfer) - в психологическом смысле - необходимость отказаться от мира детства; на это часто указывает регрессия энергии.
"Проблема пожертвования инфантильными стремлениями <...> является прежде всего проблемой индивидуальной; но, обратив внимание на форму ее, мы замечаем, что тут дело идет о чем-то, что должно составлять проблему всего человечества. Ибо все символы: змея, убивающая коня, и герой, добровольно жертвующий жизнью, - суть древнейшие образы выливающихся из бессознательного фантазий и религиозных мифов. Поскольку мир и все сущее есть и такой результат мышления, за которым мы вынуждены эмпирически признать "трансцендентную субстанциональность", постольку сотворение мира, мир вообще, выражаясь психологически, возникает из жертвы оглядывающегося вспять либидо. Весь мир, даже необъятное звездное небо, является для оглядывающегося склоненной над ним, охватывающей его со всех сторон матерью, и мировая картина возникает благодаря отрешению от нее и от тоски по этой картине. Из этой весьма простой основной мысли, которая, быть может, потому лишь представляется нам чуждой, что отвечает исключительно принципу наслаждения, а не принципу реальности - видно все значение космической жертвы" (К. Г. Юнг. Либидо, его метаморфозы и символы. С. 380-381. См. также СТ, пар. 645-646).
"Потому-то я и называю мудрым совет, данный <...бессознательным, - пожертвовать инфантильным героем. Первый слой толкований наших доказывает, что лучше всего принести эту жертву, вполне отдавшись в руки жизни, причем нужно целиком вывести наружу все бессознательно связанное семейными узами либидо, поставив его в общение с людьми; ибо для благополучия каждого в отдельности необходимо, чтобы всякий бывший в детстве лишь частичкой механизма сложной ротационной системы, выросши, стал бы самостоятельным центром новой однородной системы <...> Тут уместно вспомнить, что Христос своей проповедью беспощадно стремился разлучить человека с семьей его" (там же, с. 376. СТ, пар. 644).
"Проблема пожертвования инфантильными стремлениями <...> является прежде всего проблемой индивидуальной; но, обратив внимание на форму ее, мы замечаем, что тут дело идет о чем-то, что должно составлять проблему всего человечества. Ибо все символы: змея, убивающая коня, и герой, добровольно жертвующий жизнью, - суть древнейшие образы выливающихся из бессознательного фантазий и религиозных мифов. Поскольку мир и все сущее есть и такой результат мышления, за которым мы вынуждены эмпирически признать "трансцендентную субстанциональность", постольку сотворение мира, мир вообще, выражаясь психологически, возникает из жертвы оглядывающегося вспять либидо. Весь мир, даже необъятное звездное небо, является для оглядывающегося склоненной над ним, охватывающей его со всех сторон матерью, и мировая картина возникает благодаря отрешению от нее и от тоски по этой картине. Из этой весьма простой основной мысли, которая, быть может, потому лишь представляется нам чуждой, что отвечает исключительно принципу наслаждения, а не принципу реальности - видно все значение космической жертвы" (К. Г. Юнг. Либидо, его метаморфозы и символы. С. 380-381. См. также СТ, пар. 645-646).
"Потому-то я и называю мудрым совет, данный <...бессознательным, - пожертвовать инфантильным героем. Первый слой толкований наших доказывает, что лучше всего принести эту жертву, вполне отдавшись в руки жизни, причем нужно целиком вывести наружу все бессознательно связанное семейными узами либидо, поставив его в общение с людьми; ибо для благополучия каждого в отдельности необходимо, чтобы всякий бывший в детстве лишь частичкой механизма сложной ротационной системы, выросши, стал бы самостоятельным центром новой однородной системы <...> Тут уместно вспомнить, что Христос своей проповедью беспощадно стремился разлучить человека с семьей его" (там же, с. 376. СТ, пар. 644).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
ЖЕРТВА
(Sacrifice; Opfem, das Opfer). Говоря о Ж., Юнг вплотную подходит к раскрытию своей собственной теологии. В общепринятом употреблении слово «жертва» имеет два значения: первое — отказ, воздержание от чего-либо и второе — отречение, отвержение. Оба значения имеют отношение к Ж. в психологическом смысле, но ни одно не принимает во внимание первоначальный смысл этого слова как очищения, освящения. Акт отречения равносилен признанию принципа упорядочения, внеположного данному сознанию. Юнг допускает, что каждый из нас в определенный момент жизни будет призван к Ж, к отречению от взлелеянной психологической установки, невротической или какой-либо другой. Во всяком случае от человека требуется нечто большее, чем случайное приспособление. Человек сознательно отказывается от какой-то одной позиции эго в пользу другой, которая, как ему кажется, несет больший смысл и значение. Выбор и переход с одной точки зрения на другую трудны, и Юнг видел в этом устойчивую схему, примерный образец процесса, возникающего всякий раз, когда бессознательные содержания представляют самих себе и противоположности оказываются в конфликте (см. ТРАНСФОРМАЦИЯ; ИНИЦИАЦИЯ). Ж. есть та цена, которую мы платим за сознание. Жертвенный дар символизирует часть личности и самооценки жертвователя, однако человек может даже полностью не осознавать смысл своей Ж. в то время, когда она совершается. В традиционном мифологическом и религиозном понимании все, что отдаешь, надо отдавать так, как если бы оно было обречено на гибель. Поэтому невозможно рассматривать Ж., не подразумевая прямо или косвенно, что ее смысл связан также и с образом Бога. Юнг считает необходимость Ж. не пережитком архаических суеверий, но существенной частью той цены, которую мы платим за то, чтобы быть людьми. Сказать, что самость требует ее от меня, значит дать логический ответ, но человек может по-прежнему оставаться в неведении об отношении обмена, что здесь заключено. Аналитическое понимание такого обмена неизбежно влечет за собой осознание религиозной функции психического. Многие аналитики боятся этого, ошибочно приравнивая анализ религиозной функции к анализу религии. Но понимание смысла Ж. утверждает наличие смысла в утрате и часто изменяет на противоположный результат дезинтеграции.
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.