Здоровьесберегающая педагогическая технология
Здоровьесберегающая педагогическая технология
систематический метод планирования, применения и оценки всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования с повышением резервов здоровья участников пед. взаимодействия. Пед. технологии можно считать здоровьесберегающими, если в процессе их применения не наблюдается снижение показателей, характеристик, функц. резервов здоровья (соматического, физич., нравственного, социального, психич., психол.). Под соматическим (телесным) здоровьем подразумевается отсутствие болезней, норм. текущее состояние органов и систем человека. Показателями физич. здоровья являются уровни роста и развития органов, систем организма, его морфологические и функц. резервы. Основу нравственного компонента здоровья человека составляет система ценностей, установок и мотивов его поведения в социальной среде. Данный компонент связан с общечеловеческими понятиями добра, любви, красоты и определяет в значительной мере духовность человека. Психическое здоровье, как медицинское, а не психол. понятие, нормирует критерии сознания, познавательной, эмоциональной, двигательно-волевой сфер психич. деятельности человека, констатирует отсутствие психич. заболеваний. Психологическое здоровье личности как динамическое психич. образование представляет собой интегрированную систему интра- и интерперсональных характеристик, обеспечивающих единство и целостность взаимосвязи внутр. и внеш. мира, установок самопознания, самоактуализации и самореализации личности, ее духовно-нравственного потенциала. Осн. функции психол. здоровья личности: рефлексивно-гармонизирующая (обеспечение гармонии собственного мира индивидуума - субъективного мира самосознания, уравновешенности и духовной автономии); коммуникативно-гармонизирующая (обеспечение гармонии мира О. - социального мира, гуманизация межличностных отношений, социализация личности); психофизиол. (обеспечение гармонии с миром природы); актуализирующая (самопознание, самоактуализация, самореализация творческого, духовно-нравственного потенциала, смысла жизни); психокорректирующая (управление психич. деятельностью в условиях стресса); психосинтезирующая (создание личностной целостности на базе формирования более широкой структуры отношений в психике человека, сохранение чувства индивидуальности на уровне всеобщности, где личные планы и интересы перекрываются более широким взглядом на целое; реализация трансперсонального Я). З. п. т. формируют и развивают интер- и интраперсональные характеристики психол. здоровья личности. Интерперсональные показатели психол. здоровья: адекватная социализация (как процесс), функционирование субъекта как полноценного члена общества; интраперсональные показатели: принятие Я (как процесс), индивидуализация. З. п. т. обеспечивают самоактуализированное вхождение человека в мир бытия, создание гармонии с окружающим миром (миром природы), миром О. (социальным миром, миром отношений индивидуума с др. людьми), собственным миром индивидуума (субъективным миром самосознания), поиск индивидуального смысла жизни. Лит.: Психология здоровья: учеб.-метод. пособие / Под ред. Я. Л. Коломинского. Барановичи, 2006; Психология здоровья: учеб.-метод. пособие для организации управляемой самостоятельной работы / Под ред. Я. Л. Коломинского. Барановичи, 2007; Селезнев А. А. Критерии психологического здоровья учащейся молодежи // Психотерапия и клиническая психология. 2006. № 2-3; Он же. Психологическое здоровье и его взаимосвязь с психологической культурой личности // Адукацыя і выхаванне. 2005, № 11. А. А. Селезнев
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011