ЖАДНОСТЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ЖАДНОСТЬ
Жадность определяется по формуле «искушение отступить (размер вознаграждения) минус выигрыш при взаимной кооперации».

Источник: Ойстер К. Социальная психология групп. 2004

ЖАДНОСТЬ
чрезмерное стремление удовлетворить свое желание, негативная черта характера человека, способствующая возникновению конфликтов между ним и окружающими. Ж. часто приводит к конфликтам по причине того, что свои желания жадный человек удовлетворяет за счет др. людей. В современных условиях Ж. стимулируется и проявляется в стремлении к наживе, накопительству, обогащению.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Жадность
родственно словам жажда, жаждать) – падкость на богатство, на излишнее приобретение чего-л. Может приобрести болезненный характер. Может сочетаться с завистью, желанием приобрести независимое положение, превзойти других. Типичная реакция на жадность – презрение. Художественные образы жадных людей – Плюшкин в «Мертвых душах» Н. Гоголя, Гобсек в одноименном рассказе О. Бальзака, Гарпагон в комедии Мольера «Скупой».
Не тот беден, у кого мало, а тот, кто хочет больше (Сенека).
См. картину В. Маковского «Скупой». Ср. избыточный мотив.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ЖАДНОСТЬ
ПРАГНАСЦЬ / GREED– желание приобрести больше, чем человек имеет, или сохранить то, что он имеет, любой ценой и недовольство тем, что никогда не будет иметь достаточно, включая желание вещей, которые он ценит, состоящих из материальных (например, деньги, богатство, одежда и др.) или нематериальных (например, власть, статус, время, секс и др.) вещей. Ж.– это сложный конструкт, который специфичен для разных культур и времен и включает в себя как моральный, так и этический компонент. Зачастую Ж. рассматривается как негативная характеристика, безнравственное явление, которое часто ассоциируется с разрушительными социальными последствиями. Ж. описывается как мотивирующий фактор для порождения других негативных поступков и действий (коррупция, злоупотребление властью). Ж. может быть конструктивной и являться необходимым условием для экономического развития общества и управления им; механизмом, способствующим его прогрессивности и продуктивности. Ж. может быть для индивида сильным мотивирующим фактором. Учитывая определенную двойственную природу Ж., приводящей как к положительным, так и к отрицательным последствиям, сама по себе она не должна оцениваться как моральная или аморальная, вместо этого именно последствия Ж. являются либо продуктивными, либо деструктивными. Ж. включает в себя стремление или желание получить больше, причем определяющим признаком Ж. является желание приобрести больше, чем есть. В частности, обращается внимание на то, что Ж.– это не просто желание, а чрезмерное желание, стремление получать все больше новых благ и нежелание расставаться с накопленными ресурсами. Ж. определяют как ненасытное стремление к большему количеству ресурсов, денежных или иных, желание не только прибрести больше, но и неудовлетворенность от ощущения, что всегда чего-то не хватает. Другие объекты желания могут включать в себя все, что человек считает ценным, в том числе власть, статус, секс, успех, привилегии, друзей или время. Ж. следует рассматривать как эмоциональное состояние (ситуационная Ж.) и как черту личности (диспозиционная Ж.). Ситуационная Ж. возникает в результате отсутствия или недоступности не столько необходимых для удовлетворения потребности предметов/объектов, сколько их количества. Диспозиционная Ж. проявляется как ненасытное, эгоистичное желание большего, независимо от используемых средств (материальных или нематериальных). Диспозиционная Ж. как устойчивая личностная черта проявляется по отношению к любым предметам/объектам независимо от ситуации. Для диагностики Ж. используют опросники «Жадность» и «Алчность», разработанные Ю. В. Щербатых. Ж. является комплексом двух самостоятельных личностных качеств: алчности (стремление получить как можно больше) и скупости (стремление потратить как можно меньше). Опросник «Жадность» определяет Ж. как черту личности, как чрезмерное стремление получать все больше новых благ, так и нежелание расставаться с накопленным богатством. Уровень Ж. связан с особенностями личности. Опросник «Алчность» направлен на выявление таких личностных характеристик, как скупость– щедрость; ненасытность– непритязательность. Сумма этих двух шкал измеряет алчность как личностную черту. Разработана и валидизирована шкала диспозиционной Ж. (ШДЖ) для изучения Ж. как устойчивой личностной черты (авторы И. А. Фурманов и С. М. Ширко). С. М. Ширко

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
419.01 кб

Мотивы и мотиваторы в структуре фрейма (на примере нравственного понятия «Жадность»)

Колодина Нина Ивановна, Дуванова Светлана Петровна
В статье описывается экспериментальная психолингвистическая методика выявления мотива и мотиваторов в структуре фрейма, а также психологическая методика определения базового мотива как психологической устойчивости к сохранению сфе
Читать PDF
97.12 кб

Лекарство от жадности

Заикина Ольга