ЗАСЛОНЯЮЩЕЕ ВОСПОМИНАНИЕ ЗАСТОЙ

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

Найдено 7 определений термина ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

состояние нервно-психического напряжения, отличающееся разнообразными нарушениями в сфере вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения, и является его личностным свойством.

Оцените определение:

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Застенчивость

shyness) Отличительным признаком З. является боязнь соц. взаимодействий. З. - распространенный феномен, с к-рым почти всякий сталкивался в своей жизни. Как правило, застенчивые люди чрезвычайно робки и поглощены мыслями о возможных негативных оценках со стороны др. Концентрируясь на собственных недостатках, застенчивые люди обычно переживают сильное чувство тревоги и зачастую реализуют свои худшие ожидания. З. - сложное состояние, охватывающее широкий психол. континуум; она может варьировать от периодического ощущения неловкости в соц. ситуациях до невроза, к-рый может полностью разрушить личную жизнь. В целом, незнакомые ситуации и люди, воспринимаемые как непохожие, влиятельные или оценивающие, по-видимому, вызывают З. Вследствие З. люди переживают различные степени одиночества, депрессии, низкой самооценки и неуверенности в себе. Большинство застенчивых людей воспринимают З. как неприятную и нежелательную черту. Хотя специфические корни З. варьируют от чел. к чел., важную роль в формировании З. играют культурные ценности, соц. нормы и др. факторы среды. Филип Зимбардо приводит обзор кросс-культурных исслед., показывающий, что соц. ценности одних культур в большей степени способствуют З. в сравнении с др. В порождающих застенчивость об-вах любовь ставится в зависимость от достижений, неудачи преувеличиваются и интернализуются, вознаграждения редки, а свободное выражение идей и чувств практически не получает одобрения. У большинства застенчивых людей З. м. б. преодолена путем принятия на себя обязательства измениться, овладения соц. умениями и укрепления уверенности в себе. См. также Тревога, Уклоняющаяся личность, Чувство неполноценности Т.-И. Мун

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Застенчивость

Shyness) — тенденция ощущать напряженность, беспокойство или неловкость в непривычных социальных ситуациях и в общении с малознакомыми людьми.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология: глоссарий к книге

Застенчивость

от стень «тень», буквально «желание быть в тени») – робкая стыдливость, склонность к смущению. Возможное проявление – руки на коленях в положении сидя. Может быть результатом более низкого, чем у партнеров по общению, социального положения (ср. социальная тревога) или малой общительности, уединенного образа жизни, малой практики общения с людьми в определенных ситуациях. Может сочетаться с чувством неполноценности, почитанием собеседника или, наоборот, со скрытым презрением к нему. Застенчивость может импонировать или же провоцировать наглость партнера по общению. Пример застенчивого поведения – Феничка в романе И. Тургенева «Отцы и дети».

Кто она – итальянка, испанка, полька, немка? Замужем или вдова? Она ничего не рассказывала, а он не спрашивал. То ли интуиция, то ли застенчивость заставляла его молчать, но голова у него шла кругом (Дж. Голсуорси, Санта Лючия).

Ренуар не был исключительным студентом. Возможно, это было из-за его в целом застенчивой и тихой личности. Он очень боялся привлекать к себе внимание и сохранил эту черту в своей дальнейшей карьере (П. Прицкер).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

Застенчивость

1. в психологии - боязнь социальных взаимодействий, чрезвычайная робкость и поглощенность мыслями о возможных негативных оценках со стороны окружающих. Предполагается, что в формировании застенчивости значительную роль могут играть культурные ценности, социальные нормы и другие факторы социальной среды. В порождающих застенчивость обществах любовь ставится в зависимость от достижений, неудачи преувеличиваются и интернализуются, вознаграждения редки, а свободное выражение идей и чувств практически не получает одобрения. Застенчивость может быть преодолена путем принятия на себя обязательства измениться, овладения социальными навыками и укрепления уверенности в себе; 2. в психопатологии – болезненная сосредоточенность внимания на своих реальных, преувеличенных или мнимых недостатках, сопровождающаяся страхом того, что эти недостатки могут стать или уже стали известными другим людям. Синонимы: Патологическая сенситивность, Сенситивный бред отношения Кречмера.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Застенчивость

а) устойчивая черта личности или повторяющаяся в разл. ситуациях особенность поведения индивида; б) комплексное состояние (включающее эмоционально-когнитивные взаимодействия), к-рое проявляется в разнообразных физиол. реакциях (более всего отличает застенчивых людей - появление краски на лице). З. понимается как свойство и как состояние. Поведение таких людей характеризуется затруднением в выражении мысли, избеганием др. людей, боязнью проявления инициативы. На психол. уровне застенчивость характеризуется искаженным восприятием природы человеческих взаимоотношений, смущением как кратковременной потерей самоуважения, повышенной склонностью к самоанализу и самооценке, сосредоточенностью внимания на телесных симптомах, негативно окрашенным эгоцентризмом, чувством личной незащищенности, желанием привлечь к себе внимание и в то же время остаться незаметным. З. может быть вызвана наследственно передаваемой индивидуальной особенностью, отсутствием опр. социальных навыков, необходимых для эффективного О.; глубинным бессознательным конфликтом и т. п. Нек-рые застенчивые предпочитают оставаться такими, поскольку открыли для себя в этом что-то положительное, получают радость от уединения, могут позволить себе быть разборчивым в личных контактах. Застенчивым обычно дают такие положительные оценки как «сдержанный», «скромный», «уравновешенный». З. придает человеку вид самост. и самоуглубленного человека, обеспечивает маску анонимности. Именно поэтому для нек-рых застенчивость является подходящим жизненным стилем. Однако для нек-рых З. создает проблемы: неприятные физич. ощущения (от смущения, неловкости при столкновении с опр. обстоятельствами и опр. типами людей до травмирующей тревожности, страха), нарушение внутрисемейных взаимоотношений, неэффективность профессиональной деятельности. В этих случаях З. возможно и необходимо преодолевать, обратившись за профессиональной психол. помощью. Лит.: Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1987; Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996; Творогова Н. Д. Застенчивость // Человек. Философско-энциклопедический словарь. М., 2000. Н. Д. Творогова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

застенчивость

качество личности, проявляющееся в тревожности, нерешительности, чрезмерной осторожности в общении с окружающими, наличии субьективных барьеров в общении.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Застенчивость: проектирование жизненных перспектив на юношеском этапе социализации

Ральникова Ирина Александровна
Освещены проблемы научного исследования жизненных перспектив личности, явления застенчивости, психологии юношеского возраста. Показана специфика проектирования жизненных перспектив застенчивыми юношами и девушками на этапе обучения в вузе.
Скачать PDF

Застенчивость учителей как источник риска безопасности образовательной среды

Якиманская Ирина Сергеевна
В статье представлены результаты экспериментального исследования различий в проявлении застенчивости как качества личности у специалистов педагогических профессий. Обнаружено, что возможности компенсации проявлений застенчивости у них гораздо шире, что у испытуемых, не связанных с педагогической деятельностью. Так же обнаружилось, что проявления застенчивости учителей лишь частично являются источниками рисков в образовательной среде, наряду с общей напряженностью, свойственной социальной среде в целом.
Скачать PDF

Физическая активность и застенчивость в зависимости от пола

Alemdağ Джейхун, Alemdağ Сердар, Özkara Б. Абдулла
Известно, что стеснительность является важным фактором, влияющим на взаимоотношения между людьми. Учеными проведен ряд исследований, для того чтобы помочь людям стать более общительными, социальными и минимизировать это ощущение или чувство стеснительности. В этом контексте целью исследования является изучениеуровней застенчивости учащихся спортивной школыс точки зрения влияния физическихупражнений на их поведение. Методы исследования: выборка исследования состояла из 122 женщин и 190 мужчин, общее количество 312 студентов университета. Анкета изменения поведения по мере выполнения упражнений (ESOCQ) и шкала застенчивости (СС) были использованы в качестве инструментов для сбора данных. Для анализа данных были использованы тесты Краскела-Уоллиса Н и Манна-Уитни. Результаты: было обнаружено, что уровень застенчивости студентов университета изменялся в зависимости от влияния физических упражнений на их поведение, среди студенток подобных изменений не было обнаружено. Было определено, что уровень застенчивости у студентов мужского пола в стадии подготовки к выполнению упражнений был выше, чем уровень застенчивости студентов мужского пола в пассивный и активный этапы влияния упражнений на поведение. Самый низкий уровень застенчивости был определен у студентов в активной стадии влияния упражнений на поведение. Заключение: в результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что занятия физической активностью помогают студентам мужского пола снизить их уровень застенчивости. Влияние упражнений на поведение студентов в пассивной стадии занятий упражнениями ниже, чем их уровень стеснительности в период подготовки к упражнениям.It is known that feeling of shyness is an important factor that influences relationship among people. A number of studies have been done in order to make people more sociable, social and minimize this feeling or sense. In this context the aim of the research is to examine physical education and sport school students’ shyness levels in terms of exercise behavior levels. Method: The sample group of the study consists of 122 women and 190 men as a total 312 university students. Exercise Stages of Change Questionnaire (ESOCQ) and the Shyness Scale (SS) were used as data collection tools. The Kruskal-Wallis H and Mann Whitney U test were used to analyse data. Results: While the shyness levels of male university students in the study were found to vary depending on their stages of exercise behavior, it is appeared that similar differences have not been found among female students. It was determined that the shyness levels of the male students in the preparation stages of exercise behavior were higher than the shyness levels of male students in the passive and active stages of exercise behavior. The lowest level of shyness was determined by the university students in the active stage of exercise behavior. Conclusion: As a result of the research, it can be said that participation in physical activity helps male students to decrease their shyness levels. The male students’ behaviours in the passive stage of exercise behavior are lower than the male students in the shyness levels of preparation.
Скачать PDF

Психосоциальные функции застенчивости

Краснова Людмила Вячеславовна
Так как эмоции продукт эволюционно-биологического наследства, каждая эмоция выполняет определенную функцию в филогенезе человечества. Биологические и психосоциальные функции застенчивости в значительной степени совпадают: она делает человека сенситивным к чувствам и оценкам окружающих, увеличивает проницаемость границ Я, усиливает самокритику. Для борьбы с застенчивостью используются защитные механизмы отрицания, подавления и самоутверждения.
Скачать PDF

Психологический анализ феномена застенчивости

Краснова Людмила Вячеславовна, Торохина Людмила Аркадьевна
В психологии имеют место различные подходы к пониманию причин возникновения застенчивости. Большая часть авторов сходятся во мнении, что застенчивость определяется как наследственностью, так и условиями воспитания. Застенчивость, как процесс по-разному проявляется у людей в зависимости от возраста, пола, национальности. Как состояние, она выражена в нарушениях вегетативной и психомоторной сферы, которые вызывают состояние нервно-психической напряженности. Как свойство личности, застенчивость связана с переживанием психологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными адаптивностью в сочетании с повышенной сензитивностью в контактах. В стадии установления первого контакта застенчивость рассматривается как специфическая трудность доверительного межличностного общения. При этом, имея внешние признаки доверия и доверительности, оно редко достигает подлинного психологического контакта вследствие фрустрированности, напряженности, пониженного самоуважения людей этого типа.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая коррекция застенчивости учащихся старших классов в условиях специально орга

Кондратьева (Чечулина) К. С.
Рассматриваются вопросы разработки программы коррекции ситуативной и личностной застенчивости учащихся старших классов, а также представлены результаты психолого-педагогического эксперимента по оценке эффективности специально организованного обучения для коррекции застенчивости.
Скачать PDF

Психологический анализ феномена застенчивости

Кондратьева Ксения Сериковна
Статья посвящена проблеме изучения феномена застенчивости, вопросу об определении данного понятия, а также проблеме разработки методики для диагностики застенчивости.
Скачать PDF

Разработка коррекционной программы для снижения застенчивости подростков

Григорьева Ольга Вячеславовна, Обухова Светлана Георгиевна
В статье описаны этапы психологической работы с застенчивыми подростками, основные блоки и упражнения коррекционной программы.
Скачать PDF

Гендерная идентичность как социокультурная детерминанта застенчивости

Каменева Галина Николаевна, Радоев Милица
Статья посвящена рассмотрению гендерной идентичности как фактора застенчивости. Представлены результаты эмпирического исследования гендерной идентичности и застенчивости сербских и российских студентов.
Скачать PDF

Психологическая коррекция проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами

Юдина Раиса Николаевна, Пермякова Ксения Борисовна
В статье представлены теоретические и эмпирические данные исследования застенчивости как психического состояния и качества личности. Раскрыта роль игры и художественно-творческой деятельности как условий и средств возможной коррекции поведения у детей. По итогам исследования выделены психологические характеристики застенчивости, которые позволили подобрать средства преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста. Разработана модель коррекционной программы, призванной помочь воспитателям и родителям снизить уровень проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать PDF

К вопросу изучения застенчивости в контексте межкультурной адаптации студентов

Каменева Г.Н., Радоев Милица
В статье рассматриваются теоретические предпосылки изучения связи застенчивости как личностной черты и межкультурной адаптации иностранных студентов. Одной из основных целей современных образовательных систем является стимулирование межкультурного и академического обмена и создание межнациональной образовательной среды. Адаптация иностранных студентов к новой культуре и к образовательному процессу реализуется посредством общения, поэтому в процессе адаптации предполагается особый вклад личностных черт, имеющих отношение к общению. Концептуализация застенчивости как личностной черты основана главным образом на западных эмпирических исследованиях. Обнаружены различные нейрологические, физиологические, психологические и культурные особенности застенчивости, выделяющие ее как отдельный психологический феномен. Среди современных направлений исследований застенчивости выделяется ее роль в адаптации к различным социальным взаимодействиям и обстоятельствам. Однако проблеме застенчивости в контексте межкультурной адаптации студентов в настоящее время уделено мало внимания. В данной статье авторами предпринята попытка обозначить точки соприкосновения феноменов застенчивости и межкультурной адаптации и обосновать перспективность данного направления исследований.
Скачать PDF

Психологическая характеристика застенчивости в юношеском возрасте

Краснова Л.В.
Статья посвящена анализу распространенного и сложного аспекта межличностных отношений -застенчивости. Важность означенного вопроса определяется тем, что порожденные застенчивостью трудности общения становятся одними из главных психологических проблем личности. Проведенный психологический анализ застенчивости в юношеском возрасте позволил сделать вывод, что застенчивые юноши и девушки это люди со сложными негативно переживаемыми симптомокомплексами качеств. На основании полученных результатов изучения я-концепции застенчивых юношей и девушек выявлена совокупность представлений о застенчивости в юношеском возрасте.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!