ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич это что такое ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич: определение — Психология.НЭС
ЗЕНО ЗЕРКАЛИЗАЦИЯ

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич

Найдено 2 определения термина ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич

(1881 — 1962) — российский философ, психолог, религиозный и общественный деятель России и российского зарубежья. Окончил Киевский ун-т св. Владимира, где учился у Г.К. Челпанова, дружеские отношения с которым поддерживал на протяжении многих лет. Работал директором Киевского фребелевского ин-та Дошкольного воспитания. С 1912 г. приват-доцент, а затем профессор Киевского ун-та. В 1919 г. — министр культуры и вероисповедания в правительстве Скоро-падского. Эмигрировал в Югославию, затем в Прагу. С 1927 г. — в Париже, где был зав. кафедрой философии и деканом Свято-Сергиевской духовной академии, Руководил религиозно-педагогическим кабинетом (1927—1958), редактировал Бюллетень религиозно-педагогического кабинета. Организатор и участник общеэмигрантских педагогических съездов и русского студенческого христианского движения. В 1942 г. принял сан священника, продолжая научную деятельность в области религиозной психологии, философии и педагогики. В воззрениях 3. органично соединились русская и западноевропейская культуры, философские и психологические взгляды с православной религиозной мыслью. В юности увлекался идеями B.C. Соловьева и Л.М. Лопатина. Как психолог выполнил под руководством Г.К. Челпанова исследование Современное состояние психофизиологической проблемы, в котором выступал против идеи психофизического параллелизма и экспериментальной психологии А.П. Нечаева и В.М. Бехтерева, которые, по его мнению, игнорировали общую теорию души. Позднее выступал с этих же позиций против бихевиоризма. В своих работах (О сравнительной психологии, 1897; Курс общей психологии, 1925) отстаивал идею целостной личности в единстве ее интеллектуальной и эмоциональной сфер, рациональных и иррациональных областей. Исследовал вопросы психологии детства (Психология детства, 1924) в контексте своей концепции эмоционального понимания детской души. Изучал воздействие экстремальных жизненных ситуаций (войны, революция, эмиграция) на психическое состояние детей. В основу своей периодизации детства положил идею иерархической конституции — структуры человеческой личности, в которой выделял три части: тело — душа — дух. Каждая из частей личности доминирует на определенном этапе психического развития ребенка и, как подчеркивал 3., необходимо учитывать эти ступени духовного совершенствования при выборе задач и средств воспитания (от рождения до 6 лет, от 7 до 12 лет, от 13 до 15 лет и от 16 до 18 лет). При этом главную задачу развития личности видел в том, чтобы обрести самих себя, и в ее решении молодым должны помочь взрослые. 3. утверждал, что человек не может быть понят вне его социальных связей, а социальное воспитание призвано стать могучим фактором прогресса, развития потребности в солидарности, активности человека. Предостерегал как от привнесения в школу элементов партийности, классового подхода и национализма, так и от антисоциальности. Основными факторами социализации личности рассматривал как институты социализации (семья, школа), так и традиции, науку, искусство и религию. Понимание 3. роли религии в развитии и воспитании личности значительно изменялось на протяжении жизни. Им были сформулированы принципы православной педагогики, в которой сочетаются религиозно-нравственные идеалы и общечеловеческие ценности. 3. занимался также вопросами истории философии, психологии и педагогики. Историософская схема, примененная им в Истории русской философии (1991), была впоследствии методологически использована в историко-педагогичес-ких работах. Он одним из первых дал очерк истории русской педагогики XX века, соединив в нем Россию, русское зарубежье и советский период. О.Е. Осовский

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич

1881-1962) Православный педагог, психолог, богослов, философ, в 1919 г. вынужденный покинуть страну. Основные работы: «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике», «Социальное воспитание, его задачи и пути», «О педагогическом интеллектуализме», «Психология детства», «Педагогика и психология», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Русская педагогика XX века» и др. Отстаивал ценность человеческой личности, призывал связывать воспитание с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни. Построил собственную возрастную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка. На всех возрастных этапах в процессе воспитания считал необходимым иметь эсхатологическую перспективу. «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти». Признавая право ребенка на свой путь развития, главнейшим принципом педагогики считал принцип индивидуальности. Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уникальность каждого ребенка. Без этого нет педагогической интуиции, а следовательно, не будет и педагогического мастерства. Дал свое понимание понятий «социальная педагогика» и «социальное воспитание». Выступал против сторонников свободного воспитания.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

Найдено рефератов по теме ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 6

К 70-летию Лидии Васильевны бороздиной

Скачать PDF

Человек среди людей (к 75-летию доктора психологических наук, профессора Виктора Васильевича Новиков

Чекмарев В. В., Фетискин Н. П.
Поздравление с 75-летием члена редколлегии журнала «Экономика образования».
Скачать PDF

Юбилей Ученого: Анатолию Васильевичу Батаршеву 85 лет

К юбилею доктора педагогических наук, профессора, главного научного сотрудника Института педагогического образования и образования взрослых РАО Анатолия Васильевича БатаршеваTo the jubilee of Anatoliy Vassilievich Batarshev, Doctor of Pedagogy, Full Professor, Head Researcher at the Institute of Pedagogical and Adult Education of Russian Academy of Education
Скачать PDF

Памяти Лидии Васильевны бороздиной

Скачать PDF

Вопросы полового воспитания в педагогическом наследии В. В. Зеньковского

Кирдяшова Е. В.
В статье анализируются характер постановки проблем полового воспитания юношества и предлагаемые пути их решения в научно-педагогическом наследии крупнейшего педагога и психолога русского зарубежья, выдающегося религиозного мыслителя и активного участника общественно-педагогического движения эмиграции протоиерея Василия Зеньковского.
Скачать PDF

Проблема детства в раннем творчестве протоиерея В. В. Зеньковского (анализ его комментария к книге К

Суворкина Елена Николаевна
В статье анализируется комментарий В.В. Зеньковского к книге К. Гроса «Душевная жизнь ребенка» (1916), который опубликован в качестве введения. Значимость его рецензии-эссе определяется не столько замечаниями в адрес автора, сколько позицией самого философа-богослова по рассматриваемым вопросам. Это произведение следует расценивать как самостоятельное, не ограничиваясь рамками рецензированной книги. Настоящий анализ осуществляется в сопоставлении с результатами современного научного знания в данной области.
Скачать PDF