ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич
1881-1962) Православный педагог, психолог, богослов, философ, в 1919 г. вынужденный покинуть страну. Основные работы: «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике», «Социальное воспитание, его задачи и пути», «О педагогическом интеллектуализме», «Психология детства», «Педагогика и психология», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Русская педагогика XX века» и др. Отстаивал ценность человеческой личности, призывал связывать воспитание с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни. Построил собственную возрастную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка. На всех возрастных этапах в процессе воспитания считал необходимым иметь эсхатологическую перспективу. «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти». Признавая право ребенка на свой путь развития, главнейшим принципом педагогики считал принцип индивидуальности. Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уникальность каждого ребенка. Без этого нет педагогической интуиции, а следовательно, не будет и педагогического мастерства. Дал свое понимание понятий «социальная педагогика» и «социальное воспитание». Выступал против сторонников свободного воспитания.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич

(1881 — 1962) — российский философ, психолог, религиозный и общественный деятель России и российского зарубежья. Окончил Киевский ун-т св. Владимира, где учился у Г.К. Челпанова, дружеские отношения с которым поддерживал на протяжении многих лет. Работал директором Киевского фребелевского ин-та Дошкольного воспитания. С 1912 г. приват-доцент, а затем профессор Киевского ун-та. В 1919 г. — министр культуры и вероисповедания в правительстве Скоро-падского. Эмигрировал в Югославию, затем в Прагу. С 1927 г. — в Париже, где был зав. кафедрой философии и деканом Свято-Сергиевской духовной академии, Руководил религиозно-педагогическим кабинетом (1927—1958), редактировал Бюллетень религиозно-педагогического кабинета. Организатор и участник общеэмигрантских педагогических съездов и русского студенческого христианского движения. В 1942 г. принял сан священника, продолжая научную деятельность в области религиозной психологии, философии и педагогики. В воззрениях 3. органично соединились русская и западноевропейская культуры, философские и психологические взгляды с православной религиозной мыслью. В юности увлекался идеями B.C. Соловьева и Л.М. Лопатина. Как психолог выполнил под руководством Г.К. Челпанова исследование Современное состояние психофизиологической проблемы, в котором выступал против идеи психофизического параллелизма и экспериментальной психологии А.П. Нечаева и В.М. Бехтерева, которые, по его мнению, игнорировали общую теорию души. Позднее выступал с этих же позиций против бихевиоризма. В своих работах (О сравнительной психологии, 1897; Курс общей психологии, 1925) отстаивал идею целостной личности в единстве ее интеллектуальной и эмоциональной сфер, рациональных и иррациональных областей. Исследовал вопросы психологии детства (Психология детства, 1924) в контексте своей концепции эмоционального понимания детской души. Изучал воздействие экстремальных жизненных ситуаций (войны, революция, эмиграция) на психическое состояние детей. В основу своей периодизации детства положил идею иерархической конституции — структуры человеческой личности, в которой выделял три части: тело — душа — дух. Каждая из частей личности доминирует на определенном этапе психического развития ребенка и, как подчеркивал 3., необходимо учитывать эти ступени духовного совершенствования при выборе задач и средств воспитания (от рождения до 6 лет, от 7 до 12 лет, от 13 до 15 лет и от 16 до 18 лет). При этом главную задачу развития личности видел в том, чтобы обрести самих себя, и в ее решении молодым должны помочь взрослые. 3. утверждал, что человек не может быть понят вне его социальных связей, а социальное воспитание призвано стать могучим фактором прогресса, развития потребности в солидарности, активности человека. Предостерегал как от привнесения в школу элементов партийности, классового подхода и национализма, так и от антисоциальности. Основными факторами социализации личности рассматривал как институты социализации (семья, школа), так и традиции, науку, искусство и религию. Понимание 3. роли религии в развитии и воспитании личности значительно изменялось на протяжении жизни. Им были сформулированы принципы православной педагогики, в которой сочетаются религиозно-нравственные идеалы и общечеловеческие ценности. 3. занимался также вопросами истории философии, психологии и педагогики. Историософская схема, примененная им в Истории русской философии (1991), была впоследствии методологически использована в историко-педагогичес-ких работах. Он одним из первых дал очерк истории русской педагогики XX века, соединив в нем Россию, русское зарубежье и советский период. О.Е. Осовский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005