Защищенность психологическая это что такое Защищенность психологическая: определение — Психология.НЭС
защищенность психическая ЗАЯВЛЕНИЕ

ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Найдено 5 определений термина ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

— состояние психической стабильности, возникающее при осознании субъектом возможности устойчивого удовлетворения его основных потребностей.

Оцените определение:

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000.296

ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, и при появлении обстоятельств, могущих блокировать или затруднить их реализацию. Один из важнейших механизмов, обеспечивающих защищенность психологическую, - защита психологическая, необходимое условие формирования адекватного чувства защищенности; в противном случае закономерно появление чувства психологической незащищенности. Эмпирические гаранты защищенности психологической таковы:

1) чувство принадлежности к группе;

2) адекватная самооценка;

3) реалистичный уровень притязаний;

4) склонность к активности надситуативной;

5) адекватная атрибуция ответственности;

6) отсутствие повышенной тревожности, неврозов, страхов и пр.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

относительно устойчивое положительное эмоционально переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

Защищенность психологическая

относительно устойчивое положи¬тельное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможно¬сти удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности соб¬ственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникнове¬нии обстоятельств, которые могут блокировать или затруднить их реализа¬цию. Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих З.п., является защита психологическая — необходимое условие формирования адекват¬ного чувства З.п.; в противном случае закономерно возникновение чув¬ства психологической незащищенности. Гарантами З.п. являются чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибу¬ция ответственности.

Источник: Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Краткий словарь

Защищенность психологическая

относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую защищенность, является психологическая защита — необходимое условие формирования адекватного чувства психологической защищенности. В противном случае закономерно возникновение чувства психологической незащищенности. Эмпирическими гарантами феномена психологической защищенности являются чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибуция ответственности, отсутствие повышенной тревожности, неврозов, страхов и т. п. Особое значение стабильное переживание собственной психологической защищенности имеет в детском возрасте и в целом на протяжении всей эры восхождения личности к социальной зрелости, прежде всего, в связи с тем, что отсутствие подобного позитивного эмоционального состояния совершенно закономерно на этом этапе онтогенеза кардинально обостряет чувство одиночества, неуверенности в своих силах, порождает страх и необоснованное чувство вины.

Говоря о проблеме психологической защищенности, важно помнить, что «Фрейд определял защитные механизмы Эго как сознательную стратегию, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов Ид и встречного давления со стороны супер-Эго. Фрейд полагал, что Эго реагирует на угрозу прорыва импульсов Ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону. Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума»1.

Совершенно очевидно, что при таком понимании защитные механизмы личности находятся в тесной, но обратной взаимосвязи с социально-психологическими аспектами защищенности — чем более безопасной воспринимается внешняя среда, тем более открытым и естественным будет поведение индивида и, наоборот, при наличии внешней угрозы для Эго (реальной или иллюзорной) — активизируются защитные механизмы. Причем на первый план выступают не столько объективные характеристики внешней среды по параметрам «безопасность — угроза», «приятие — неприятие» и т. п., сколько ее субъективное восприятие индивидом. Последнее, по мнению целого ряда авторитетных исследователей, обусловлено, прежде всего, качественными особенностями контактов ребенка с матерью на первом году жизни.

На сегодняшний день, большинство авторов выделяют первичные, или примитивные защиты и вторичные, «зрелые» защиты. При этом, «как правило, к защитам, рассматриваемым как первичные, незрелые, примитивные, или защиты “низшего порядка” относятся те, что имеют дело с границей между собственным “я” и внешним миром. Защиты, причисляемые ко вторичным, более зрелым, более развитым, или к защитам “высшего порядка”, “работают” с внутренними границами — между Эго, супер-Эго и Ид или между наблюдающей и переживающей частями Эго»2. В этой связи, с точки зрения социальной психологии, наибольший интерес представляют, естественно, первичные защитные механизмы. К ним традиционно относят: примитивную изоляцию; отрицание; всемогущий контроль; примитивную идеализацию (и обесценивание); проекцию, интроекцию и проективную идентификацию; расщепление Эго; диссоциацию.

Примитивная изоляция представляет собой психологический уход из ситуации за счет изменения состояния сознания. Это самый ранний, скорее всего врожденный способ справиться с трудностями: «Когда младенец перевозбужден или расстроен, он попросту засыпает. ... Взрослый вариант того же самого явления можно наблюдать у людей, изолирующихся от социальных или межличностных ситуаций и замещающих напряжение, происходящее от взаимодействий с другими, стимуляцией, исходящей от фантазий их внутреннего мира. Склонность к использованию химических веществ для изменения состояния сознания также может рассматриваться как разновидность изоляции»3. Про таких людей обычно говорят «он ушел в себя» или «витает в облаках». В своих крайних проявлениях изоляция может принимать форму аутизма. Понятно, что даже в «умеренных дозах» изоляция существенно осложняет социальные контакты и адаптацию индивида практически в любой группе, не говоря уже о риске возникновения химической зависимости. Однако было бы явно неверным оценивать примитивную изоляцию как исключительно дисфункциональную форму психологической защиты. Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «главное достоинство изоляции как защитной стратегии состоит в том, что, позволяя психологическое бегство от реальности, она почти не требует ее искажения. Человек, полагающийся на изоляцию, находит успокоение не в непонимании мира, а в удалении от него. Благодаря этому, он может быть чрезвычайно восприимчив, нередко к большому изумлению тех, кто махнул на него рукой как на тупого и пассивного»1.

Отрицание, в отличие от изоляции, напротив, часто связано с существенным искажением реальной картины, поскольку уходит корнями «...в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит это не случилось”»2. Классическим проявлением отрицания является реакция типа «Этого не может быть потому, что не может быть никогда» в ответ на какое-либо неприятное известие или факт. В социальном контексте отрицание нередко провоцирует полную неспособность воспринимать любые доводы и действия партнера, не укладывающиеся в ожидаемую и желательную для индивида схему взаимодействия. Вместе с тем, в целом ряде случаев отрицание может играть позитивную роль, позволяя сохранять дееспособность и целеустремленность при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах. Особенно отчетливо это проявляется в экстремальных ситуациях: «В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. ... Каждая война оставляет нам массу историй о людях, которые “не потеряли головы” в ужасных, смертельно опасных обстоятельствах и в результате спасли себя и своих товарищей»3.

Всемогущий контроль берет начало «...в инфантильных и нереалистических, однако на определенной стадии развития нормальных фантазиях всемогущества...» Эти фантазии восходят к начальной стадии развития личности, когда младенец еще не способен к идентификации и воспринимает себя и мир как единое целое. В своих здоровых проявлениях всемогущий контроль как защитный механизм связан с интернальным локусом контроля и необходим для поддержания чувства компетентности и уверенности индивида. Но патологическая потребность обладать всемогущим контролем и властью над окружающим миром крайне опасна: «Если личность организуется вокруг поиска и переживания удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, в связи с чем все этические и практические соображения отходят на второй план, существуют основания рассматривать эту личность как психопатическую»... Перешагивать через других — вот основное занятие и источник удовольствия для индивидов, в личности которых преобладает всемогущий контроль. Их часто можно встретить там, где необходимы хитрость, любовь к возбуждению, опасность и готовность подчинить все интересы главной цели — проявить свое влияние»4.

Примитивная идеализация (и обесценивание) берет начало в присущей в определенный момент развития всем детям убежденности в том, что «мой папа — самый сильный», а «моя мама — самая красивая». Оборотной стороной этой примитивной веры в чье-то внешнее совершенство и всемогущество, замещающей еще более архаичные фантазии о собственном всемогуществе, является неизбежное разочарование в более старшем возрасте, когда с опытом накапливается «критическая масса» факторов, указывающих на несовершенство родителей, которую уже невозможно игнорировать, прибегая к отрицанию. С точки зрения многих исследователей, «нормальная идеализация является существенным компонентом зрелой любви. И проявляющаяся в ходе развития тенденция деидеализировать или обесценивать тех, к кому мы питали детскую привязанность, представляется нормальной и важной частью процесса сепарации-индивидуации»1.

При этом следует учитывать, что объектом как идеализации, так и обесценивания для нарциссических личностей в равной степени могут выступать и отдельные индивиды, и группы. В этой связи они могут оказывать серьезное негативное влияние на процесс группового развития, а также обычно оказываются неспособны к подлинному сотрудничеству и партнерству в межличностных отношениях.

Проекция, интроекция, проективная идентификация. Согласно современным представлениям, «проекция — это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. В своих благоприятных и зрелых формах она служит основой эмпатии. Поскольку никто не в состоянии проникнуть в чужую психику, для понимания субъективного мира другого человека мы должны опираться на способность проецировать собственный опыт»2. В то же время проекция часто приводит к существенным искажениям восприятия реальности, тем самым осложняя процесс взаимодействия и часто являясь подлинной причиной деструктивных конфликтов. Интроекция — «...это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимыми другими»3. Механизм интроекции существенно ускоряет процесс социального научения, а также способствует сближению людей в процессе взаимодействия за счет «подстройки» партнеров друг к другу. Вместе с тем, в своих деструктивных проявлениях он может быть причиной виктимного поведения, идентификации с агрессором (как это имеет место, например, при «стокгольмском синдроме»), а также может существенно осложнять переживание горя.

Понятно, что проекция и интроекция являются, по сути дела, двумя сторонами одной медали. В определенных условиях они могут сливаться, образуя механизм проективной идентификации. В этом случае индивид «...не только проецирует внутренние объекты, но и вынуждает человека, на которого он их проецирует, вести себя подобно этим объектам — как если бы у него были те же самые интроекты»4. Проективная идентификация представляет особый интерес с точки зрения социальной психологии, поскольку именно она часто является определяющим фактором при формировании неформальной структуры группы на первом этапе ее жизненного цикла. Кроме того, механизм проективной идентификации лежит в основе социально-психологического феномена, широко известного как «самоактуализирующееся пророчество».

Расщепление Эго как механизм психологической защиты основано на «черно-белом» видении окружающего мира, берущим свое начало в довербальном периоде развития, когда ребенок еще не в состоянии осознать амбивалентность, присущую объектам окружающего мира, и воспринимает их как исключительно «хорошие» либо, напротив, как исключительно «плохие». При этом «в повседневной жизни взрослого расщепление остается мощным и привлекательным средством осмысления сложных переживаний, особенно если они являются неясными или угрожающими»1. В своих деструктивных формах расщепление способствует формированию негативных политических, этнических и социальных стереотипов. Исследование «авторитарной личности», проведенное Т. Адорно и рядом других ученых, показало, что тотальная фиксация на расщеплении была свойственна наиболее зловещим персонажам в человеческой истории и по сей день лежит в основе как правого, так и левого экстремизма.

Диссоциация — «...это “нормальная” реакция на травму...» по принципу «меня здесь нет» или «это происходит не со мной». ... Выгоды диссоциирования в невыносимой ситуации очевидны: диссоциирующий отключается от страдания, страха, паники и уверенности в надвигающейся смерти»... Вместе с тем, «Огромным недостатком такой защиты является, конечно, ее тенденция автоматически включаться в условиях, когда на самом деле не существует риска для жизни, и более точная адаптация к реальной угрозе нанесла бы значительно меньший урон общему функционированию»2.

Поскольку, как уже отмечалось, вторичные психологические защиты имеют лишь опосредствованное отношение к социально-психологическим процессам, мы не станем их подробно рассматривать, ограничившись лишь перечислением. К ним относятся: репрессия (вытеснение); регрессия; изоляция; интеллектуализация; рационализация; морализация; компартментализация (раздельное мышление); аннулирование; поворот против себя; смещение; реактивное образование; реверсия; идентификация; отреагирование; сексуализация; сублимация.

Прямая профессиональная обязанность практического социального психолога состоит, в частности, и в том, чтобы выявить в интересующем его сообществе тех людей, которые страдают, чувствуя себя психологически незащищенными, и при этом либо таким образом воздействовать на социальное окружение, чтобы у конкретной личности не было оснований чувствовать себя личностно и социально уязвимой, либо провести соответствующую работу по восстановлению ее адекватного самовосприятия.

Источник: Азбука социального психолога-практика

Найдено рефератов по теме ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Структура психологической защищенности подростков от насилия в образовательной среде

Лаптева Вера Юрьевна
Рассматривается проблема психологического насилия в школе в аспекте защищенности подростков от деструктивных воздействий социальной среды. Оценка эмпирических данных позволила рассмотреть структурные особенности защищенности в зависимости от параметров психологического насилия в образовательной среде, а также изучить специфику личностных защитных механизмов у подростков при воздействии психологического насилия.
Скачать PDF

Личностные ресурсы психологической защищенности взрослых от негативных последствий насилия, пережито

Кондакова Ирина Владимировна
Статья посвящена выявлению личностных ресурсов психологической защищенности взрослых от отсроченных последствий насилия, пережитого в детстве. В работе рассматриваются подходы к изучению психологической защищенности и личностные ресурсы, помогающие взрослым преодолеть любую трудную жизненную ситуацию. Приводятся данные эмпирического исследования, посвященные выявлению ресурсов психологической защищенности от разных видов насилия, и выводятся основные личностные ресурсы.
Скачать PDF

Духовные ценности как фактор психологической защищенности личности

Котенёва Анна Валентиновна
В работе содержится психологический анализ духовных ценностей человека, их основных характеристик и значений. Исследованы сходства и различия в понимании веры, надежды и любви в психологии и религии. Показано, что духовные ценности оказывают влияние на формирование личности, ее поведение и психологическую защищенность.
Скачать PDF

Активная неадаптивность как фактор психологической защищенности личности

Раймова Е.Г.
В предлагаемой статье рассматриваются нетривиальные аспекты психологической защищенности личности. Поисковая активность, создание новых ситуаций, жизнь на границе так личность отстаивает свою целостность перед лицом неопределенности.
Скачать PDF

Ресурсы психологической защищенности и факторы сопротивляемости насилию в онтогенезе

Баева Ирина Александровна
Рассматривается проблема определения ресурсов психологической защищенности человека от негативных воздействий социальной среды. Вопросы психологической защищенности человека от неблагоприятных условий социальной среды рассматриваются в русле концепции психологической безопасности. Обосновано, что одной из значимых угроз, препятствующих позитивному личностному развитию человека, является насилие. Обсуждаются базовые определения насилия и его психологические последствия. Рассмотрены факторы, обеспечивающие сопротивляемость насилию в процессе онтогенетического развития, учет которых необходим для оказания комплексной социально-психологической помощи детям и подросткам, подвергающимся насилию и жестокому обращению.
Скачать PDF

Целостность и защищенность как основные критерии психологической безопасности личности

Середа Елена Ивановна
В статье рассматриваются несколько групп критериев психологической безопасности, подробно анализируются «целостность» и «защищенность» личности как ключевые критерии безопасности. Особое внимание уделяется индикаторам нарушения целостности и защищенности диссоциации и психологическим сопротивлениям.
Скачать PDF

Психологическая безопасность и защищенность образовательной среды:факторы риска, угрозы и условия

Корытова Галина Степановна, Закотнова Елена Юрьевна
Рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением и формированием психологически комфортной и безопасной образовательной среды. Показано, что одной из наиболее актуальных задач современной психолого-педагогической науки является изучение факторов риска, угрожающих психологической безопасности образовательной среды, а также условий, способствующих ее защищенности. Дана характеристика педагогических факторов риска, негативно сказывающихся на развитии и здоровье, а следовательно, на психологической безопасности обучающихся. Представлены результаты эмпирического изучения показателей психологической безопасности образовательной среды средних общеобразовательных школ.
Скачать PDF

Психологическая защищенность и копинг-поведение подростков-сирот в конфликтной ситуации

Польшина Мария Александровна, Насибуллина Анися Дамировна
В статье рассматривается специфика выбора психологической защищенности подростков-сирот, воспитывающихся в детском доме, в конфликтной ситуации. Известно, что подростковый возраст представляет собой период кризиса: подросток еще связан с миром детства, но уже вступает во взрослую жизнь. Описывается роль защитных механизмов в выборе стиля копинг-поведения, копинг-стратегий детей-сирот в критической ситуации или критического состояния.
Скачать PDF

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Хусаинова Светлана Владимировна, Мухаметзянов Искандер Шамилевич
В статье представлены результаты авторского исследования личностных характеристик учащейся молодежи, а также деятельностной тревожности в условиях ситуации изменения. Результаты анкетирования обучающихся по изучению значимости для них проводимых мероприятий рекомендуется использовать в профилактических мероприятиях образовательной организации в целях совершенствования психологической безопасности.
Скачать PDF

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Польшина Мария Александровна, Насибуллина Анися Дамировна
В статье рассматривается специфика выбора психологической защищенности подростков-сирот, воспитывающихся в детском доме, в конфликтной ситуации. Известно, что подростковый возраст представляет собой период кризиса: подросток еще связан с миром детства, но уже вступает во взрослую жизнь. В этот период происходит осознание жизненных ценностей, на основе которых строятся дальнейшие отношения с окружающим миром. Относясь к определенной возрастной группе, большая часть подростков имеет отклонения в поведении, особенно если это воспитанники детского дома. По данным статистики во многих регионах России наблюдается снижение возрастных границ правонарушителей, растет число безнадзорных и употребляющих психоактивные вещества детей. Описывается роль защитных механизмов в выборе стиля копинг-поведения, копинг-стратегий детей-сирот в критической ситуации или критического состояния. Приводятся результаты исследования готовности подростков-сирот к сопротивлению жизненным трудностям. Описывается экспериментальное исследование, направленное на изучение их психологической защищенности и копинг-поведения в конфликтной ситуации.
Скачать PDF

Современные подходы к разработке проблемы социальной защищенности личности

Ушаков Игорь Анатольевич
Статья посвящена анализу исследований феномена социальной защищенности личности в гуманитарных науках, определению социально-педагогической сущности данного понятия, его характеристики.
Скачать PDF

Качества личности, способствующие ее защищенности от манипуляций

Шейнов В.П.
В статье показана актуальность проблемы незащищенности индивида от манипуляций и ущерб, наносимый ими. Ни один человек не является полностью защищенным от манипуляций, каждый может стать жертвой манипулятивных воздействий. Показано, что манипулятивные отношения укоренились в современном обществе и имеет место тенденция к большему их распространению. В результате испытываемых жертвами манипуляций негативно окрашенных психических состояний 92-95% респондентов желают научиться защищаться от манипуляций. Установлено, что защищенности от манипуляций способствует ориентация индивида на свое Я, а незащищенности ориентация на взаимоотношения. Выявлены качества личности, способствующие ее защищенности от манипуляций: достаточно высокий социальный интеллект индивида, его независимость от мнений окружающих, определенная недоверчивость и проницательность. Показано, что: 1) женщины в среднем лучше мужчин защищены от манипуляций; 2) степень защищенности индивида от манипуляций не связана с его возрастом и степенью выраженности макиавеллизма его личности; 3) ассертивность индивида способствует его защищенности от манипуляций. Репрезентативность данного исследования и полученных выводов обеспечена большим числом его участников (552 испытуемых) и широким спектром представительства разных социальных групп: сотрудники МЧС, преподаватели и студенты университетов, курсанты, психологи, работники торговли.
Скачать PDF

Похожие термины: