Зельц Отто
Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник
Соч.:Zur Psychologie des produktiven Denkens und des Irrtums. Bonn, 1922. См. Вюрцбургская школа мышления, мышление продуктивное, мышление репродуктивное, установка.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
(1881-1944)-немецкий психолог, последователь Вюрц-бургской школы. В 1909 г. получил образование в Мюнхенском ун-те, с 1912 по 1923 г. работал в Берлинском ун-те. С 1923 г. — профессор и директор Института психологии и педагогики в Бадене. Ред. журналов Archiv fur die gesamte Psychologie и Psychotechnische Zeitschrift. Погиб в нацистском концлагере. В своих научных исследованиях стоял на позициях близких Вюрцбургской школе. Проводил исследования мышления, в которых обнаружил детерминированность мыслительных процессов со стороны структуры решаемой задачи. Установил, что задача, которая ставится экспериментатором, и задача, которая реально решается испытуемым, могут сильно различаться. Задача предстает перед испытуемым как некий проблемный комплекс, завершенность которого может быть достигнута лишь при отыскании недостающего элемента. Описал ряд интеллектуальных операций (абстракцию, дополнение комплекса, репродукцию свойств), благодаря которым возможно такое завершение. Трактовка мышления как процесса воссоздания целостности структуры проблемной ситуации оказала влияние на изучение мышления в гештальтпсихоло-гии, а также на целый ряд исследований механизмов творческого мышления. 3. автор монографий: Uber Gesetze des geordneten Denkverlaufs, (Bonn, 1922); Zur Psychologie des produktiven Denkens und Irrtums. Eine experimentelle Forschung, т. 2, Bonn, 1922. В русском пер.: Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности, 1924. ИМ. Кондаков, В. В. Умрихин
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005