Зеркального рисунка тест
Зеркального рисунка тест
методика оценки перцептивно-моторных способностей и особенностей личности. Разработан М. Кучерой и В. Смекалом в 1976 г. Прием, предусматривающий зеркальное восприятие рисунка применялся в экспериментально-психологических целях еще в конце прошлого века. Различные авторы использовали эту тестовую модель для выявления как уровня развития моторики, так и определения индивидуальных различий в темпе обучения, латерализации функций правой и левой рук, особенностей зрительно-моторных связей. В последующем этот прием применялся для диагностики таких особенностей личности как тревожность, импульсивность, чувство неполноценности, агрессивность, уровень адаптации к стрессу, эмоциональная лабильность, самокритичность, пессимизм и некоторых других (В. Черны, Т. Колларик, 1988). Содержание работы испытуемого заключается в зеркальном срисовывании с тестовых образцов. Для этого используется специальное устройство, представляющее собой камеру с установленным в ней зеркалом. Испытуемый из-за ширмы (экрана) может видеть лишь зеркальное изображение тестового объекта. Стимульный материал теста состоит из двух серий, в каждой из которых по три образца. Образец состоит из семи точек, пронумерованных так, что, отражаясь в зеркале, последовательность точек располагается против часовой стрелки. Задача испытуемого — соединить точки линиями согласно последовательности числового ряда. Испытуемый не может отрывать ручку от бумаги до соединения линией последней пары точек. Во время выполнения заданий экспериментатор может воздействовать на поведение и состояние испытуемого для повышения эмоционального напряжения (например, замечания, критика, указание на медлительность), либо оказания поддержки (например, в ситуации, чреватой отказом от продолжения работы). Проведение теста требует приблизительно 30 минут. Идея теста состоит в том, что для большинства взрослых людей выполнение предлагаемых заданий связано со значительной психической нагрузкой, которая у некоторых из них может перейти во фрустрацию. Тест направлен на оценку интенсивности напряжения и типа поведения в ситуации фрустрации. Для этого фиксируются разнообразные поведенческие проявления испытуемого, к которым относятся: 1. Психофизические проявления напряжения (потливость, тремор); 2. Выражение лица и спонтанное поведение. Согласно комплексу этих показателей состояние испытуемого характеризуется по следующим вариантам: а) нервозность, б) напряженность, в) сосредоточенность, г) спокойствие, д) легкое отношение (как к развлечению). 3. Целенаправленность и осознанность выполнения. 4. Способ удержания ручки или карандаша (свободное или напряженное). 5. Способ рисования и характер штриха (оценивается в трех аспектах: скорость, характер штриховки, выдерживание направления). 6. Вербальные проявления (нейтральные, критические, подбадривающие, самообвиняющие, проявления депрессии, смущения, отказ, сопровождение деятельности счетом точек). Дополнительно фиксируется время, затраченное на выполнение каждого задания, общая продолжительность работы испытуемого, периоды замедления темпа выполнения. Характер рисунка дополнительно оценивается параметрами размаха (степени отклонения линии от прямой между точками); нажима (различается величиной — сильный, средний, слабый и характером — регулярный, с колебаниями); штриховки (быстрая, средняя, медленная, равномерная, неравномерная, легкая) и рядом других показателей. Согласно разработанной авторами З. р. т. схеме по отдельным показателям начисляются первичные баллы, которые для отдельных диагностических критериев переводятся в стэны. Результат фиксируется в виде "профильной оценки" на специальном бланке. Интерпретация результатов З. р. т. зависит от целей обследования и имеет следующие формы: 1. Общая характеристика основных проявлений поведения и особенностей выполнения рисунка без подсчета первичных баллов; 2. Количественная интерпретация с последующим пересчетом первичных баллов в стэны по шести ориентировочным характеристикам личности. 3. Качественная интерпретация полученного профиля и зафиксированных особенностей поведения и качества исполнения рисунка. 4. Комплексная интерпретация результатов с формулированием заключения. Наибольшую значимость имеют шесть диагностических категорий, выраженных биполярно: (а) нейропсихологическая лабильность — стабильность; (б) импульсивность — владение собой; (в) сильная воля — слабая воля; (г) устойчивость — неустойчивость к стрессу; (д) ригидность — подвижность; (е) хорошая — недостаточная приспособляемость. Высокая степень сложности системы оценок интерпретативной схемы, большое количество специфических оценочных показателей требует от психолога, проводящего З. р. т. дополнительной квалификации. Характер тестовой модели З. р. т. существенно ограничивает возможности определения надежности методики, тем не менее, результаты, полученные разработчиками, подтверждают стабильность результатов теста во времени при повторном его применении спустя 2—6 месяцев. Коэффициент ретестовой надежности по показателю общего времени выполнения составил rt=0,815, а по показателям таких параметров рисунка, как сложность, размах, нажим находится в пределах rt=0,550—0,770. В процессе валидизации З. р. т. авторы проанализировали факторные связи между комплексами поведенческих проявлений (физические симптомы, словесные симптомы волнения и т. д.) и основными диагностическими категориями теста (лабильностью, импульсивностью, устойчивостью к фрустрации, ригидностью и адаптацией). Корреляционная матрица содержит преимущественно достоверные статистические величины вплоть до rxy = 0,995. Положительные данные о валидности З. р. т. были получены при анализе критериальной валидности в процессе сопоставления данных по тесту в выборке инженеров и экспертной оценкой диагностируемых тестом качеств личности. Процент совпадений тестовых данных и экспертных оценок достигает 80%.
Источник: Клиническая психология. Словарь