Женская литература

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Женская литература
2). Раздел феминистской литературной критики, основные задачи которого - изучение тем и жанров литературы, созданной женщинами; изучение новых предметов - таких как психодинамика женской креативности, лингвистика и проблема женского языка, индивидуальное или коллективное женское авторство, история женской литературы и исследование биографий отдельных писательниц и их произведений. В знаменитой статье Элейн Шоуолтер "К вопросу о феминистской поэтике" обосновывается два основных метода анализа женской литературы: фемининная критика ("женское" сводится к гендерным стереотипам маскулинно-сконструированной литературной истории); гинокритика - строит новые типы женского дискурса независимо от мужского и отказывается от простой адаптации мужских/патриархатных литературных теорий и моделей. Женщина в этом типе дискурса является автором текста и производительницей текстуальных значений, выражая новые модели литературного дискурса, которые базируются на собственно женском опыте и переживании. Но уже в конце 80-х гг. ХХ в. подход "женщина как автор текста" оказывается под сомнением.

Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"

Женская литература
1). Это, по сути, то, что создано в литературе женщинами. Но постоянно идет то затихающая, то вновь вспыхивающая полемика о женском творчестве, то есть о способности женщин наравне с мужчинами создавать духовный продукт высокого эстетического качества. Тема, касающаяся женского творчества, вызывает острые дискуссии - от полного отрицания до безоговорочного признания этого культурного феномена. Одним из главных аргументов противников использования данного понятия является утверждение, что наличествует лишь хорошая и плохая литература, которая не делится по признаку пола и не бывает ни мужской, ни женской. На самом деле это сложный и неоднозначно решаемый вопрос. Начать хотя бы с того, что в сложившейся культуре слова женское, мужское не только подчеркивают биологические различия, но и являют оценочные категории, которые формируются социумом, закрепляются при посредстве языка в сознании и общественном, и отдельной личности. При этом слово женское приобретает коннотацию "вторичного", "худшего", "производного от чего-то", чему и приписывается некая первичность. Пренебрежительное отношение к женщине, соответственно, принижает и сферы женской деятельности. Нормой, точкой отсчета в этом случае всегда является мужское перо, мужской взгляд. Превалирует маскулинистская установка, и словосочетание женская литература воспринимается негативно, чаще уничижительно или как иронический ярлык. Писательницу, поэтессу рассматривают лишь как одного из "солдат" армии литераторов, и рекомендуется использовать слова мужского рода - писатель, поэт, художник. В литературной критике России найдется достаточно подобного рода оценок творчества женщин: "У Дмитриевой суровое, "мужское" перо..." (Ласунский. С. 6); "Светлана Василенко - серьезный писатель, который владеет словом, : жестким, мужским стилем..." (Приставкин. С. 18). Примеры можно множить, но важнее выделить общее в этих высказываниях, а именно, что женщина-автор может быть замечена, выделена и даже похвалена, но лишь как способный писатель с мужским стилем.
Романы, созданные женщинами, написаны по-разному, поднимают различные темы, представляют различные сюжеты. Нельзя во всех случаях говорить о мелкости и узости тем, примитивности фабулы, о жеманстве, сентиментальности произведений только потому, что они созданы женщинами. Но, по всей видимости, "мужской ум не сомневается в своем исчерпывающем проникновении в женскую психологию..." (Шапир; цит. по "Степная барышня", с. 20).
Проблема женской литературы не может быть решена в сугубо литературоведческих рамках. Деконструкция понятия женское может осуществиться только в общекультурном контексте, и понятие женская литература / творчество должно быть актуализировано не для того, чтобы наделить его некими уникальными качествами, а чтобы, поддерживая дискурс, поднять статус женщины (писательницы, художницы, драматурга, поэтессы) в общественном сознании и продолжить тенденцию равенства полов. Во все времена право женщины на место в искусстве, ее художественная дееспособность обсуждались и рассматривались с разных позиций и точек зрения. Но в литературной критике преобладает взгляд, согласно которому "мужчина подобен небосклону, горизонту, верховной власти, которая одновременно и определяет и содержит в себе статус женщины" (Барт. С. 65-66). Выяснение роли полов в развитии культуры, их символического и семиотического выражения в философии, истории, языке, литературе, искусстве позволяет отразить новые аспекты развития социума, глубже проникать в суть происходящих процессов. Новое прочтение (интерпретация, толкование) текстов дает возможность отойти от традиционных и литературоведческих, и социально-политических трактовок, проанализировать произведения с точки зрения представлений о понятиях женственное и мужественное, которые являются конструктами культуры и подвергаются постоянной эволюции в исторической перспективе. Гендерное "измерение" часто дает возможность по-иному взглянуть на хорошо известные факты или произведения, интерпретировать их с учетом гендерной дифференциации (см. Гендер), деконструировать казалось бы незыблемые понятия, выявлять субтексты, отражающие символы женского опыта.
Медленно, но верно в российской научной среде утверждаются гендерные исследования (см. Гендер), а вот гендерное просвещение общества едва продвигается, хотя и здесь есть некоторые изменения. К примеру, - книги серии "Женский почерк", выпускаемой издательством "Вагриус" с 1999 года. В серии вышли книги Л. Петрушевской, Л. Улицкой, В. Токаревой, Н. Садур, С. Василенко, И. Муравьевой, О. Новиковой, Н. Медведевой, Н. Горлановой и других. Произведения этих писательниц демонстрируют широкий спектр совершенно разных стилей, манер, сюжетов. Значит, женская проза - большой раздел литературы, и необходимо иметь в виду, что любовные истории далеко не всегда являются центральной темой этих произведений, в отличие от произведений такого жанра, например, как дамский роман.
Слабым местом современной литературной критики является незнание и нежелание освоить базисные понятия гендерных исследований. Следствием неразработанности терминологии является то, что люди, находящиеся внутри литературоведческого дискурса, позволяют себе выносить суждения, звучащие иногда просто смешно, даже каламбурно: рассказы молодой писательницы "посвящены женщинам. Но это вовсе не "женская проза", поскольку она в меру сентиментальная, но в ее основе - реальная жизнь..." (Приставкин. Текст на обложке). Рассматривая недостатки или достоинства женских текстов, критики всегда, сознательно или бессознательно, сравнивают их с мужскими. Точно подмечено, что, отказывая в признании литературе женской, подразумевают, что "мужская литература - это литература, а женская - резервация" (Арбатова. С. 27).
Не только количественное увеличение "женского словесного массива" в литературе, но и осмысление этого явления критикой помогут преодолеть традиционалистские и фундаменталистские взгляды, дадут возможность внести иные знаково-символические элементы в современную языковую систему и выйти за рамки патриархатного (см. Патриархат) мышления, во многом определяемого господствующей маскулинистской культурой.

Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
84.40 кб

Литературное творчество: существует ли женский стиль?

Шаров Константин Сергеевич
В статье изучен вопрос наличия особого стиля в художественной литературе, который традиционно называется «женским стилем».
Читать PDF
230.38 кб

Гендерный дискурс в русской женской литературе XIX века

Афанасьева Э. М.
Читать PDF
1.15 мб

Современные представления о женском алкоголизме (обзор литературы)

Сомкина О.Ю., Меринов А.В.
Статья посвящена обзору современных литературных данных по актуальной проблеме женского алкоголизма. В работе проводится детальный анализ причин и этапов формирования алкогольной зависимости у женщин.
Читать PDF
434.09 кб

Нефилологический анализ женских литературных практик: проблема метод

Касумова Марина Юрьевна
В статье анализируются теоретические предпосылки практических условий существования «женской литературы», способности женщин наравне с мужчинами создавать интеллектуальную продукцию, претендующую на высокий эстетический статус.
Читать PDF
245.35 кб

«Женское» как гендерная проблема в русской литературе и философии XIX-XX вв

Ковальчук Надежда Матвеевна
В статье рассматриваются взгляды русских писателей, философов и литературных критиков второй половины XIX века на вопрос о культурном статусе женщины, ее роли в обществе, типе поведения и психологии.
Читать PDF
76.57 кб

Матерь Мира и женское начало в литературно-философском наследии семьи Рерихов

Лисовский Станислав Юрьевич
В статье идет речь о многогранной творчнеской деятельсти семьи Рерихов и о выдвижении в грядущей эпохе Женского Начала как начала Ведущего.
Читать PDF
411.22 кб

Мезонефроидный (светлоклеточный) рак женских половых органов (обзор литературы)

Халимбекова Д. И., Ульрих Е. А.
Мезонефроидный рак женских половых органов – редкое опухолевое заболевание, на долю которого приходится примерно 5 % от всех новообразований яичников, около 4 % от всех новообразований тела матки, около 1,1 % от всех опухолей шейк
Читать PDF
235.87 кб

Развитие женского образования в дореволюционной Чувашии: литература и источники

Ефимов Алексей Львович
Дан обзор опубликованной литературы по истории становления и развития женского образования в Чувашии с 1860-х годов по 1917 г., характеризуются источники по его изучению.
Читать PDF
685.85 кб

Тромбозирал хемангиом на женска уретра - клиничен казус и преглед на литературата

А. Иванов, И. Дечев, П. Антонов, Г. Иванов, М. Гулинац
Хемангиомите на уретрата представляват изключително рядко срещана патология, като от описаните в достъпната литературата 20 случая, само 6 са при жени.
Читать PDF
221.28 кб

Страницы из истории русской женской литературы XIX века: творчество А.Я. Панаевой

Михайлова Мария Викторовна
Читать PDF
519.21 кб

Факторы риска злокачественных новообразований женских половых органов (обзор литературы)

Сулейманова Н. Д.
В научном обзоре описывается связь заболеваемости злокачественными новообразованиями женских гениталий с генетическими (наследственно обусловленными) и эндогенными средовыми факторами.
Читать PDF
296.85 кб

Растительные средства при заболеваниях женской репродуктивной системы (обзор литературы)

Ботоева Е.А., Хитрихеев В.Е.
В статье приведены данные о способности фитопрепаратов стимулировать репродуктивную функцию. Действие препаратов из растений рода Lithospermum способно угнетать выработку действующего начала гонадотропинов передней доли гипофиза.
Читать PDF
3.63 мб

Папилломавирусная инфекция женских гениталий: отдельные грани проблемы (обзор литературы)

Л. Жубатова
Обзор литературы включает вопросы эпидемиологии, диагностики, лечения и профилактики папииломавирусной инфекции женских гениталий.
Читать PDF
165.64 кб

Литературно-художественные обоснования природы «Женского мира» в творчестве Ф. М. Достоевского и Л.

Андреева П. А.
В статье раскрывается литературно-художественное освещение мира женщины в классической литературе.
Читать PDF
137.29 кб

Метастатическое поражение ЦНС при онкопатологии женской репродуктивной системы. Обзор литературы и с

Зайцев А.М., Новикова Е.Г., Кирсанова О.Н., Куржупов М.И., Потапова Е.А.
В работе представлен современный взгляд на проблему лечения пациентов с внутричерепными метастазами злокачественных новообразований органов женской репродуктивной системы.