ЗАРАЖЕНИЕ, ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ
ЗАРАЖЕНИЕ, ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ (или ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ)
Распространение любой деятельности или настроения в группе. Типичный пример – групповой обморок, когда один ребенок может упасть в обморок во время вскрытия на уроке биологии и за этим быстро последует рад других обмороков.
Заражение поведенческое (или эмоциональное)
распространение любой деятельности или настроения в группе людей. Например, обморок одного ребенка при вскрытии животного на уроке биологии может повлечь обморок у других детей, на которых зрелище обморока оказало болезненно острое впечатление. Возникает, повидимому, у особо ранимых детей, то есть по механизмам, связанным с самовнушением. Впервые описано при массовых индуцированных психозах, ставших известными уже в Средние века..
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ЗАРАЖЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ
(behavioral contagion – англ.) – тип подражания людям в их социальном поведении, при котором человек, у которого существует изначальный внутренний конфликт по поводу того, стоит или не стоит вести себя определенным образом в некоторой социальной ситуации, может в конечном счете решиться на такое поведение, если убедится в том, что другие люди ведут себя точно так же, как он сам. З.п. представляет собой распространение поведения или настроения отдельно взятого человека на других людей или группу людей. Типичным драматическим примером действия механизма З.п. является случай, когда один ребенок в детской группе демонстрирует поведение, явно нарушающее моральные или этические нормы, а остальные дети начинают ему подражать. См. подражание.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Заражение поведенческое (эмоциональное)
распространение настроения в группе, передача эмоционального состояния от одного индивида к другому. Ср. если кто-то покупает какую-то вещь, то стоящие рядом посетители магазина тоже могут ее купить по его примеру, как и знакомые, которым он ее показал. Такой же механизм действует и при распространении любой моды. Ср. если в классе во время урока один ученик отпрашивается в туалет, то следом за ним отпрашиваются и другие.
Общий хохот покрыл его голос. Напрасно он силился досказать историю своего падения: хохот разлился по всему обществу, проник до передней и до девичьей, объял весь дом, все вспомнили забавный случай, все хохочут долго, дружно, несказанно, как олимпийские боги. Только начнут умолкать, кто-нибудь подхватит опять – и пошло писать (И. Гончаров, Обломов).
Так иногда пройдет полчаса, разве кто-нибудь зевнет вслух и перекрестит рот, промолвив: «Господи помилуй!» За ним зевнет сосед, потом следующий, медленно, как будто по команде, отворяет рот, и так далее, заразительная игра воздуха и легких обойдет всех, причем иногда прошибет слеза (там же).
Ср. массовое самоубийство, Вертера синдром.
Общий хохот покрыл его голос. Напрасно он силился досказать историю своего падения: хохот разлился по всему обществу, проник до передней и до девичьей, объял весь дом, все вспомнили забавный случай, все хохочут долго, дружно, несказанно, как олимпийские боги. Только начнут умолкать, кто-нибудь подхватит опять – и пошло писать (И. Гончаров, Обломов).
Так иногда пройдет полчаса, разве кто-нибудь зевнет вслух и перекрестит рот, промолвив: «Господи помилуй!» За ним зевнет сосед, потом следующий, медленно, как будто по команде, отворяет рот, и так далее, заразительная игра воздуха и легких обойдет всех, причем иногда прошибет слеза (там же).
Ср. массовое самоубийство, Вертера синдром.