Жане Пьер Мария Феликс

Предыдущий термин:
ЖАНЕ ПЬЕР

Следующий термин:
ЖАНЕ СИНДРОМ

Содержание:

Найдено 6 определений термина Жане Пьер Мария Феликс

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ЖАНЕ Пьер Мария Феликс

Janet, 1859-1947) - фр. психолог и психиатр. В 1-й период творчества разрабатывал г. о. патопсихологические и психиатрические проблемы (неврозов, психастении, психастенического характера, психических автоматизмов и др.). Во 2-й период творчества (с 1920-х) создал оригинальную общепсихологическую концепцию, в которой центральное место занимала категория "действие". В отличие от бихевиористов, Ж. рассматривал психическое как составную часть поведения (действий). Психическое м. б. "подготавливающей" частью действия (желание), регулятором действий (чувства), "неполным" действием (мышление). В целом Ж. считает психические процессы человека результатом интериоризации вначале вполне внешних, практических действий, которые имеют социально значимый характер. Так, высшая (специфически человеческая) память (память-воспоминание, память-рассказ) появляется как действие, изобретенное людьми в ходе их исторического развития для передачи друг другу важных сообщений, влияния на др. людей, их объединения для выполнения той или иной задачи и т. п. Впоследствии идущий со стороны др. людей приказ совершить акт памяти превращается в самоприказ. Такая память отличается от памяти-"реминисценции" (низшей, непроизвольной памяти) своим произвольным характером. Идеи Ж. оказали значительное влияние на фр. психологию XX в. (Ж. Пиаже, А. Валлон и др.), а также на идеи культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. (Е. Е. Соколова.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЖАНЕ Пьер Мария Феликс

Пьер Жане родился 30 мая 1859 г в Париже, в семье, принадлежащей к классу обеспеченной французской интеллигенции. Многие его родственники были юристами, филологами, инженерами, а его дядя - Поль Жане - довольно известным философом. Обучается Пьер в знаменитой парижской Эколь Нормаль, где вместе с ним учатся многие юноши, впоследствии заслуженно признанные гордостью французской науки Среди его однокурсников были, в частности, Анри Бергсон и Эмиль Дюркгейм В 1882 г Жане получает ученую степень магистра философии (позже, в 1889 г , ему присваивают в Сорбонне докторскую степень по литературе, а в 1893 г - и по медицине) В 1889 г Жане возвращается в Париж и успешно защищает диссертацию под названием «Психический автоматизм (Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности)», впоследствии опубликованную в виде книги Докторская степень ему присваивается по философии, ибо в представлении французской научной общественности той поры психология продолжает оставаться философской наукой В 1890 г Жане получает пост в Парижском лицее, и в том же году Ж М Шарко отдает в его ведение психологическую лабораторию в своей клинике Сальпетриер, где Жане и ранее ведет активную клиническую работу, а свои научные взгляды излагает в лекциях, пользовавшихся большой популярностью Приблизительно в это же время Фрейд также стажируется у Шарко в клинике Сальпетриер, однако впоследствии утверждает, что никогда даже не сталкивался с Жане и ничего не слышал о его идеях В 1893 г Жане защищает медицинскую диссертацию под названием «Умственное состояние истериков» С декабря 1895 г по август 1897 г он заменяет Т Рибо в Коллеж де Франс и окончательно сменяет его там в 1902 г , получив должность профессора психологии В 1904 г Жане основывает совместно с Ж Дюма Журнал нормальной и патологической психологии и остается его главным редактором свыше 30 лет. В 1936 г он уходит в отставку, но, несмотря на это, продолжает частную практику и научные исследования Жан Пиаже, посвятивший Жане специальную статью, выделяет в его научном творчестве три периода Первый начинается работой «Психический автоматизм» и, по мнению Пиаже, характеризуется направленностью на статичный аспект психического процесса Точка отсчета второго периода - работа «Навязчивость и психастения» (1903), где внимание Жане уже направляется на динамический аспект психического процесса Третий период (со второй половины 1920-х гг ) интересен генетическим анализом различных форм поведения В первый период своей работы Жане формулирует основные методические принципы, которых он будет придерживаться и в дальнейшем 1) обследовать пациента самому, насколько это возможно, без ассистентов и другого рода «посторонних», 2) точно записывать все, что говорит и делает пациент, 3) учитывать не только актуальное состояние пациента, но и всю историю его жизни и ход предшествующих заболеваний и их лечения Сам Жане дает достаточно противоречивую характеристику своим ранним исследованиям и считает, что они были опубликованы и популяризированы слишком рано и с тех пор цитировались во всех работах, посвященных возможностям человеческой психики Жане является не только практиком, но и теоретиком-исследователем интересующих его явлений. Так, ему удается собрать грандиозную библиотеку по магнетизму и гипнологии, проанализировать множество разнообразных источников В итоге он приходит к выводу о недостаточности такого подхода и необходимости углубленного изучения неврозов Первые результаты этих исследований и послужили основой обобщающего труда «Психический автоматизм» Большая часть работы основана на изучении клинических случаев четырех женщин, фигурирующих в отчетах как Рози, Люси, Мари и Леони, хотя в исследовании в общей сложности участвуют 19 пациентов с истерией и 8 с эпилепсией Что же касается методики Жане, то его научный метод, как и для большинства исследователей того времени, заключается в сочетании анализа и синтеза Первоочередной задачей оказывается анализ и, соответственно, - вопрос о первоэлементах Многие философы и психологи того времени пытаются реконструировать психику с помощью анализа и синтеза, используя в качестве базового элемента ощущение Жане достаточно своеобразно подходит к применению принятой повсеместно методики он выделяет не чистое ощущение, но действия, и считает невозможным отделение сознания от активности Здесь Жане обращается к таким динамическим понятиям, как психическая сила и слабость, без которых немыслима активность, деятельность Первой пациенткой, на которой он демонстрирует метод психологического анализа, была некая Марсель Жане пытается проранжировать ее симптомы по степени их глубины Поверхностный уровень составляют особенности, сравнимые с результатами 1ипнотического внушения, средний - импульсы, которые Жане приписывает действию неосознанных фиксированных идей, исходящих из определенных травмирующих воспоминаний, наиболее глубинный уровень - наследственные факторы, перенесенные тяжелые заботевания, ранние травматические события Данные, полученные при проведении этих исследований, чрезвычайно напоминают только начавшее формироваться учение Фрейда И это не единственное сходство работ Жане с работами «отца психоанализа» За психологическим анализом, согласно Жане, должен следовать психологический синтез, то есть реконструкция хода болезни Такое взаимодействие анализа и синтеза в ходе работы с невротическим пациентом выступает отличительной, самобытной чертой метода Жане Основным результатом применения Жане метода психологического анализа является открытие неосознанных фиксированных идей и их патогенной роли, причина которых - травмирующее или пугающее событие, ставшее бессознательным и замещенное симптомами Процесс замещения, по Жане, связан с сужением поля сознания Неосознанные фиксированные идеи являются как причиной, так и результатом психологической слабости Для излечения мало перевести их в поле сознания Необходимо разрушить патогенную идею путем диссоциации или трансформации Поскольку она является частью заболевания, ее устранение должно сопровождаться синтетическим лечением, переобучением или другим умственным тренингом Во втором периоде творчества Жане рассматривает две формы невроза - истерию и психастению Его концепция неврозов сочетает психогенный компонент (исходящий от жизненных событий, фиксированных идей) и органический фактор Жане предлагает двухуровневую модель этих расстройств первый уровень связан с фиксированными идеями (неосознанными у истерика и осознанными у психастеника), а второй, глубинный, заключается в расстройстве некоторых базовых функций (сужение поля сознания у истерика и расстройство функций реальности у психастеника) Важно отметить, что, изучая поведение больных, Жане интересуется и гораздо более широким кругом явлений психической жизни, избегая, однако, смешения нормы и патологии Последний период творчества Жане характеризуется построением колоссального в своем масштабе метода психологического синтеза, который должен логически следовать за психологическим анализом применительно не только к анализу невроза, но и к осмыслению психологической науки в целом Сам Жане подчеркивает, что к началу XX в было написано огромное количество психологических по своей сути монографий на частные темы и теперь человечество нуждается в систематизации и объяснении полученных данных Именно Жане и пытается создать такую модель и использует в ней данные не только из психологии взрослого человека и психопатологии, но и из детской психологии, этнопсихологии, психологии животных Жане удается создать систему, в рамках которой свое освещение получают практически все психические явления Материал этого колоссального синтеза не был собран в одной какой-либо работе, он представляется рядом публикаций конца 1920-х - начала 1930-х гг. Своей интенсивной педагогической, практической, научной деятельностью Жане внес поистине неоценимый вклад в развитие современной психологии На него неоднократно ссылается К Г Юнг Влияние знаменитой работы «Психический автоматизм» Жане сильно ощутимо в методе рассмотрения Юнгом человеческой психики как состоящей из ряда «подсознательных личностей» То, что Юнг назвал комплексом, первоначально было не чем иным, как эквивалентом «подсознательной фиксированной идеи» Жане Работы Жане оказали значительное влияние на индивидуальную психологию А Адлера Он неоднократно признавал, что его работа о чувстве неполноценности была развитием наблюдений Жане. Единственным «темным пятном» в биографии Жане является категорический отказ Фрейда признать какую бы то ни было преемственность идей французского коллеги, несмотря на их явное сходство. В России вышли в переводе на русский язык следующие работы Жане: «Неврозы и фиксированные идеи» (1903), «Неврозы» (1911), «Психический автоматизм» (1913). В сборнике «Новые идеи в философии» за 1914 г. была напечатана его статья «Подсознательное». Российские ученые старших поколений были достаточно хорошо знакомы с его трудами и идеями. Так, Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин, формулируя свои представления об интериориза-ции, ссылаются на работы Жане. А.Н. Леонтьев обращается к его исследованиям при рассмотрении социально-ориентированных направлений в психологии. Однако не переиздававшиеся с тех давних пор работы Жане сегодня труднодоступны, и многие современные психологи даже не слышали его имени. Пьер Жане умер в Париже 24 февраля 1947 г. В это время газеты не выходят из-за забастовки печатников. Поэтому никто своевременно не был оповещен о смерти выдающегося психолога. В изданиях, вышедших только в конце марта, после окончания забастовки, факт его кончины был просто отмечен двухстрочным некрологом среди прочих заметок на различные темы. В 1956 г. в связи со 100-летием Фрейда в клинике Сальпетриер была установлена мемориальная доска в память о визите корифея психоанализа. Но никому не пришло в голову три года спустя, в день столетия Жане, установить здесь мемориальную доску в его честь (хотя именно в этой клинике он проработал несколько лет и провел здесь огромную часть своих исследований). Тем не менее никто не решится оспаривать тот факт, что влияние Пьера Жане на психологию не поддается никакому измерению, а факт его незаслуженного забвения не делает чести ни его современникам, ни «благодарным» потомкам. Пьер Жане на протяжении всей своей жизни считал необходимым разрабатывать психологию как объективную науку и всей своей деятельностью способствовал этому.

Источник: В. Яровицкий. 100 великих психологов, 2004 г

Жане (Janet) Пьер Мария Феликс

(29.05.1859, Париж - 24.02.1947, Париж) - французский психолог и психиатр.

Биография. Получил философское образование в Высшем педагогическом институте в Париже, преподавал семь лет в лицее в Ле Гавре. Затем обратился к проблемам медицины, в частности к проблеме гипноза и суггестии, что было обусловлено влиянием Ж.М.Шарко. С 1889 г. - руководитель психологической лаборатории клиники Сальпетриер. В этом же году получает степень доктора философии, в 1892 г. - степень доктора медицины. С 1896 по 1934 г. - профессор кафедры психологии Коллеж де Франс, затем Сорбонны. В 1904 г. вместе с Г.Дюма основал журнал "Journal de psychologie normal et pathologique".

Исследования. Разрабатывал проблемы патопсихологии и психиатрии (неврозы, психастении, психастенический характер, психические автоматизмы). Психику понимал как систему психических функций личности, которая образуется в результате филогенетического и онтогенетического развития. Это есть некая иерархия, включающая уровни от низшего, к которому принадлежат рефлексы, элементарные формы ощущений, через восприятие, эмоции, память, дискурсивное мышление до высшего, на котором возможно синтетическое схватывание реальности во всех ее формах. Сами эти психические функции представляют собой готовности организма к определенным как внешним, так и внутренним действиям. В основе их лежит психическая энергия, которую можно изучать по ее проявлениям. В 20-х гг. на основе категории "действия" создал общепсихологическую концепцию, в которой в отличие от бихевиористов рассматривал психическое как результат интериоризации внешних, практических действий, имеющих социально значимый характер. Так, человеческая память первоначально появляется как коммуникативное действие, служащее для передачи важных сообщений, влияния на других людей, объединения их при выполнения той или иной задачи. Затем внешний приказ превращается в самоприказ, который и образует высшую память, характеризующуюся (в отличие от памяти-"реминисценции") своим произвольным характером. В целом по отношению к действию психическое может выступать его "подготавливающей" частью (желание), регулятором действий (чувства), " неполным" действием (мышление). В психологической концепции возникновения неврозов подчеркивал роль в этом процессе нарушения синтетической функции сознания, утраты равновесия между высшими и низшими функциями. Идеи Жане существенно повлияли на французскую психологию ХХ в. ( Ж.Пиаже, А.Валлон) и на культурно-историческую концепцию Л.С.Выготского.

Сочинения. Levolution da le memoire et de la notion du temps. V. 1-3, P., 1928;

De langoisse a lextase. V. 1-2, P., 1926-28;

Les debuts de lintelligence. P., 1935;

Неврозы и фиксированные идеи. СПб., 1903;

Психический автоматизм. М., 1913

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ЖАНЕ Пьер Мария Феликс

Жанэ (1859-1947), будучи учеником Шарко, в конце концов принял точку зрения Бернгейма (Laurence & Perry, 1988). Он интенсивно занимался гипнозом и был основателем теории (см. диссоциация) и практики (см. память), ставших вехами в истории гипноза. В 1886 г. Жанэ при работе со своей пациенткой Люси (а в 1889 г. с пациенткой Мари) предпринял попытку изменения психотравмирующих воспоминаний. Он много сделал для превращения гипноза в психотерапию. Огромное влияние Фрейда (которого Жанэ упрекал в заимствовании некоторых своих идей) затмило образ Жанэ. Жанэ воспринимал гипноз как низший вид психической деятельности, но не как сон (Janet, 1889).

Источник: Ж. Годэн. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию/Перев. с франц. С. К. Чернетского. - М, 2003 г

ЖАНЕ Пьер Мария Феликс

Jane) Пьер Мари Фели (1859— 1947) — французский философ, психолог, психиатр и невропатолог. Д-р медицины (1893), профессор (1902). Академик (с 1913) и президент (с 1925) Парижской академии моральных и политических наук. Действительный и почетный чл. ряда иностранных академий. Образование получил в Ecole Normale (1879— 1882, магистр философии, 1882), учился в Парижском ун-те (Сорбонна, д-р литературы, 1889; медицинский фак-т, д-р медицины, 1893). Усиленно изучал философию, которую с 1881 г. преподавал в Гаврском лицее. Ориентировался преимущественно на позитивистские воззрения. Активно занимался исследованиями в ряде областей психологии и религиоведения. Под руководством Ж. Шарко в 1879—1885 гг. исследовал истерию и истерический паралич. Считал, что суть истерии составляют своеобразное сужение поля сознания, расщепление сознания и выпадение части психофизических проявлений из-под контроля сознания. В 1889 г. защитил дис. и опубликовал книгу Психический автоматизм, в которой изложил свою концепцию высших (творческих, синтезирующих) и низших (автоматических ) функций психики. В 1890 г. по приглашению Ж. Шарко возглавил психологическую лабораторию психиатрической больницы Сальпетриер, в которой около 50 лет занимался исследованием и врачеванием неврозов. Создал тест кожной анастезии. В 1895 г. по рекомендации Т. Рибо начал работать на кафедре экспериментальной и сравнительной психологии в Коллеж де Франс. Вскоре возглавил эту кафедру и руководил ею до 1934 г. В 1904 г. совместно с Ж. Дюма основал журнал Нормальной и патологической психологии — один из ведущих психологических журналов Франции. На протяжении многих лет читал различные курсы лекций по психологии в Сорбонне и ведущих ун-тах Аргентины, Бразилии, Канады, Мексики и США. Получил интересные научные результаты в различных областях знания. Опубликовал ряд работ по философии, истории психологии, социальной психологии, общей психологии, патопсихологии, психиатрии, психотерапии, психологии религии и мистицизма, по различным проблемам психической эволюции, сознания и бессознательного, памяти, времени, языка и мышления, психологии личности и др. Предложил трактовку психологии как объективной науки о человеческих действиях. Выработал представление о психике как сложной, иерархизированной энергетической системе, обладающей определенной степенью психического напряжения. В 1892 г. опубликовал капитальное исследование истерии Ментальное состояние истериков (в 2-х тт.). Разработал психологическую концепцию неврозов, согласно которой они возникают из-за функциональных нарушений высших функций психики и потери баланса между высшими и низшими психическими функциями. В 1894 г. ввел в оборот понятие психастения. Выделил психастению в качестве самостоятельной формы психических заболеваний и создал биопсихологическую теорию психастении. В исследованиях психологии личности особое значение придавал проблемам единства, различения и индивидуальности. Практиковал лечение сном и гипноз. Признавал главенство психологического фактора в гипнозе. Ж. оказал существенное воздействие на формирование представлений 3. Фрейда и И. Брейера о природе психики и неврозов. Считается предшественником психоанализа в трактовке истерии, роли бессознательного в неврозах и др. проблем. Отдавая должное отдельным достижениям психоанализа, в целом относился к нему критически. Полемизировал с 3. Фрейдом и др. психоаналитиками. Отверг психоаналитическую идею о психосексуальной травме как главной причине неврозов. Сыграл значительную роль в развитии психологии, психиатрии и психотерапии. Автор книг: Неврозы и фиксированные идеи (1898), Навязчивые состояния и психастения (2 тт., 1903); Неврозы (1909); Психологические способы лечения (3 тт., 1919), От тревоги к экстазу (2 тт., 1926— 1928); Эволюция памяти и понятие времени (1928); Психологическое развитие личности (1929); Любовь и ненависть (1932); Истоки интеллекта (1935); Предъязыко-вой интеллект (1936) и др. В. И. Овчаренко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

Жане Пьер Мария Феликс | Janet, Pierre-Marie-Félix (1859-1947)

Жане разработал систему психологии и психопатологии, которую он назвал psychologie de la conduite ("психология поведения"). Понижение психической энергии играло главную роль в предложенном Жане объяснении психических расстройств.

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Проблема личности в трудах Теодюля Рибо и Пьера Жане

Лялина Я.И.
В статье определен вклад представителей Французской психологии конца XIX начала XX века Теодюля Рибо и Пьера Жане в разработку проблемы личностной сферы психики.
Читать PDF

Певзнер, Мария Семёновна - штрихи к биографии

Чупров Л.Ф.
В статье описывается история одной из 10 научных школ в советской психологии на примере биографии ее знаменитой представительниц. Это эссе о М. С. Певзнер, ученице Л. С.
Читать PDF

Пьер де Кубертен и возрождение Олимпийских игр

Комаров С.Н.
Статья посвящена жизни и деятельности барона Пьера де Кубертена французского гуманиста, общественного деятеля, педагога, историка, литератора, идеолога и основателя современного Олимпийского движения.
Читать PDF

Мария ланда-неймарк. О себе

Читать PDF

Мария ланда-неймарк. О себе

Читать PDF

Мария Яковлевна Ямпольская (1924-1990)

Хрисанфова О.А.
Читать PDF

Мария Яковлевна Ямпольская (1924-1990)

Хрисанфова О.А.
Читать PDF

Феликс Хусаинович камилов (к 70-ю со дня рождения)

Читать PDF

Феликс Хусаинович камилов (к 70-ю со дня рождения)

Читать PDF

Культурная социализация ребенка-дошкольника на основе феликсологического подхода: зарубежный опыт

Ульман Анна Васильевна, Кузнецова Людмила Васильевна
На основе проведенного историко-педагогического анализа зарубежного опыта доказано, что феликсологический подход как самое природосообразное средство воспитания ребенка-дошкольника способствует его ку
Читать PDF

Культурная социализация ребенка-дошкольника на основе феликсологического подхода: зарубежный опыт

Ульман Анна Васильевна, Кузнецова Людмила Васильевна
На основе проведенного историко-педагогического анализа зарубежного опыта доказано, что феликсологический подход как самое природосообразное средство воспитания ребенка-дошкольника способствует его ку
Читать PDF

Архиепископ Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий)

Княжеская Н.П.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!