ЗЕРКАЛЬНОГО РИСОВАНИЯ, ТЕСТ Зеркальное восприятие

Зеркального рисунка тест

Найдено 1 определение:

Зеркального рисунка тест

методика оценки перцептивно-моторных способностей и особенностей личности. Разработан М. Кучерой и В. Смекалом в 1976 г. Прием, предусматривающий зеркальное восприятие рисунка применялся в экспериментально-психологических целях еще в конце прошлого века. Различные авторы использовали эту тестовую модель для выявления как уровня развития моторики, так и определения индивидуальных различий в темпе обучения, латерализации функций правой и левой рук, особенностей зрительно-моторных связей. В последующем этот прием применялся для диагностики таких особенностей личности как тревожность, импульсивность, чувство неполноценности, агрессивность, уровень адаптации к стрессу, эмоциональная лабильность, самокритичность, пессимизм и некоторых других (В. Черны, Т. Колларик, 1988). Содержание работы испытуемого заключается в зеркальном срисовывании с тестовых образцов. Для этого используется специальное устройство, представляющее собой камеру с установленным в ней зеркалом. Испытуемый из-за ширмы (экрана) может видеть лишь зеркальное изображение тестового объекта. Стимульный материал теста состоит из двух серий, в каждой из которых по три образца. Образец состоит из семи точек, пронумерованных так, что, отражаясь в зеркале, последовательность точек располагается против часовой стрелки. Задача испытуемого — соединить точки линиями согласно последовательности числового ряда. Испытуемый не может отрывать ручку от бумаги до соединения линией последней пары точек. Во время выполнения заданий экспериментатор может воздействовать на поведение и состояние испытуемого для повышения эмоционального напряжения (например, замечания, критика, указание на медлительность), либо оказания поддержки (например, в ситуации, чреватой отказом от продолжения работы). Проведение теста требует приблизительно 30 минут. Идея теста состоит в том, что для большинства взрослых людей выполнение предлагаемых заданий связано со значительной психической нагрузкой, которая у некоторых из них может перейти во фрустрацию. Тест направлен на оценку интенсивности напряжения и типа поведения в ситуации фрустрации. Для этого фиксируются разнообразные поведенческие проявления испытуемого, к которым относятся: 1. Психофизические проявления напряжения (потливость, тремор); 2. Выражение лица и спонтанное поведение. Согласно комплексу этих показателей состояние испытуемого характеризуется по следующим вариантам: а) нервозность, б) напряженность, в) сосредоточенность, г) спокойствие, д) легкое отношение (как к развлечению). 3. Целенаправленность и осознанность выполнения. 4. Способ удержания ручки или карандаша (свободное или напряженное). 5. Способ рисования и характер штриха (оценивается в трех аспектах: скорость, характер штриховки, выдерживание направления). 6. Вербальные проявления (нейтральные, критические, подбадривающие, самообвиняющие, проявления депрессии, смущения, отказ, сопровождение деятельности счетом точек). Дополнительно фиксируется время, затраченное на выполнение каждого задания, общая продолжительность работы испытуемого, периоды замедления темпа выполнения. Характер рисунка дополнительно оценивается параметрами размаха (степени отклонения линии от прямой между точками); нажима (различается величиной — сильный, средний, слабый и характером — регулярный, с колебаниями); штриховки (быстрая, средняя, медленная, равномерная, неравномерная, легкая) и рядом других показателей. Согласно разработанной авторами З. р. т. схеме по отдельным показателям начисляются первичные баллы, которые для отдельных диагностических критериев переводятся в стэны. Результат фиксируется в виде "профильной оценки" на специальном бланке. Интерпретация результатов З. р. т. зависит от целей обследования и имеет следующие формы: 1. Общая характеристика основных проявлений поведения и особенностей выполнения рисунка без подсчета первичных баллов; 2. Количественная интерпретация с последующим пересчетом первичных баллов в стэны по шести ориентировочным характеристикам личности. 3. Качественная интерпретация полученного профиля и зафиксированных особенностей поведения и качества исполнения рисунка. 4. Комплексная интерпретация результатов с формулированием заключения. Наибольшую значимость имеют шесть диагностических категорий, выраженных биполярно: (а) нейропсихологическая лабильность — стабильность; (б) импульсивность — владение собой; (в) сильная воля — слабая воля; (г) устойчивость — неустойчивость к стрессу; (д) ригидность — подвижность; (е) хорошая — недостаточная приспособляемость. Высокая степень сложности системы оценок интерпретативной схемы, большое количество специфических оценочных показателей требует от психолога, проводящего З. р. т. дополнительной квалификации. Характер тестовой модели З. р. т. существенно ограничивает возможности определения надежности методики, тем не менее, результаты, полученные разработчиками, подтверждают стабильность результатов теста во времени при повторном его применении спустя 2—6 месяцев. Коэффициент ретестовой надежности по показателю общего времени выполнения составил rt=0,815, а по показателям таких параметров рисунка, как сложность, размах, нажим находится в пределах rt=0,550—0,770. В процессе валидизации З. р. т. авторы проанализировали факторные связи между комплексами поведенческих проявлений (физические симптомы, словесные симптомы волнения и т. д.) и основными диагностическими категориями теста (лабильностью, импульсивностью, устойчивостью к фрустрации, ригидностью и адаптацией). Корреляционная матрица содержит преимущественно достоверные статистические величины вплоть до rxy = 0,995. Положительные данные о валидности З. р. т. были получены при анализе критериальной валидности в процессе сопоставления данных по тесту в выборке инженеров и экспертной оценкой диагностируемых тестом качеств личности. Процент совпадений тестовых данных и экспертных оценок достигает 80%.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Признаки развития разных форм опыта в рисунках учащихся

Астахова Армини Аветиковна, Кибальченко Ирина Александровна
Статья посвящена рассмотрению рисунка учащегося как диагностического текста, в котором проявляются субъективная форма «видения» происходящего, признаки разных форм опыта и степень их развития. В статье определено соотношение содержания разных форм опыта учащегося с диагностическими признаками и показателями, распознаваемыми в рисунках.
Скачать PDF

Тест Роршаха в психодиагностике факторов наркозависимости

Кувшинникова Борисовна Кувшинникова
В данной статье рассматриваются факторы наркозависимости, выявляемые проективной методикой Роршаха.
Скачать PDF

Проектный тест «Чатуранга»

Шорин Александр Георгиевич
Описан способ тестирования под названием «Чатуранга», позволяющий в считанные минуты узнать о человеке больше, чем за долгие часы традиционных тестирований. Этот тест, корни которого уходят в Древнюю Индию, был когда-то предтечей шахмат. Современная Чатуранга, оставшись верной традициям гаданий Древней Индии, также вобрала в себя и западные традиции, завоевав популярность как уникальный проектный тест, подтвержденный более чем 15 годами практики в разных социальных группах. Тест можно использовать как вкупе с другими тестами, проектными или вопросными, так и отдельно. Особое значение Чатуранга имеет для практикующих психологов, а также для всех, кому нужно быстро и надежно составить мнение о другом человеке, например менеджерам по подбору персонала.
Скачать PDF

Психогеометрический тест индивидуальных личностных акцентуаций

Мильруд Радислав Петрович
Psychogeometric test of individual personality accentuations" Psychogeometric test can be used to study personal accentuations of individual character. The computer assisted procedure consists in ranking the ten geometric figure in order of personal preference. The technique is free of language, cultural, education or age barriers.
Скачать PDF

Батарейный тест-опросник «Темперамент-характер»

Русалов Владимир Михайлович, Манолова Олеся Николаевна
В статье описан тест-опросник, позволяющий осуществлять экспресс – диагностику с высокой валидностью.
Скачать PDF

Использование метода рисунка в изучении социальных представлений об индивидуальности близкого челове

Аликина Елена Львовна
. Рассматривается проблема обоснованности использования качественных методов в исследовании индивидуальности. Показано, что в качестве одного из методов познания индивидуальности выступает метод рисунка. Результаты исследования особенностей познания матерей об индивидуальности детей в связи с количеством детей в семье показывают, что существуют общие тенденции и специфические различия по основным категориям контент-анализа
Скачать PDF

Тест дерева и его использование в исследовании жизнеспособности человека

Рыльская Елена Александровна
В предлагаемой статье представлены результаты изучения личностных особенностей человека в контексте его общей жизнеспособности, полученные посредством проективного метода «Тест Дерева». Выявлены типичные значимые различия в изученных свойствах, присущие людям с высокими и низкими показателями жизнеспособности, что служит свидетельством высокой эвристичности данного теста как одного из эмпирических средств исследования жизненных способностей человека.
Скачать PDF

Цветовой тест отношений: возможности применения в социологии

Ткач Валерия Петровна
Статья посвящена анализу познавательных возможностей цветовых тестов в социологии. В настоящее время цветовые тесты, широко используемые в рамках психологии, из-за ряда своих особенностей фактически не применяются в социологических исследованиях. Однако необходимо признать, что, например, цветовой тест отношений демонстрирует самые широкие познавательные возможности для фиксации системы ценностных предпочтений и социальных установок на уровне бессознательного различных социальных групп. Проведенный автором статьи методический эксперимент убедительно доказывает, что использование цветового теста отношений в рамках эмпирических социологических исследований возможно и чрезвычайно продуктивно.
Скачать PDF

Ритмы в психологии: циркадианные ритмы функциональных состояний (тест FPI) в онтогенезе человека

Краузе Т.М.
В настоящее время нелинейная динамика и волновое моделирование становятся определяющими парадигмами научного мышления [1,2]. К этой проблематике сейчас относят изучение биологических часов [5]. Установлено, что биои нейрофизиологические колебания имеют циклическую периодичность. Показано, что архитектоника биоритмов является уникальной характеристикой индивида [2,3,4]. Десинхроноз (дизритмия) влечет нарушение психологического состояния и свойств индивидуальности [4,5]. Архитектоника психоритмов их спектры, периодика, фазы, когерентность, стабильность являются уникальной характеристикой, «психологическим портретом'' индивида, определяющим его адаптивный потенциал [9]. Однако в дифференциальной психологии и психофизиологии эвристические возможности биоритмологии в процессе онтогенеза до настоящего времени в должной мере недооценены. В соответствии с представлениями об иерархической организации индивидуальности и были проведены экспериментальные исследования психологических ритмов функциональных состояний (тест FPI) человека в процессе онтогенеза.
Скачать PDF

Типы рисунков в проективной методике «Нарисуй свою жизнь»

Султанова Зарина Вячеславовна
Автор представляет типы рисунков, которые выделены им при разработке проективной методики «Нарисуй свою жизнь». На основе имплицитного анализа рисунков выделены 14 основных типов и один смешанный. В статье приводятся описание процедуры тестирования; визуальная характеристика каждого из типов рисунка; результаты исследования конструктной валидности, которые впоследствии могут быть основой для интерпретации. Опираясь на итоги количественного анализа, автор приходит к мнению, что типы рисунка собственной жизни диагностируют особенности субъект-объектных ориентаций респондента в значительной степени
Скачать PDF

Ритмы в психологии: циркадианные ритмы функциональных состояний (тест сан) в онтогенезе человека

Краузе Т.М.
В настоящее время нелинейная динамика и волновое моделирование становятся определяющими парадигмами научного мышления [1,2]. К этой проблематике сейчас относят изучение биологических часов [5]. Установлено, что биои нейрофизиологические колебания имеют циклическую периодичность. Показано, что архитектоника биоритмов является уникальной характеристикой индивида [2,3,4]. Десинхроноз (дизритмия) влечет нарушение психологического состояния и свойств индивидуальности [4,5]. Архитектоника психоритмов их спектры, периодика, фазы, когерентность, стабильность являются уникальной характеристикой, «психологическим портретом» индивида, определяющим его адаптивный потенциал [9]. Однако в дифференциальной психологии и психофизиологии эвристические возможности биоритмологии в процессе онтогенеза до настоящего времени в должной мере недооценены. В соответствии с представлениями об иерархической организации индивидуальности и были проведены экспериментальные исследования психологических ритмов функциональных состояний (тест САН) человека в процессе онтогенеза.
Скачать PDF

Особенности изобразительной деятельности у детей с разным уровнем замысла в рисунке

Запуниди Анна Александровна
Целью исследования является выявление качественных своеобразий в развитии изобразительной деятельности и речи у детей с разным уровнем замысла Ц в рисунке. Понятие изобразительного замысла в психологии недостаточно операционализировано, его связывают с такими психическими функциями как планирование,целеполагание, произвольность и волевая регуляция. Были определены следующие задачи исследования: концептуализировать понятие изобразительного замысла у детей в дошкольном возрасте, выделить основные этапы его становления и определить особенности развития изобразительной деятельности на каждом из этапов. Изучение изобразительной деятельности предполагает также анализ речевого сопровождения процесса создания рисунка. В работе выделены этапы развития изобразительного замысла у детей дошкольного возраста: замысел отсутствует, промежуточный замысел, шаблонный замысел, целостный замысел. Эта периодизация развития изобразительного замысла позволила дополнить уже существующую классификацию (О.М. Дьяченко, Ю.А. Полуянов). Выявлено, что от уровня замысла зависит качество рисунка, способность к продуцированию образов, уровень знаково-символического замещения в рисунке. Уровень замысла имеет высокую значимую связь с уровнем знаково-символического замещения при составлении ребенком собственного рассказа. Для анализа изобразительной деятельности детей необходимо обратиться к процессу создания рисунка, аккомпанементом которого является речевое сопровождение. Описана специфика речевого сопровождения процесса создания рисунка у детей с разным уровнем замысла. Выявились различия по показателю речевой активности у детей с разным уровнем замысла.
Скачать PDF