Жанр реалити-шоу
Жанр реалити-шоу
Телепередачи такого рода классифицируются во всем мире как Reality TV. Их типология связана с экранным бытовизмом, воспроизводимым при помощи статичной телевизионной съемки повседневной жизни участников шоу, осн. персонажей, в роли к-рых выступают как правило люди с улицы. Единство времени и места действия в программе сохраняется, а участники шоу, не обремененные профессиональными навыками и умениями, действуют в реальном времени в соответствии с заданными организаторами подобного игрового шоу условиями. Доминантой такого рода программ выступает понятие «игра»; символ-знак «игра» проецируется в сознание потребителей как нечто безобидное, поскольку изначально в программе предполагаются незапланированные ролевые игровые ситуации, складывающиеся между участниками шоу. Благодаря игровому восприятию у потребителей этого экранного продукта снимается защитная реакция, а категория опасности, порождаемая «играми» взрослого характера (что не запрещено, то разрешено), нивелируется. Исключительная роль в таких игровых шоу отводится организаторам. Появление на телевидении разных стран, включая и Россию, программ, относящихся к разновидности реалити-шоу, обусловлено рядом объективных социальноэконом. и технико-технол. причин. К ним следует отнести внедрение новых высоких технологий в сферу вещания. Зритель становится участником интерактивного телесмотрения в реальном времени и даже может влиять на развитие телесюжета. Для самого телезрителя это принципиально новая модель поведения, поскольку из отчужденного наблюдателя экранной продукции он превращается в активного и даже творческого созидателя развивающегося жизненного процесса, пусть в экранном воплощении. В результате у потребителя возникает иллюзия участия в создании реальности, к-рая и стимулирует его интерес к программе. Созданию подобных шоу-игр обязательно сопутствует освещение в прессе. Истоки телевизионных игршоу берут начало в заполонивших рынок компьютерных играх, к-рые производятся массовым тиражом и предназначаются в первую очередь для домашнего пользования, а также для Интернета. Показы игровых шоу в Интернете приносят устроителям не только популярность, но и ощутимую финансовую прибыль. Ориентация шоу на скандальность дополнительно увеличивает приток потребителей, активизирует внимание зрителей. Лит.: Уразова С. Л. Reality TV в России: первый опыт телеклонирования // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2 т. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации. М., 2002. С. Л. Уразова
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011