Зависть это что такое Зависть: определение — Психология.НЭС
ЗАВИСИМЫЙ ЗАВИСТЬ К ГРУДИ

ЗАВИСТЬ

Найдено 14 определений термина ЗАВИСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАВИСТЬ

envy) "Недоброжелательное отношение к более удачливым людям" (С.О.Д.). Согласно McDougall (1931), это двойственное соединение отрицательного самоощущения и гнева". Согласно Фрейду, зависть к пенису занимает центральное место в психологии женщин (см. ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ) тогда как Мелани Клейн считает, что врожденная ЗАВИСТЬ к ГРУДИ МАТЕРИ и ее КРЕАТИВНОСТИ является первопричиной всех психических заболеваний (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ). Оба предположения больше создают проблем, нежели решают. Первое предположение ставит вопрос о том, как в неповрежденном теле может возникнуть чувство телесного несовершенства, т.е. поднимает проблему ОБРАЗА ТЕЛА у девочек, тогда как второе ставит вопрос о том, как ЭМОЦИЯ, причем достаточно сложная, может быть врожденной и присутствовать с момента появления на свет. Взгляды Фрейда на зависть к пенису являются примером его ФАЛЛОЦЕНТРИЧЕСКИХ представлений о женщинах и связаны с убеждением, что вагинальные ощущения (см. ВАГИНА) не знакомы женщинам до наступления половой зрелости. См. КАСТРАЦИЯ.

Оцените определение:

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г.256

ЗАВИСТЬ

ENVY)

Недовольство по поводу того, что другой обладает чем-то, чем индивид хотел бы обладать сам. Характеризуется чувством недовольства по поводу удачливости другого лица, враждебностью по отношению к нему;

досадой и подавленностью из-за собственной предполагаемой неполноценности, жаждой обладать недостающим свойством. Поскольку объект зачастую недостижим, зависть обычно разрешается посредством отказа от желаний и принятия реальности. Психоаналитический прототип зависти - зависть к пенису, но зависть может быть направлена на самые разные атрибуты. Так, мальчики, в доэдипов период идентифицирующиеся с матерью, могут желать инкорпорации в образ собственного тела определенных любимых женских атрибутов; они испытывают зависть к груди. Старшие дети могут завидовать недоступным талантам или физическим данным братьев и сестер или других лиц, например росту, цвету волос или глаз, физической силе.

Хотя зависть часто сочетается с соперничеством и ревностью, эти три феномена следует различать.

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.241

ЗАВИСТЬ

негативное восприятие субъектом чьих-либо приобретений благ, влияет на психику завидующего, побуждая его к агрессивным действиям.

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000.296

ЗАВИСТЬ

проявление мотивации достижения, при коей чьи-то реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ - материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств и прочего - воспринимаются субъектом как угроза ценности Я и сопровождаются аффективными переживаниями (-> аффект) и действиями. Согласно К. Марксу, социально-исторические истоки зависти обнаруживаются в общественно-экономических системах, основанных на принципе потребления, отчего в обществе происходит отчуждение личности человека как таковой. Психологическая основа зависти - несформированное у индивида нравственное чувство гуманности (отношения к другому, как к себе самому) и отсутствие сорадования его успехам. Феноменология зависти представлена спектром хорошо известных проявлений. Это так называемая "белая зависть" - мотивация достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. Крайняя форма выражения зависти - "черная зависть" - негативная эмоция, побуждающая совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости. Возникающие при этом у субъекта мотивы блокировки чужого успеха или его дискредитация, а порой и прямая агрессия в адрес объекта зависти ("синдром Сальери") оказывают деструктивное влияние на самого завидующего, приводят к развитию невротической симптоматики. В онтогенезе зависть как ситуативная реакция появляется достаточно поздно в результате морального эгоцентризма ребенка, конкурентного характера игр, депривации потребности в признании. Устранению зависти в детстве способствуют повышение уровня идентификации со значимыми другими, наличие позитивно окрашенных переживаний детей в ходе деятельности совместной и общения.

Задание вербальное, задание, требующее участия словесных операций или знаний, ранее приобретенных человеком. Содержит упражнения на оперирование со словами и предлагают, например: определение понятий; сравнение объема и содержания различных понятий умозаключения; логическое оперирование с понятиями, и пр.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ЗАВИСТЬ

англ. envy) - чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого; в крайнем выражении 3. доходит до ненависти (злобы) по отношению к удаче др. и жажды его падения. Б. Спиноза определял 3. след. образом: "3. есть ненависть, поскольку она действует на человека т. о., что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот - находит удовольствие в чужом несчастье". (Б. М.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

ЗАВИСТЬ (Envy)

Одна из наиболее примитивных и фундаментальных эмоций, проявляющаяся в виде деструктивных импульсов ребенка, действующих с первых дней его жизни. Кляйн полагало, что зависть имеет конституциональную основу в качестве проявления в психике влечения к смерти. Впервые она возникает по отношению к хорошей груди - источнику пищи, теплому и комфортному, в отличие от младенца, переживающего стресс из-за болезненных чувств беспомощности и зависимости и желающему самому быть тем, кто обеспечивает благополучие. Поэтому он испытывает деструктивное стремление устранить источник зависти с помощью фантазий об оральных или анально-садистских нападениях на объект, чтобы 'испортить' или 'похитить' его лучшие качества. Завистливые 'атаки' ребенка на грудь трансформируют ее в опороченный и обесцененный объект, который сам уже нуждается в удовлетворении и зависимости.

Выраженное чувство зависти препятствует появлению внутренних репрезентантов хороших объектов, поскольку они обесценены; подобная зависть может помешать попыткам преодоления паранояйльно-шизоидной позиции. В таких случаях образ груди, трансформируясь под влиянием процессов расщепления и проективной идентификации в карательный внутренний объект, может сформировать ядро 'завистливого Сверх-Я', нарушающего или устраняющего любые попытки репарации и созидания. Другим способом защиты от зависти являются фантазии об обладании всеми ценными качествами объекта. Поскольку такая защита предполагает идентификацию с идеализированным объектом, она может вести к нарциссической переоценке себя.

Зависть следует отличать от жадности, нацеленной но обладание всеми ценными свойствами объекта. Жадность по своей природе является более либидинозной, чем зависть, окрашенная влечением к смерти.

Чувство ревности, предполагающее наличие отношений по типу 'треугольника', появляется лишь после формирования образов целостных объектов. Это чувство, в отличие от предыдущих, нацелено на обла-

221дание любимым объектом и устранение соперника. Для сравнения, зависть предполагает двусторонние отношения, связанные с желанием обладать отдельными качествами объекта.

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.241

ЗАВИСТЬ

Обычно определяется как особая форма тревоги, зависть основывается, как предположил Макдугалл, на "недобром созерцании более счастливых людей". Обычно различается с ревностью, при которой имеется третье лицо, как правило, любимый человек.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Зависть

Качество личности, основанное на неприязненно-враждебном чувстве, возникающем, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет (это качество, это достижение, этот успех), либо желает непременно лишить предмета зависти другого человека.

Источник: Психологический глоссарий: Психическое здоровье и защитные механизмы личности

ЗАВИСТЬ

чувство недовольства, вызванное желанием обладания личными качествами, социальным статусом, продуктами материальной и духовной деятельности, имеющимися в распоряжении других людей, но отсутствующими у человека.

   Зависть может быть нормальной и патологической. В первом случае она служит стимулом для достижения желаемого, во втором – порождает недоброжелательное отношение к людям, обладающим тем, чего нет у человека или чего ему недостает. Можно завидовать тому, что кто-то из знакомых приобрел дорогостоящую престижную машину, но нормальное проявление зависти будет сопровождаться желанием сделать такую же покупку благодаря более интенсивной деятельности, связанной с необходимостью заработать определенную сумму денег, в то время как при проявлении патологической зависти у человека будут доминировать фантазии и желания, в которых его знакомый попадает в аварию и его машина превращается в груду металла.

   При патологическом проявлении зависти человек одержим постоянной оценкой чужих успехов, его размышления о том, что о нем думают другие, и о том, чего кто-то добился, сопровождается собственной заниженной самооценкой и постоянной неудовлетворенностью жизнью. Разнообразными проявлениями такой зависти являются симптомы неудовлетворенного тщеславия и желания иметь больше, чем есть у других людей. При этом зависть может выражаться в самых отвратительных формах, часто сопровождающих ненависть, насилие, агрессивность.

   С точки зрения А. Адлера, выраженной им в работе «Понимание природы человека» (1927), зависть следует рассматривать «как фактор современного состояния человеческой психики». Иногда она накладывает отпечаток даже на внешний вид человека: не случайно, используя аллегорию, говорят, что кто-то «позеленел от зависти». Ее невозможно уничтожить полностью, но можно найти ей полезное применение, не нарушающее душевного равновесия человека.

   В психоанализе проблема зависти чаще всего рассматривается в плане высказанной З. Фрейдом идеи о «зависти к пенису» как основе формирования женской сексуальности. Объектом анализа становятся также представления М. Кляйн о «зависти к груди», как мужском эквиваленте зависти к пенису, и размышления К. Хорни о зависти мужчин к беременности, деторождению и материнству, что является одной из движущих сил, побуждающих их к творчеству, созданию культурных ценностей. Что касается зависти женщин к пенису, то, по мнению многих аналитиков, при благоприятных условиях она перерастает в стремление иметь мужа и ребенка.    

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

ЗАВИСТЬ

проявление мотивации достижения, при которой чьи-л. реальные или воображаемые преимущества воспринимаются субъектном как угроза ценности «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями. Подобно др. психическим состояниям, З. м. б. осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемая (или вытесняемая) З., маскируясь под «плохое настроение», недовольство жизнью, раздражительность, депрессию и др. симптомы, лежит в основе многих неврозов, личных и семейных драм, «немотивированных» поступков и действий людей. В любом обществе З. социально осуждаема, поэтому осознаваемая З. сопровождается для человека чрезвычайно неприятными и мучительными переживаниями, вызывая стремление избавиться от них. Преодоление З. идет по двум сценариям: 1) позитивному (конструктивному), при котором нравственный человек способен справиться со своими негативными чувствами, более того – признание чужих успехов может послужить толчком для его собственных творческих достижений («белая» зависть); 2) негативному («черная» зависть), при котором человек, слабый духом, стремясь любым способом избавиться от мучительного состояния, прибегает к попытке уничтожить источник своей З. Это м. б. либо аутоагрессия («самоедство», агрессия, направленная на себя, поскольку моральные запреты не позволяют человеку выплеснуть раздраженность ситуацией на др.), либо вовне направленная агрессия в виде конфликта с целью устранить чужой успех, благополучие, желание уничтожить источник мучительных переживаний. Уничтожение м. б. символическим (ритуальным), психологическим (через унижение или принижение соперника), физическим («устранение с дороги», разорение и т. п. действия) и фатально-биологическим (устранение через убийство). Любое из этих деяний ведет к разрушению и деградации личности, поскольку у такого индивида нет духовной самозащиты из-за несформированного нравственного чувства и отношений гуманности.

Источник: Словарь конфликтолога

Зависть

негативное восприятие субъектом чьего-то превосходства, неприязнь и желание причинить вред объекту зависти.

Источник: Словарь по конфликтологии

Зависть

досада, вызванная успехом или благополучием другого. Зависть может сочетаться с комплексом неполноценности (желание жить материально не хуже знакомых, соседей; испытывание неприязни к сотрудникам, имеющим более высокий статус образования, с одновременным стыдом, что не смог получить такого образования и т. п.), с недоброжелательством, возмущением, реже – с восхищением, с радостью за другого («белая зависть» – когда досада как отрицательное чувство не вызывает отрицательных эмоций по отношению к объекту зависти, а лишь стимулирует желание иметь такой же успех). Зависть часто не осознается субъектом и отрицается им: он воспринимает свою зависть как чувство справедливости-несправедливости. Классический образец завистника – образ композитора Сальери в маленькой трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери». Типичная реакция – отрицательная (осуждение); со стороны объекта зависти может быть опасение, осторожность, беспечное непонимание, тщеславие («Пусть мне завидуют»), удовлетворение, удовольствие.

Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведения, носившие печать таланта. Он скрежетал зубами и пожирал его взором василиска (Н. Гоголь, Портрет).

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

Когда-нибудь завистником презренным,

Змеей, людьми растоптанною, вживе

Песок и пыль грызущею бессильно?

Никто!.. А ныне – сам скажу – я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую.

(А. Пушкин, Моцарт и Сальери)

Ненависть – активное чувство недовольства. Зависть – пассивное. Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть (В. Гете).

Зависть непримиримее ненависти (Ларошфуко).

Наша зависть всегда длится дольше, чем счастье тех, кому мы завидуем (Ларошфуко).

Не то обида, что вино дорого, а то обида, что целовальник богатеет (пословица).

Сосед спать не дает: хорошо живет (пословица).

Где счастье, там и зависть (пословица).

Слава соперника не перестает раздражать тебя: отомсти – превзойди ее (Вольтер).

Однажды Монтень сказал относительно величия: «Поскольку мы не можем его достигнуть, отомстим злословием» (С. Шамфор, Максимы и мысли, характеры и анекдоты).

Ср.:

Красота и гений не могут жить в обществе, где каждый, с неудовольствием сознавая свою посредственность, старается унизить всякое высшее дарование и свести его к самому пошлому уровню (Г. Гейне).

Античную богиню зависти изображали как старое женское привидение с венком из ужей на голове, с косыми и глубокими глазами, ужасающе худой, со змеями в руках, и еще одна грызла ей грудь. Понятие «зависть» в Древней Греции было связано с понятием «дурной глаз».

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Зависть

рус.. от «вид» - то, что видно) – «недоброе созерцание более счастливых людей (Макдугалл), враждебное отношение к людям более успешным, удачливым, привлекательным, чем индивид считает себя сам. Характеризует паранойяльную особенность характера, обычно влечет скрытую, косвенную или даже прямую агрессию, направленную на объект завистливого отношения.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

зависть

психическое переживание возникающее при активизации потребности, мотивации достижения, когда чьи-либо реальные или воображаемые преимущества воспринимаются как угроза ценности "Я", и сопровождающееся негативными эмоциями. Устранению зависти способствует развитие эмпатии, совместная деятельность, идентификация, общение со значимыми другими.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме ЗАВИСТЬ — 0

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Зависть как нравственно-этическое качество студента

Горшенина Надежда Викторовна
Статья посвящена практическим исследованиям зависти. Автор раскрывает универсальную природу зависти. Целью нашей работы является выявление характера проявления личностной черты зависти как нравственно-этического качества у студентов, будущих педагогов. Новизна исследования в том, что в своей работе мы наиболее подробной исследуем особенности проявления уровня завистливости личности именно на студентах, будущих педагогах, используя новую методику Бесковой. В статье представлены результаты исследования по выявлению особенностей проявления зависти у студентов. Установлено, что проявления зависти связаны с самооценкой, конкурентоспособностью и морально-этическими качествами личности. Выводы: явление зависти у студентов, будущих педагогов может быть представлено в полном объеме: от «белой» до «черной» зависти, от низкого уровня до высокого уровня завистливости. При этом для измерения завистливости личности вполне можно использовать методику самооценки личности.
Скачать PDF

Психологическое консультирование: зависть и психическое здоровье

Бондаренко О.Р., Лукан У.
Зависть чаще всего рассматривается и оценивается c моральных и социальных позиций. Это отодвигает на второй план и затрудняет психологический анализ зависти как полноправной составляющей нашей эмоциональной системы, как важного аспекта нашей личности и всей психики. Рассматриваются психологические механизмы зависти в контексте разных теоретических подходов и предлагаются две гипотезы о внутренних психологических функциях зависти и их значении в регуляции самооценки личности. Также представлен материал о переносе как об особой форме переживания зависти в процессе консультирования, возможностях консультативной работы с ним и о проблемах контрпереноса.
Скачать PDF

Триада «Справедливость зависть месть» как результат естественной и социальной эволюции

Субботина Надежда Дмитриевна
В статье рассматриваются общественные феномены: справедливость, зависть и месть как совместный результат естественной и социальной эволюции. Показываются их естественные и социальные предпосылки, их взаимосвязь, а также негативная и позитивная роли в обществе. Предлагаются уточнённые определения этих феноменов. Отмечается, что главной функцией феномена справедливости является самосохранение группы. Предлагается классификация субъектов, предметов зависти и её разновидностей. Социальными последствиями зависти могут быть не только конфликты и преступления, но даже революции и войны. В то же время, искоренение зависти уничтожит стремление к соревновательности и лишит тем самым человечество одного из стимулов развития. Показано отличие мести, обусловленной несправедливостью, от мести, основанной на зависти. Анализируется связанное с местью явление рессентимента, выявляются его естественные и социальные предпосылки. Отмечается, что задержка реакции, возникающая при рессентименте продукт эволюции.
Скачать PDF

Отчуждение от себя: тщеславие и гордость, порождающие зависть и ненависть к ближнему

Мухина Валерия Сергеевна, Хвостов Андрей Анатольевич
Анализируется тщеславие и гордость, порождающие многочисленные негативные личностные образования. Показано, что тщеславие имеет множество обличий, ибо человеку свойственно тщеславиться любыми своими качествами. Склонность к признанию и зависть порок культуры, если человек тщеславится и ненавидит. Тщеславие и гордость рассматриваются как вариант аддиктивного поведения. Зависимость страстей тщеславия и гордости неизбежно приводит человека к личностной дезорганизации, к деструктивному поведению и к деструктивизации его нравственных ценностных ориентаций.
Скачать PDF

Взаимосвязь «Субъектных» свойств личности и склонности к зависти

Шамионов Раиль Мунирович
В статье излагаются результаты исследования взаимосвязи субъектных свойств личности и склонности к зависти. Лица с выраженной субъектной позицией демонстрируют низкий уровень зависти по отношению к ситуативно значимым сферам превосходства другого. Выявлены множественные связи между склонностью к зависти посредством косвенной оценки и самооценки с субъектными свойствами личности
Скачать PDF

Функции зависти

Бескова Татьяна Викторовна
В статье проводится критический анализ социально-психологических работ по проблеме зависти с целью систематизации и обобщения знаний о ее функциях и назначении в социальной жизни субъекта; выделяются стимулирующая, утверждающая, защитная, регулятивная и контролирующая функции с указанием компонентов, их осуществляющих.
Скачать PDF

Особенности «Предметного поля» зависти

Бескова Татьяна Викторовна
Приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению различий в прямых и косвенных способах оценки зависти респондентами; выделяются основные предметы зависти к другим, а также представления о предметах предполагаемой зависти других к себе; предлагается двумерная модель предметов зависти, демонстрирующая неоднородность «предметного поля» этого понятия.
Скачать PDF

Особенности проявления зависти в межличностном взаимодействии субъектов

Бескова Т.В.
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования по выявлению особенностей проявления зависти в межличностном взаимодействии субъектов. В ней находят подтверждение тезисы об универсальном характере зависти; о ее сдерживании, скрытии и нейтрализации, как перед другими людьми, так и перед самим собой; выявляются особенности ее поведенческих проявлений и ставится вопрос о правомочности разделения зависти по спектральному признаку на «белую» и «черную». Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социально-психологические детерминанты зависти как характеристики межличностных отношений», проект № 10-06-00091а.
Скачать PDF

Влияние характерологических особенностей студентов на их склонность к зависти

Бескова Татьяна Викторовна
Ставится вопрос о необходимости выявления внутренних детерминантов зависти, а также приводятся данные эмпирического исследования по выявлению взаимосвязей характерологических особенностей человека с его склонностью к зависти, результатом которого является дифференциация типов характера в четыре группы в зависимости от наличия/отсутствия и характера этих взаимосвязей.
Скачать PDF

Соотношение индивидуальных моделей мира и характеристик завистливости личности

Никитенко Павел Дмитриевич
В статье анализируются научно-исследовательские подходы отечественных ученых к изучению актуальных вопросов конструирования индивидуальных моделей мира и характеристик завистливости личности. Дается описание эмпирического исследования взаимосвязей индивидуальных моделей мира и завистливости личности.
Скачать PDF

Взаимосвязь социальных представлений о зависти и самоактуализация личности студента

Никитенко Павел Дмитриевич
Статья посвящена исследованию социальных представлений о зависти и самоактуализации личности студента. Дается описание эмпирического исследования представлений о сущности, природе и причинах зависти в зависимости от уровня самоактуализации личности.
Скачать PDF

Взаимосвязь ценностных ориентаций личности и ее склонности к зависти

Бескова Татьяна Викторовна
В статье приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению межфункциональных связей между ценностными ориентациями с общим уровнем собственной зависти, с завистью к приобретениям, достижениям, качествам (по 17 предметам). Выделяются четыре группы ценностей в зависимости от характера взаимосвязей значимых/доступных ценностей с завистью. Обнаруживается взаимосвязь между показателем рассогласованности в мотивационно-личностной сфере и завистью.
Скачать PDF