ЗАВЕРШАЮЩАЯ ФАЗА

Найдено 1 определение:

ЗАВЕРШАЮЩАЯ ФАЗА (TERMINATION PHASE)

Понятие, обозначающее как саму конечную фазу терапии, особую по отношению к начальной и средней фазам/ так и процесс, составляющий эту последнюю фазу. Цели аналитической терапии (в отличие от жизненных целей) должны быть достигнуты до начала завершающего процесса. Они должны воплощать присущие аналитику теоретические и практические представления о психическом здоровье, но при этом быть свободными от интерференции, вызванной контрпереносом, и идиосинкразических перфекционистских идеалов.

На то, что наступило время начала завершающего процесса, указывают: положительные структурные изменения; оптимальный доступ к аффективной сфере пациента и удовлетворительное ее изменение; переход защитных действий на более высокие, зрелые и сбалансированные уровни функционирования; редукция симптомов; соответствующие донной фазе развития объектные отношения; восстановление адекватной картины жизни и, что, быть может, важнее всего, - движение в сторону разрешения адекватно обозначенного невроза переноса.

Удовлетворительное разрешение переноса является кардинальной задачей анализа, однако его состояние невозможно оценить без того, что Гловер (1955) назвал 'пробным камнем' решения об окончании лечения и его осуществления. Глубину и устойчивость положительных изменений при аналитической работе, особенно в проявлениях переноса, лучше всего можно оценить посредством завершающегося процесса, когда удается определить и полностью проанализировать реакции пациента и на инициацию, и на процесс завершения.

Пациент должен быть более или менее согласен с решением аналитика завершить лечение. Это согласие означает начало завершающей фазы; конкретная дата устанавливается позже. Процесс завершения обычно характеризуется полным набором аффектов, связанных с сепарацией, и может осложняться регрессией с возобновлением симптоматики либо рекапитуляцией подросткового опыта индивидуации.

Невроз переноса разрешается до и во время завершающей фазы, однако он почти никогда не разрешается навсегда - даже по окончании анализа. Катамнестические исследования показывают, что даже в самых успешных случаях у пациентов сохраняется готовность (хотя и весьма пластичная) к регрессии к невротическим реакциям переноса, но такие индивиды демонстрируют также способность относительно самостоятельно анализировать собственные невротические реакции.

Большое значение для результатов анализа имеет стадия, наступающая после завершения. Пациент должен достичь бессимптомного разрешения конфликта и интеграции аналитического опыта.

Завершение терапии следует отличать от других вариантов окончания психоаналитической процедуры - прекращения, связанного с внешними обстоятельствами (смена места жительства, заболевание), 'бегства в здоровье', обоюдного согласия прекратить анализ, достигший 'мертвой точки' и не имеющий перспектив плодотворного продолжения.

Оцените определение:

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000

Найдено научных статей по теме — 11

Употребление психоактивных веществ как латентная фаза аддиктивного поведения

Бардадымов Василий Анатольевич
Статья посвящена вопросу классификации стадий формирования аддиктивного поведения. Автор, опираясь на работы Ц.П. Короленко, выдвигает предложение о введении дополнительной категории «латентная фаза», настаивая на том, что именно «доначальный» этап зависимости может являться определяющим в формировании или отсутствии развития аддикции, и именно на этом этапе интервенция психолога является наиболее эффективной.
Скачать PDF

Влияние психологической адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру, на их адаптированност

Шихвердиев Сулейман Нажмутдинович
Статья посвящена анализу результатов исследования, посвященного установлению взаимосвязей характеристик психологической адаптации и адаптированности к условиям жизни «вне спорта» спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру.
Скачать PDF

Социальные ожидания и свойства личности у современной молодежи, завершающей обучение в вузе

Уразаев Александр Михайлович, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович
Целью настоящей работы являлось изучение психологических закономерностей формирования социальных ожиданий, личностных особенностей у современных выпускников высшей школы и их гендерных различий. В обследовании принимали участие 100 юношей и 100 девушек, обучавшихся на старших курсах Томского государственного педагогического университета, Сибирского государственного медицинского университета и Томского политехнического университета. Проведенное исследование показало, что в социальных ожиданиях, связанных с последующей профессиональной самореализацией у студентов и студенток выпускных курсов не было выявлено существенных различий. Как девушки, так и юноши значимость своей профессии для последующего материально благополучия оценивали не высоко и больше связывали получение высшего профессионального образования с приобретением определенного социального статуса.
Скачать PDF

Психологическое консультирование как средство помощи спортсменам, завершающим и завершившим спортивн

Иванов Иван Борисович
Статья посвящена проблеме психологической адаптации спортсменов, завершающих и уже завершивших свою спортивную карьеру. Экспериментально обосновано, что завершение спортивной карьеры имеет характер психологического кризиса. Психологическое консультирование является эффективным средством коррекции негативных переживаний и характеристик адаптации спортсменов.
Скачать PDF

Задачи психологического сопровождения спортсменов, завершающих спортивную карьеру и эффекты его реал

Шихвердиев Сулейман Нажмутдинович
На основании многолетних исследований специфики психологической адаптации спортсменов, завершающих карьеру, были выделены задачи их психологического сопровождения на этапе завершения спортивной деятельности. Они касаются оптимизации характеристик психологической адаптации, степени адаптированности к спорту и условиям жизни вне его. С целью их реализации разработана технология психологического сопровождения спортсменов, завершающих спортивную карьеру, которая показала свою высокую эффективность. Психологическое сопровождение позволило оптимизировать характеристики психологической адаптации спортсменов, преодолеть негативные последствия, вызванные кризисом завершения спортивной карьеры.
Скачать PDF

Склонность спортсменов к деструктивным формам поведения на завершающем этапе спортивной карьеры

Шихвердиев Сулейман Нажмутдинович
В статье представлены результаты эмпирического изучения склонности спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры, к различным формам деструктивного поведения. Установлено, что спортсмены переживают некоторые затруднения в социальной адаптации, что выражается к склонности к некоторым формам девиантного и аддиктивного поведения.
Скачать PDF

Особенности смысложизненных ориентаций студентов с разным уровнем самоактуализации на завершающем эт

Ященко Елена Федоровна, Ященко Эллада Васильевна
Представлены результаты эмпирического исследования смысложизненных ориентаций, их взаимосвязей со свойствами личности (ответственностью, рефлексивностью, локусом контроля), определен индекс организованности структуры личности у студентов, обучающихся журналистике, отличающихся высоким и низким уровнями самоактуализации.
Скачать PDF

Ценностно-смысловые ориентации студентов-психологов на завершающем этапе обучения в контексте профес

Лукьянова Светлана Павловна, Пахомова Екатерина Вячеславовна
Проведено эмпирическое исследование ценностей и смысло-жизненных ориентаций студентов первого и последних курсов университета. Выявлены специфические особенности ценностно-смысловой сферы студентов-психологов выпускных курсов. Большее значение для них имеют такие ценности, как «широта взглядов» и «чуткость». Изучение смысло-жизненных ориентаций показало, что студенты-психологи выпускных курсов больше других убеждены в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.
Скачать PDF

Показатели психологической адаптации студентов творческих специальностей на завершающем этапе обучен

Кирсанов В.М.
Представлен анализ психологических особенностей студентов, обучающихся на факультете декоративно-прикладного творчества, включающий оценку личностных характеристик (активность, направленность, мотивация, саморегуляция, ценностные ориентации), взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Исследование психологической адаптации спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру

Благинин Андрей Александрович, Бар Наталья Сергеевна, Шихвердиев Сулейман Нажмутдинович
Изучаются особенности психологической адаптации спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры. Использовался метод констатирующего исследования посредством опроса спортсменов, находящихся, по мнению специалистов, на «финише» спортивной карьеры. В исследовании приняли участие 228 спортсменов разного возраста, пола, спортивной специализации и уровня квалификации. Результаты изучения различных характеристик психологической адаптации спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру, свидетельствуют о многочисленных нарушениях адаптационного процесса. На уровне психофизиологической адаптации это проявляется в довольно высоких значениях стресса и средними значениями функционального состояния, отражающего высокий психический тонус спортсменов при сниженном фоне настроения. На уровне личностной адаптации в неблагоприятном искажении самоотношения, средней выраженности мотивации достижения, низкой интернальности, дестабилизации эмоциональной сферы. На уровне социальнопсихологической адаптации в некоторых нарушениях коммуникативной сферы (сниженной коммуникабельности и самоконтроле в общении), слабой сформированности профессионального самоопределения, высоком уровне выраженности некоторых девиантных и аддиктивных форм поведения. Перечисленные характеристики психологической адаптации являются ориентирами для оказания психологической помощи спортсменам в этот сложный период их жизни.
Скачать PDF

Взаимосвязь профессиональной идентичности и кризиса на завершающем этапе обучения в вузе с учетом вл

Гиниатуллина Елена Игоревна
В статье описаны результаты исследования взаимосвязи профессиональной идентичности и профессионального кризиса у выпускников трех популярных специальностей (психологи, экономисты, юристы) вузов мегаполиса и удаленного маленького города. Анализ результатов показал, что у будущих специалистов различных профессий сформированы универсальные компоненты профессиональной идентичности. Также было выявлено отсутствие связи между фактом переживания профессионального кризиса и профессиональной и региональной принадлежностью выпускников.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!