ЗАПОМИНАНИЕ это что такое ЗАПОМИНАНИЕ: определение — Психология.НЭС
Заполнители пауз ЗАПОМИНАНИЯ ВИДЫ

ЗАПОМИНАНИЕ

Найдено 14 определений термина ЗАПОМИНАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАПОМИНАНИЕ

обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти (см. Запоминания виды)

Оцените определение:

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

запоминание

обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. З. – важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. В зависимости от места процессов З. в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное З.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

ЗАПОМИНАНИЕ

активный процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет прежде всего за счет ОСМЫСЛЕННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется прежде всего непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г.493

ЗАПОМИНАНИЕ

обобщенное название активных процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти; ввод в память информации. Может протекать как мгновенное запечатление. Посредством этих процессов ведется селективный отбор Поступающей информации для ее последующего воспроизведения и включения в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет прежде всего за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется прежде всего непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредующих элементов происходит формирование опосредованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Запоминание - важнейшее условие последующего восстановления приобретенных знаний. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов запоминания в структуре деятельности различаются запоминание произвольное и непроизвольное. При прочих равных условиях запоминание произвольное продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность, сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом (-> обучаемость). По механизму выделяются:

1) запоминание логическое;

2) запоминание механическое. По результату выделяются:

1) запоминание дословное;

2) запоминание смысловое.

Важную роль среди механизмов запоминания играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей, повторение. Продлевая эффективную длительность воздействия информации, оно служит средством развития высших социализированных форм памяти, прежде всего запоминания произвольного. Но исследования показывают, что повторение не безусловно необходимо для долговременного запоминания, - в частности, его роль значительно снижается при запоминании жизненно важного материала и сведений, несущих для индивида большую смысловую нагрузку.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ЗАПОМИНАНИЕ

обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

ЗАПОМИНАНИЕ

Один из механизмов памяти, запечатление в ней образов предметов, явлений, мыслей. Различают 3. произвольное, служащее результатом активного намерения, целенаправленной мнестической деятельности, и непроизвольное, осуществляемое без специального намерения, часто неосознанно. Состояние 3. служит одним из объективных показателей, характеризующих сохранность памяти в психологическом эксперименте (например, в пробе на 3. десяти слов).

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

ЗАПОМИНАНИЕ

англ. memorizing) - процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе 3. включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит путем их ввода в систему ассоциативных связей.

В зависимости от способа и характера осуществления процессов памяти различают произвольное 3. и непроизвольное 3.; далее - 3. механическое и смысловое, а также опосредствованное и непосредственное.

Непроизвольное 3. происходит без специально поставленной цели - запомнить, при отсутствии волевых усилий, без предварительного выбора материала, подлежащего закреплению, и применения к.-л. приемов 3. Полнота, точность и прочность непроизвольного 3. зависят от целей и мотивов выполняемой человеком деятельности и от способов ее осуществления (см. Прочность 3.). Исследования П. И. Зшченко и А. А. Смирнова показали, что 3. более продуктивно, если запоминаемый материал входит в содержание основной цели деятельности. Продуктивность непроизвольного 3. зависит от умственной активности, самостоятельности в работе: материал, не требующий умственных усилий, запоминается нередко значительно хуже и менее прочно.

При произвольном 3. человек, побуждаемый определенными мотивами, ставит перед собой цель - запомнить то, что намечено им самим или ему предлагается. Т. о., произвольное 3. - это специальное мнемическое действие; его успешность зависит от особенностей мнемических целей. Те или иные мнемические задачи (запомнить полно, точно, надолго и т. п.) вызывают разную ориентировку в содержании материала, определяют выбор и активацию определенных способов 3., а тем самым в существенной мере влияют и на его результаты (А. А. Смирнов, Л. В. Занков и др.). Решающим условием продуктивности произвольного 3. является применение след. приемов: составление плана запоминаемого материала (смысловая группировка и выделение смысловых опорных пунктов); соотнесение нового со старым, хорошо известным; классификация, систематизация материала; ассоциирование его по сходству и контрасту и т. п.

Произвольное 3. при прочих равных условиях заметно продуктивнее непроизвольного: оно обеспечивает большую систематичность, сознательность, прочность усвоения знаний. Однако не-произольное 3., являющееся продуктом содержательной, активной умственной работы, м. б. более продуктивным, чем произвольное 3., если последнее осуществлено вне указанных выше условий.

Противопоставление механического 3. и смыслового 3. основывается на его рассмотрении в связи с процессами понимания. Механическим принято называть 3. точной последовательности тех или иных объектов, осуществляющееся без установления логической связи между частями запоминаемого материала. Осмысленное же 3. совершается при раскрытии различных логических, существенных (в частности, причинно-следственных) связей в запоминаемом материале, при выделении в нем главного и второстепенного, что предполагает мысленную переработку запоминаемого материала и делает смысловое 3. гораздо более продуктивным, чем механическое. Практически, однако, смысловое и механическое 3. тесно связаны между собой и обычно соучаствуют в актах мнемической деятельности (см. Память смысловая).

В противоположность непосредственному 3., предполагающему запечатление воспринятого как оно есть, без всякой дополнительной переработки, опосредствованное 3. характеризуется сознательным использованием различных вспомогательных средств для 3., выполняющих затем роль "ключей" при воспроизведении. Опосредствование почти всегда имеет место в процессах осмысленного 3. Исследования А. Н. Леонтьева показали, что непосредственное 3. - лишь первый этап развития памяти, в то время как высший этап ее развития составляет употребление внутренних опосредствующих элементов.

Можно выделить несколько факторов, влияющих на 3: 1) особенности самого материала, подлежащего запоминанию: чем более осмысленна и значима для субъекта информация, тем лучше она запоминается; контекст, в котором находится запоминаемый материал: исследования показали, что 3. осуществляется лучше, если при восстановлении элементы материала находятся в том же контексте, что и во время его заучивания (эффект контекста). Указанные факты являются следствием специфичности структуры памяти, представляющей собой отражение деятельности человека. Т. к. не существует 2 индивидов, деятельность которых была бы во всем тождественна, память каждого человека также имеет свои особенности. В отношении рассмотренных выше факторов это означает, что один и тот же запоминаемый элемент имеет для каждого человека свой смысл и значение.

Важную роль в процессе 3. играет повторение, позволяющее увеличивать время обработки поступающего в память материала. Различают 2 типа повторения. В одном случае информация удерживается на уровне сознания в виде отдельных элементов, которые хорошо восстанавливаются при непосредственном воспроизведении. Однако такое 3. не позволяет воспроизводить информацию, если с момента ее предъявления прошло много времени. Долговременное 3. становится возможным, только если осуществляется повторение 2-го типа, когда запоминаемые элементы активно включаются в систему ассоциативных (особенно семантических) связей, образующих память. Установление связей между элементами запоминаемой информации и элементами, уже имеющимися в памяти (кодирование), - необходимое условие точного долговременного 3. (Т. П. Зин-ченко.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Запоминание

Категория. Мнемический процесс.

Специфика. Посредством запоминания происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет прежде всего за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется прежде всего непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей.

Источник: Психологический словарь

Запоминание

способность сохранять информацию и воспроизводить ее, когда это необходимо.

Источник: Психология общения. Глоссарий по книге

Запоминание

Соответствует процессу усвоения. Также называется кодированием информации или запечатлением ее в памяти.

Источник: Психология критического мышления. Термины по книге

Запоминание

Запечатлевание в памяти образов, предметов, явлений, мыслей, информации. Может быть произвольным и непроизвольным.

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

ЗАПОМИНАНИЕ

один из процессов памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе 3. включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит путем их ввода в систему ассоциативных связей. В зависимости от способа и характера осуществления процессов памяти различают произвольное и непроизвольное, механическое и осмысленное, непосредственное и опосредованное 3. Основное различие непроизвольного и произвольного 3. состоит в том, что первое происходит без специально поставленной цели, при отсутствии волевых усилий, без предварительного выбора материала и применения каких-либо приемов. При произвольном запоминании человек, побуждаемый определенными мотивами, ставит перед собой цель — запомнить какой-то материал. Поэтому произвольное запоминание является специальным мнемическим действием. Противопоставление механического и осмысленного 3. основывается на его рассмотрении в связи с процессами понимания. Установлено превосходство осмысленного 3. перед механическим заучиванием, не опирающимся на понимание. В противоположность непосредственному 3., предполагающему запечатление воспринятого как оно есть, без всякой дополнительной переработки, опосредствованное 3. характеризуется сознательным использованием вспомогательных средств для 3., поэтому оно является более совершенным, чем непосредственное. Важное значение при опосредствованном 3. принадлежит использованию приемов мнемотехники. На процесс 3. влияет ряд факторов, среди которых основными являются: 1) особенности самого материала, подлежащего 3.; чем более осмысленной и значимой является для субъекта информация, тем лучше она запоминается: 2) контекст, в котором находится запоминаемый материал: 3. осуществляется лучше, если при восстановлении элементы материала находятся в том же контексте, что и во время его заучивания; 3) повторение: оно позволяет увеличивать время обработки поступающего в память материала.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

запоминание

процессы фиксации в памяти той или иной информации об окружающем мире и переживаемом в связи с этим психическим состоянием; сложный процесс кодирования и усвоения информации об окружающем мире, результатов мыслительной деятельности, эмоциональных состояний и др.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Запоминание

фиксация впечатлений в памяти. Характер запоминания зависит от вида памяти, в которой происходит этот процесс. Оно может быть эксплицитным (произвольным, намеренным) и имплицитным (непроизвольным). Методы изучения запоминания соответствуют тому, какой именно вид или форма памяти изучаются.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ЗАПОМИНАНИЕ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Непроизвольное запоминание слов, обладающих разным уровнем доминирования в категории

Марченко О.П.
Цель исследования узнать, связано ли непроизвольное запоминание слов с эффектами преднастройки и уровнем доминирования этих слов в категории. Двадцать человек должны были воспроизвести слова, которые предъявлялись прежде в задаче категоризации с предваряющей преднастройкой. Было показано, что успешность запоминания слов определяется как контекстом, задаваемым предваряющей преднастройкой слова, так и уровнем доминирования слова в категории.
Скачать PDF

Роль логических связей в запоминании текста

Пантелеев Александр Фёдорович
Работа посвящена обсуждению роли логических связей в запоминании учебного текста, проводится анализ понятия логической связи. Выявлена взаимосвязь между уровнем интеллектуальной активности и характером запоминания учебного текста.
Скачать PDF

Микроструктурный анализ запоминания незнакомых слов на иностранном языке:роль параметров предъявлени

Майорникова А. И., Блинникова И. В.
Два эксперимента были посвящены анализу характеристик движений глаз при запоминании слов иностранного языка. Предполагалось, что способ и порядок предъявления визуальных стимулов могут изменить характеристики перцептивной деятельности и в дальнейшем повлиять на эффективность запоминания. В результате было показано, что характер движения глаз меняется не только в зависимости от физических характеристик материала, но и от стратегий установления связей между внешней формой слова иностранного языка и его значением. При этом были выявлены более эффективные стратегии перцептивной обработки, позволяющие лучше запоминать незнакомые слова иностранного языка.
Скачать PDF

Философские и психологические аспекты изучения восприятия и запоминания музыки

Рыбак Анна Александровна
Дан анализ известных теоретических и экспериментальных исследований истории происхождения музыки, музыкального восприятия, а также музыкальной памяти. Произведена классификация различных направлений изучения данной проблемы.
Скачать PDF

Изучение особенностей запоминания учебного материала при решении классификационных задач по химии

Шелонцев В.А., Синяева Н.Ю.
В работе изучены особенности различных видов запоминания учебного химического материала в процессе решения классификационных задач. Показано, что продуктивность запоминания учебного материала при решении классификационных задач по химии в 1,5 раза выше, чем при механическом заучивании.
Скачать PDF

Макро- и микрогенез опосредствования запоминания

Мамкина Татьяна Михайловна
Статья представляет фрагмент экспериментального исследования макрои микрогенеза опосредствования запоминания, проведенного с целью подтверждения гипотезы о нетождественности этих процессов. Теоретикоэмпирической базой для планирования и осуществления эксперимента стала клас сическая работа А.Н. Леонтьева, проведенная под руководством Л.С. Выготского, посвященная сравнительному анализу непосредственной и опосредствованной памяти. Применение методики двойной стимуляции в рамках экспериментальногенетического метода для исследования возрастной динамики использования внешних вспомогательных средств в процессе запоминания позволило сформулировать предположение о том, что индивидуальное освоение деятельности внутри возрастной группы может иметь значительные отклонения от макрогенетических показателей. Прослеживание микрогенеза опосредствования было обращено на открытие разных степеней владения вспомогательными средствами испытуемыми, относящимися к одной возрастной группе в зависимости от уровня развития опосредствования.
Скачать PDF

Принцип деятельностной специфичности кодирования в эпизодической памяти (на материале запоминания ша

Васюкова Екатерина Евгеньевна, Митина Ольга Валентиновна
В работе показана плодотворность идеи А.Н. Леонтьева о структуре деятельности для развития представлений о принципах, действующих в эпизодической памяти. Изучалось влияние шахматного мастерства, возраста и условий запоминания на эффективность воспроизведения последовательностей дебютных ходов. 39 шахматистов разной квалификации (от 2-го разряда до гроссмейстера) и возраста (от 17 до 81 года), разделенных на 4 группы (Эло [7]>2000 до и после 40 лет; Эло
Скачать PDF

Позитивные и негативные проявления эффекта генерации при запоминании целых и фрагментированных выска

Гершкович Валерия Александровна, Морозов Максим Игоревич
В статье рассматривается вопрос о влиянии эффекта генерации на способность испытуемых отличать при припоминании реально воспринятую информацию от сгенерированной на ее основе. В проведенном экспериментальном исследовании испытуемые достраивали фрагменты пословиц до целого или просто переписывали целые пословицы. В дальнейшем им требовалось вспомнить, какие фрагменты были реально предъявлены, а какие достроены ими на этапе восприятия. Обнаружены в целом позитивное влияние достраивания на точность идентификации источника воспоминания и негативное влияние на способность отличать воспринятые фрагменты от сгенерированных на их основе. Библиогр. 23 назв. Рис. 1. Табл. 3.
Скачать PDF

Экспериментальный подход к изучению влияния понимания ситуаций на процесс их запоминания

Линкевич Ксения Владимировна
Статья посвящена разработке экспериментального подхода к исследованию понимания ситуаций. Обосновывается необходимость поиска объективного метода изучения феномена понимания наравне с описательными методами. Представлены результаты исследования, цель которого выявление «эффекта понимания», т. е. изменения результатов работы психических процессов, протекающих одновременно с процессом понимания. В качестве стимульного материала были выбраны пиктограммы с изображением людей, находящихся в различных ситуациях. В исследовании приняли участие 32 человека в возрасте от 17 до 43 лет. Основным результатом было выявление процесса понимания ситуаций как решения задачи на обнаружение действий, совершаемых участниками ситуации. Библиогр. 19 назв. Табл. 1.
Скачать PDF

Различия в запоминании бессмысленного материала студентами при расщеплении полюсов когнитивного стил

Дюпина Светлана Александровна
В статье показана связь когнитивных стилей, выделенных при расщеплении полюсов импульсивности/рефлексивности, и скорости запоминания простого и усложненного бессмысленного материала. Целью исследования стало изучение качественного своеобразия запоминания невербального бессмысленного материала студентами. Представители быстрого/точного и рефлексивного когнитивных стилей быстро обрабатывают простой и усложненный материал, обнаруживают высокую скорость включения операционных механизмов в процесс запоминания. Представители импульсивного и медленного/неточного когнитивных стилей медленно обрабатывают материал, соответственно, показывают более низкую скорость.
Скачать PDF

Скорость запоминания невербального бессмысленного материала испытуемыми в рамках расщепления полюсов

Дюпина Светлана Александровна
В статье показана связь когнитивных стилей, выделенных при расщеплении полюсов импульсивности/рефлексивности и скорости запоминания простого и усложненного бессмысленного материала. Представители быстрого/точного и рефлексивного когнитивных стилей быстро обрабатывают простой и усложненный материал, обнаруживают высокую скорость включения операционных механизмов в процесс запоминания. Представители импульсивного и медленного/неточного когнитивных стилей медленно обрабатывают простой и усложненный материал, обнаруживают более низкую скорость включения операционных механизмов в процесс запоминания.
Скачать PDF

Взаимодействие эксплицитного и имплицитного знания в процессе запоминания последовательностей

Шилов Юрий Егорович, Крюкова Алена Павловна, Бурмистров Сергей Николаевич
Статья посвящена проблеме взаимодействия имплицитного и эксплицитного знания. Цель проведенного исследования состояла в том, чтобы экспериментально выявить влияние имплицитного знания на эффективность решения задач в различных условиях. Для проведения эксперимента использовалась техника «выучивание последовательностей». Процедура включала в себя обучающий и тестовый этапы. Испытуемым экспериментальных групп на обучающем этапе предъявляли матрицу размером 2×2, в секторах которой последовательно появлялись восемь кружков разных цветов. Последовательность как цветовых стимулов, так и секторов была задана экспериментатором и повторялась несколько раз. Испытуемым необходимо было запомнить последовательность чередования цветов. На тестовом этапе условия в разных экспериментальных группах отличались. Эти условия предусматривали варьирование заданий, связанных с усвоением как эксплицитно, так и имплицитно заданных правил. Таким образом, состояния независимой переменной в экспериментальном плане определялись изменением сочетания осознанно и неосознанно усвоенных правил построения последовательностей. Результаты показали, что количество циклов предъявления последовательности на обучающем этапе является значимым фактором, влияющим на продуктивность имплицитного запоминания. Другим существенным фактором, определившим полученный результат, явилось изменение характера задачи. Задание на обучающем этапе было связано с запоминанием последовательностей, тогда как решение тестового задания предполагало сенсомоторную реакцию. В свою очередь, испытуемые контрольной группы обучающий этап не проходили, поэтому для них не происходило смены задания. Возможно, именно это определило отличие результатов, показанных в контрольной группе, от всех экспериментальных групп, где время реакции вопреки априорным ожиданиям было значимо больше, чем в контрольной. Результаты исследования внесли важный вклад в понимание условий формирования имплицитного знания. Полученные результаты также могут быть полезны в дальнейшем при разработке экспериментов с применением техники «выучивание последовательностей».
Скачать PDF