Женская идентичность

Найдено 1 определение
Женская идентичность
категоризация себя как представительницы женской социальной группы и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций. Признание и использование категоризации себя по признаку пола зависит не столько от индивидуального выбора, сколько биологически и социально принудительно обусловлено (Уэст, Зиммерман). С точки зрения теории социального конструктивизма, устройство социального мира обладает "моральным статусом", согласно которому каждый человек "сущностно" принадлежит или к мужскому, или к женскому полу (Гарфинкель). Поэтому женщины могут быть и "неженственными", что, однако, не делает их "не женщинами", главное - быть включенными в условия гендерной оценки. Культурная сегрегация гендера обеспечивается на различных социальных и культурных уровнях (Гоффман), благодаря чему воспроизводство "своего гендера", социализация девочек и мальчиков - процесс нормированный, хотя и зависимый от особенностей микросреды.
Конструирование женской идентичности непосредственно связывают со специфичным для женщины "женским опытом". Он начинает создаваться благодаря особенностям социализации девочек с младенческого возраста, т. к. родители создают гендерно-нормированный образ новорожденного ребенка (бантики, длинные волосы, нарядные платья и т. п.), а также поощряют гендерно-нормированное поведение (нерешительность, эмпатийность, пассивность и т. п.). В дальнейшем "быть девочкой" "помогают" институты социализации, важнейшими агентами которых являются ровесники, а также СМИ, наиболее жестко отстаивающие гендерные ролевые стереотипы (Алешина, Волович; Клецина). В целом, тело более значимо в структуре женской идентичности, поскольку в традиционной культуре женщина репрезентируется через ее тело (Naomi Wolf).

Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"