ЖАНЕ ПЬЕР

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Жане Пьер
(Janet Pierre, 18591947). Французский психолог, психиатр и психотерапевт. Работал в области психологии, психопатологии и психотерапии. Один из основоположников учения о неврозах. Создал концепцию о психастении. Труды: «О психике истериков» (1893), «Главный симптом истерии» (1907), «Навязчивость и психастения» (1908) и др.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Жане Пьер
(1859–1947) – франц. психолог, психиатр. Свою концепцию Ж. определял как психологию поведения, в которой психические процессы рассматриваются как часть поведения, действия, активности субъекта. Ж. полагал, что психика человека социально- обусловлена и что развитие ее заключается в системе многообразных связей с природой и обществом. В развитии ребенка Ж. выделял четыре уровня. Первый уровень характеризуется развитием моторных реакций (приближение и удаление), где значимыми являются не сами реакции, а их социальная обусловленность. Второй уровень – развитие перцептивных действий, на котором формируются образы восприятия и представления памяти. Третий уровень – социально-личностный – характеризуется возможностью ребенка согласовывать свои действия с действиями другого человека. Четвертый уровень – интеллектуальноэлементарное поведение. На этом уровне развивается речь ребенка как средство общения с другими и управления своими действиями. Осн. работа: «Психический автоматизм», 1916.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЖАНЕ ПЬЕР
29.05.1859, Париж – 24.02.1947) — французский психолог и психиатр. Разрабатывал проблемы патопсихологии и психиатрии (неврозы, психастении, психастенический характер, психические автоматизмы). В 20–х гг. на основе категории „действия“ создал общепсихологическую концепцию, в которой в отличие от бихевиористов рассматривал психическое как результат интериоризации внешних, практических действий, имеющих социально значимый характер. Так, человеческая память первоначально появляется как коммуникативное действие, служащее для передачи важных сообщений, влияния на других людей, объединения их при выполнения той или иной задачи. Затем внешний приказ превращается в самоприказ, который и образует высшую память, характеризующуюся в отличие от памяти – „реминисценции“ своим произвольным характером. В целом по отношению к действию психическое может выступать его „подготавливающей“ частью , регулятором действий , „неполным“ действием (мышление). Идеи Жане существенно повлияли на французскую психологию ХХ в. (Ж. Пиаже, А. Валлон) и на культурно–историческую концепцию Л.С. Выготского.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

ЖАНЕ ПЬЕР
(Janet Pierre) (1859—1947)-французский психопатолог и психолог, известный своими работами в области клинической психологии и тем, что активно отстаивал психологический взгляд на природу отклонений в психике и поведении больных. В его работах нашли широкое отражение многие, не вполне привычные для традиционной психиатрии психологические понятия, такие, например, как «психологическая сила», «психическая энергия», «психическое напряжение», «психологический автоматизм», «психологическая экономия», «действие», «деятельность», «активность». Ж.П. вывел законы, которым, по его мнению, подчиняются изолированные феномены сознания. Эти законы следующие: 1. Все ощущения и образы сопровождаются телесными движениями, без которых они не могут существовать. 2. Всякое возникшее в сознании ощущение или образ остаются там до тех пор, пока не будут вытеснены другим ощущением или образом. 3. Всякие ощущения или эмоции стремятся развиваться и завершаться, т. е. со временем исчезают. Исследование причин сужения «поля сознания» привело Ж.П. к постановке и анализу важного для психологии вопроса о соотношении сознательного и бессознательного в психике и в регуляции поведения человека.
Соч.:Les debuts de L`intelligence. P., 1935; Неврозы. М., 1911; Психический автоматизм. М., 1913. См. поле сознания, психология клиническая.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЖАНЕ ПЬЕР
(1859 —1947) франц. психолог, психиатр; основная центральная идея в его исследованиях дефиницировалась классификацией действий, а сами психические процессы он рассматривал, как часть поведения, действия, активности субъекта; свою же целостную концепцию он определил как психологию поведения, базирующуюся на следующих классификантах-формах: «психическая сила», «психический автоматизм», «психологическая экономия», «психологические уровни», «психическое напряжение», «активность», «деятельность», «действие», «психоэнергия», «желания», «побуждения» и др.; оперируя этими понятиями Ж. эксплицировал истерии, неврозы, психастении и другие мультипсихические аберрации, кои он герменевтизировал-анализировал, как конструкции-схемы единства всех психоэволюционных функций человеческого организма в онтогенезе и филогенезе: психические акты, по Ж., могут быть подготовительной частью определенного желания-действия-побуждения или же регуляторами чувств, мышления, а сами психопроцессы индивида могут быть, согласно его теории, опосредованными социопрактическими действиями индивида, имеющими социоиндексный характер; апогейно-специфическая, по Ж., память субъекта, такая как а) память-воспоминание, б) память-повествование, могут возникать как акт, как действие, кот. репродуцируется-генерируется индивидами по ходу онтоса-бытия, его эволюции, связанной с культурно-историческим развитием общества, индивидов, как форма индукции-транспонировки друг к другу каких-либо информационных референций-информзнаков-сообщений и, таким образом, такая память-действие оказывает взаимовоздействие индивидов друг на друга при их интеграции для выполнения тех или иных конкретных замыслов, целей, задач. а идущая от других индивидов инструкция-императив приказ совершить «акты памяти» уже инкарнируется в самоинструкцию, самоприказ в психике другого индивида; по мнению Ж., такая память отличается от «памяти-реминисценции» своей произвольно-процессуальной модальностью; трактовка-экспликация «памяти-реминисценции», по Ж., истолковывается-анализируется им, как низшая и непроизвольная форма самой памяти, в сравнении с высшей-специфической человеческой памятью и ее двух формах (а и б).

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.