ЗАПОМИНАНИЕ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Запоминание
способность сохранять информацию и воспроизводить ее, когда это необходимо.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

Запоминание
функция памяти; в основе з. лежит образование временных связей в процессе восприятия.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

ЗАПОМИНАНИЕ
обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти (см. Запоминания виды)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Запоминание
Соответствует процессу усвоения. Также называется кодированием информации или запечатлением ее в памяти.

Источник: Халперн Д. Психология критического мышления, 2000

ЗАПОМИНАНИЕ
свойство памяти запечатлевать ощущения и восприятия, мышление или переживания. Виды 3. соответствуют видам памяти.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Запоминание
Запечатлевание в памяти образов, предметов, явлений, мыслей, информации. Может быть произвольным и непроизвольным.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Запоминание
фиксация впечатлений в памяти. Характер запоминания зависит от вида памяти, в которой происходит этот процесс. Оно может быть эксплицитным (произвольным, намеренным) и имплицитным (непроизвольным). Методы изучения запоминания соответствуют тому, какой именно вид или форма памяти изучаются.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

запоминание

обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. З. – важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. В зависимости от места процессов З. в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное З.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

запоминание

процессы фиксации в памяти той или иной информации об окружающем мире и переживаемом в связи с этим психическим состоянием; сложный процесс кодирования и усвоения информации об окружающем мире, результатов мыслительной деятельности, эмоциональных состояний и др.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ЗАПОМИНАНИЕ
Один из механизмов памяти, запечатление в ней образов предметов, явлений, мыслей. Различают 3. произвольное, служащее результатом активного намерения, целенаправленной мнестической деятельности, и непроизвольное, осуществляемое без специального намерения, часто неосознанно. Состояние 3. служит одним из объективных показателей, характеризующих сохранность памяти в психологическом эксперименте (например, в пробе на 3. десяти слов).

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Запоминание
Разновидность памяти (ретенционная память), выражающаяся в способности к устойчивому сохранению зафиксированного опыта - переживаний, восприятий, знаний и др. Их последующее воспроизведение при надобности является репродукционной памятью. См. Память.
3., непроизвольное. 3апоминание без предшествующего намерения запомнить данный объект или явление, обусловленное присущими им качествами (необычайность и др.), а также интересами и потребностями человека.
3., первоначальное - см. Первоначальное запоминание.
3., произвольное. 3апоминание, обусловленное предварительным намерением запомнить данный объект, текст, явление и пр. Обычно осуществляется при помощи специальных приемов, облегчающих этот процесс.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Запоминание
Категория. Мнемический процесс.
Специфика. Посредством запоминания происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет прежде всего за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется прежде всего непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЗАПОМИНАНИЕ
один из основных процессов памяти, представляющий собой перевод информации, воздействующей на органы чувств, в кратковременную память и далее в оперативную или в долговременную память с последующим ее сохранением в течение определенного времени. На З. материала могут оказывать влияние многие факторы, в том числе: 1. Место, занимаемое запоминаемым материалом в общей структуре деятельности человека. Доказано, в частности, что лучше запоминается то, что является целью соответствующей деятельности, чем то, что выступает в качестве фона или условий деятельности. 2. Значимость запоминаемого материала для человека. Чем более значимым является материал, тем лучше он запоминается человеком. Это касается и значимости деятельности, в русле которой происходит З. 3. Завершенность деятельности, с которой связан процесс З. Лучше человеком запоминается то, что связано с незавершенными действиями, чем то, что относится к завершенным действиям. См. память.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЗАПОМИНАНИЕ
один из процессов памяти, состоящий в закреплении воспринимаемой информации, действий, переживаний, мыслей и связей между ними. 3. – основа накопления, сохранения и последующего использования знаний. 3. может быть непроизвольным (непреднамеренным), если совершается помимо воли, без специальной цели и усилий, и произвольным (преднамеренным), если ставится цель что-то запомнить. 3. делят на механическое и смысловое (логическое) в зависимости от того, как оно осуществляется. При механическом 3. объекты воспринимаются без выделения в них существенного и своеобразного. Оно не связано с обобщением информации, ее глубоким осмысливанием. Применение специальных приемов 3. подменяется простым повторением (зубрежкой). Логическое 3. происходит в результате глубокого понимания, уяснения смысла изучаемого материала, выделения в нем существенного, установления причин и следствий соотношения целого и частей, общих положений и конкретных фактов. Для лучшего 3. воспринимаемого материала необходимо прежде всего понять его значимость и необходимость овладения им, вызвать установку на длительное и точное удержание в памяти. Хорошее 3. невозможно без устойчивого внимания. 3. происходит хуже, если последующая деятельность мало отличается от предыдущей. Важное значение для 3. имеет сравнение новых знаний с уже усвоенными, нахождение сходного и различного в материале, постановка вопросов и формулирование ответов на них, приведение примеров к теоретическим положениям. Исследования П. И. Зинченко и А. А. Смирнова показали, что З. более продуктивно, если запоминаемый материал входит в содержание основной цели деятельности.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЗАПОМИНАНИЕ
процесс памяти, в результате к–рого происходит закрепление в памяти образов предметов или явлении действительности. З. сохраняет далеко не все, что оказывало воздействие на наши органы чувств. Успешность З. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. Различают смысловое (логическое) и механическое З. В последнем случае понимание запоминаемого материала подменяется простым повторением, зубрежкой. Механическое З. вызывается недостатком руководства умственной, учебной деятельностью детей и неправильным воспитанием памяти. В зависимости от места процессов З. в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное З. Последнее носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий и без сознательного применения каких-либо мнемонических приемов. Однако и здесь сохраняется зависимость З. от целей и мотивов деятельности. Непроизвольное З. оказывается значительно более успешным, когда запоминаемый материал входит в содержание цели выполняемого действия (П.И.Зинченко, А.А.Смирнов). Произвольное З. является специальным действием, конкретная задача к–рого – запомнить точно и на максимально продолжительный срок. К числу обычно используемых способов произвольного З. относятся: составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, семантическая и пространственная группировка в форме наглядного зрительного образа, соотнесение его с уже имеющимися знаниями. При прочих равных условиях произвольное З. продуктивнее. Закономерности З. используются в обучении и в работе с неуспевающими школьниками.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Запоминание
мнемический процесс, обеспечивающий запечатление и последующее удержание информации в памяти. Благодаря 3. происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. В свою очередь, успешность 3. зависит от целого ряда факторов: степени осмысленности получаемой информации, ее актуальности для человека и др. 3. бывает произвольным и непроизвольным (непреднамеренным). Во втором случае степень усвоения материала зависит не столько от индивидуальных особенностей человека, сколько от характера информации. Ее яркое, предметное, образное представление повышает вероятность запечатления при непроизвольном 3., и, наоборот, оно маловероятно, если материал неинтересен, не имеет каких-либо ярких особенностей. Таким образом, чем информация актуальнее для человека, тем с большей вероятностью она будет непроизвольно сохранена в памяти.
В отличие от непреднамеренного произвольное 3. характеризуется тем, что человек ставит перед собой конкретную цель — запомнить информацию и предпринимает определенные волевые усилия для этого. Он может использовать и специальные мнемические приемы, облегчающие данный процесс. Произвольное 3. продуктивнее непроизвольного. Однако возможность его осуществления возникает не сразу, оно формируется в процессе возрастного развития человека. В раннем детстве доминирует непреднамеренное (непроизвольное) 3., в дальнейшем при систематическом обучении формируется произвольное.
Литература
Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЗАПОМИНАНИЕ
один из процессов памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе 3. включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит путем их ввода в систему ассоциативных связей. В зависимости от способа и характера осуществления процессов памяти различают произвольное и непроизвольное, механическое и осмысленное, непосредственное и опосредованное 3. Основное различие непроизвольного и произвольного 3. состоит в том, что первое происходит без специально поставленной цели, при отсутствии волевых усилий, без предварительного выбора материала и применения каких-либо приемов. При произвольном запоминании человек, побуждаемый определенными мотивами, ставит перед собой цель — запомнить какой-то материал. Поэтому произвольное запоминание является специальным мнемическим действием. Противопоставление механического и осмысленного 3. основывается на его рассмотрении в связи с процессами понимания. Установлено превосходство осмысленного 3. перед механическим заучиванием, не опирающимся на понимание. В противоположность непосредственному 3., предполагающему запечатление воспринятого как оно есть, без всякой дополнительной переработки, опосредствованное 3. характеризуется сознательным использованием вспомогательных средств для 3., поэтому оно является более совершенным, чем непосредственное. Важное значение при опосредствованном 3. принадлежит использованию приемов мнемотехники. На процесс 3. влияет ряд факторов, среди которых основными являются: 1) особенности самого материала, подлежащего 3.; чем более осмысленной и значимой является для субъекта информация, тем лучше она запоминается: 2) контекст, в котором находится запоминаемый материал: 3. осуществляется лучше, если при восстановлении элементы материала находятся в том же контексте, что и во время его заучивания; 3) повторение: оно позволяет увеличивать время обработки поступающего в память материала.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ЗАПОМИНАНИЕ
обобщенное название активных процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти; ввод в память информации. Может протекать как мгновенное запечатление. Посредством этих процессов ведется селективный отбор Поступающей информации для ее последующего воспроизведения и включения в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет прежде всего за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется прежде всего непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредующих элементов происходит формирование опосредованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Запоминание - важнейшее условие последующего восстановления приобретенных знаний. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов запоминания в структуре деятельности различаются запоминание произвольное и непроизвольное. При прочих равных условиях запоминание произвольное продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность, сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом (-> обучаемость). По механизму выделяются:
1) запоминание логическое;
2) запоминание механическое. По результату выделяются:
1) запоминание дословное;
2) запоминание смысловое.
Важную роль среди механизмов запоминания играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей, повторение. Продлевая эффективную длительность воздействия информации, оно служит средством развития высших социализированных форм памяти, прежде всего запоминания произвольного. Но исследования показывают, что повторение не безусловно необходимо для долговременного запоминания, - в частности, его роль значительно снижается при запоминании жизненно важного материала и сведений, несущих для индивида большую смысловую нагрузку.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЗАПОМИНАНИЕ
англ. memorizing) - процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе 3. включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит путем их ввода в систему ассоциативных связей.
В зависимости от способа и характера осуществления процессов памяти различают произвольное 3. и непроизвольное 3.; далее - 3. механическое и смысловое, а также опосредствованное и непосредственное.
Непроизвольное 3. происходит без специально поставленной цели - запомнить, при отсутствии волевых усилий, без предварительного выбора материала, подлежащего закреплению, и применения к.-л. приемов 3. Полнота, точность и прочность непроизвольного 3. зависят от целей и мотивов выполняемой человеком деятельности и от способов ее осуществления (см. Прочность 3.). Исследования П. И. Зшченко и А. А. Смирнова показали, что 3. более продуктивно, если запоминаемый материал входит в содержание основной цели деятельности. Продуктивность непроизвольного 3. зависит от умственной активности, самостоятельности в работе: материал, не требующий умственных усилий, запоминается нередко значительно хуже и менее прочно.
При произвольном 3. человек, побуждаемый определенными мотивами, ставит перед собой цель - запомнить то, что намечено им самим или ему предлагается. Т. о., произвольное 3. - это специальное мнемическое действие; его успешность зависит от особенностей мнемических целей. Те или иные мнемические задачи (запомнить полно, точно, надолго и т. п.) вызывают разную ориентировку в содержании материала, определяют выбор и активацию определенных способов 3., а тем самым в существенной мере влияют и на его результаты (А. А. Смирнов, Л. В. Занков и др.). Решающим условием продуктивности произвольного 3. является применение след. приемов: составление плана запоминаемого материала (смысловая группировка и выделение смысловых опорных пунктов); соотнесение нового со старым, хорошо известным; классификация, систематизация материала; ассоциирование его по сходству и контрасту и т. п.
Произвольное 3. при прочих равных условиях заметно продуктивнее непроизвольного: оно обеспечивает большую систематичность, сознательность, прочность усвоения знаний. Однако не-произольное 3., являющееся продуктом содержательной, активной умственной работы, м. б. более продуктивным, чем произвольное 3., если последнее осуществлено вне указанных выше условий.
Противопоставление механического 3. и смыслового 3. основывается на его рассмотрении в связи с процессами понимания. Механическим принято называть 3. точной последовательности тех или иных объектов, осуществляющееся без установления логической связи между частями запоминаемого материала. Осмысленное же 3. совершается при раскрытии различных логических, существенных (в частности, причинно-следственных) связей в запоминаемом материале, при выделении в нем главного и второстепенного, что предполагает мысленную переработку запоминаемого материала и делает смысловое 3. гораздо более продуктивным, чем механическое. Практически, однако, смысловое и механическое 3. тесно связаны между собой и обычно соучаствуют в актах мнемической деятельности (см. Память смысловая).
В противоположность непосредственному 3., предполагающему запечатление воспринятого как оно есть, без всякой дополнительной переработки, опосредствованное 3. характеризуется сознательным использованием различных вспомогательных средств для 3., выполняющих затем роль "ключей" при воспроизведении. Опосредствование почти всегда имеет место в процессах осмысленного 3. Исследования А. Н. Леонтьева показали, что непосредственное 3. - лишь первый этап развития памяти, в то время как высший этап ее развития составляет употребление внутренних опосредствующих элементов.
Можно выделить несколько факторов, влияющих на 3: 1) особенности самого материала, подлежащего запоминанию: чем более осмысленна и значима для субъекта информация, тем лучше она запоминается; контекст, в котором находится запоминаемый материал: исследования показали, что 3. осуществляется лучше, если при восстановлении элементы материала находятся в том же контексте, что и во время его заучивания (эффект контекста). Указанные факты являются следствием специфичности структуры памяти, представляющей собой отражение деятельности человека. Т. к. не существует 2 индивидов, деятельность которых была бы во всем тождественна, память каждого человека также имеет свои особенности. В отношении рассмотренных выше факторов это означает, что один и тот же запоминаемый элемент имеет для каждого человека свой смысл и значение.
Важную роль в процессе 3. играет повторение, позволяющее увеличивать время обработки поступающего в память материала. Различают 2 типа повторения. В одном случае информация удерживается на уровне сознания в виде отдельных элементов, которые хорошо восстанавливаются при непосредственном воспроизведении. Однако такое 3. не позволяет воспроизводить информацию, если с момента ее предъявления прошло много времени. Долговременное 3. становится возможным, только если осуществляется повторение 2-го типа, когда запоминаемые элементы активно включаются в систему ассоциативных (особенно семантических) связей, образующих память. Установление связей между элементами запоминаемой информации и элементами, уже имеющимися в памяти (кодирование), - необходимое условие точного долговременного 3. (Т. П. Зин-ченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЗАПОМИНАНИЕ
психологическая экспликация процессов, кот. обеспечивают ввод и удержание информации, материалов в механизмах памяти; 3. является одним из базальных условий последующих вновь приобретаемых-энграммируемых знаний; стабильность 3. дефиницируется, прежде всего, возможностью включения-подключения нового материала в систему уже имеющихся, приобретенных знаний; иссл. псих. дифференцируют произвольное и непроизвольное 3; в случае непроизвольного 3. индивид не ставит перед собой осмысленно-дискурсивные задачи освоить-запомнить тот или иной материал, информацию; связанные же с памятью здесь функции, ассоциации исполняют-референцирует различные операционально-инструментальные акты, кот. призваны дополнять другие активные действия индивида в процессах его деятельности; в такой герменевтизации постановке вопроса 3. носит непосредственно-относительную модальность и репродуцируется-осуществляется т.о. без специально-волевых усилий или же предварительно-осознанного отбора материала и сознательного применения-интерпретации каких-либо инструментально-мнемонических приемов запоминания; сама же зависимость 3. от мотивационной сферы индивида сохраняется, имеет константную величину, а акты непроизвольного 3. оказываются продуктивно-эффективными, когда запоминаемая информация сама входит в модель цели, исполняемого-результируемого акта, деяния, поступка, действия (П.И.Зинченко и А.А.Смирнов); базальную роль дефиницирует и специфика решаемой цели-замысла, а ориентация-апелляция субъекта на знако-семантическо-смысловые ассоциации-связи и приводит его при помощи продуктивных ментальных актов к более стабильному осмыслению-обработке информации-материала и более эффективному непроизвольному запоминанию; сама информация кот. не требует значительных рефлексивно-умственных усилий, запоминается плохо-непрочно-расплывчато-непродуктивно (П.Зинченко, см.раб. «Непроизвольное запоминание»); произвольное 3. конкретизируется как специальная активация, действие, индивидуальная задача коего—точно зафиксировать, запомнить на максимально длительный срок-время с целью последующей репродукции или опознавания-узнавания-распознавания, что и дефиницирует-инструментирует набор модусов, приемов и средств 3., кот. влияют, в конечном итоге на сами результаты произвольного 3., к модусам-приемам произвольного 3. обычно относятся: тектонизация-конструирование программы, плана, замысла, выделение в них идейно-смысловых базисных параграфов, пространственно-семантическо-аксиологическая интеграция материала, информации, экспликация самой информации в моделях визуально-эйдетической модификации и корреляция всех этих указанных и других компонентов с уже имеющимися у самого субъекта теми или иным креативно-логическими знаниями; по-видимому, произвольное 3. более весомее-кардинальнее-продуктивнее непроизвольного 3., поскольку обеспечивает дискурсивно-сознательное усвоение новых знаний, реализацию эвристических актов, а также регуляцию-киберноизацию-управляемость самими этими процессами в обучении или профессионально-созидательной деятельности индивида; при актах произвольного 3. субъект движимый субстантивными мотивами ставит перед собой определенную задачу, запомнить именно то, что намечено им самим, значимо для него самого, а уже, мнемическо-инструментальные задачи, т.е. запомнить верно-точно-правильно-надолго-подетально-сегментно-ингредиентно и вызывают выбор и активацию индивида, целесынтенционировавшего психику, мобилизовавшему свое Эго что-либо продуктивно и надолго запомнить; можно рассматривать-герменевтизировать механизмы 3. с критериев форм-процессов в двух классификациях; а) слабодискурсивно-механическое 3., когда 3. производится упорядоченно-иерархично самим объектом, но без установления дискурс-логической корреляции между самими частями фиксируемого-запоминаемого материала; б) дискурс-логическое 3., такая форма осуществляется при детектороизации дифференциальных логическо-аподиктических детерминантов между предметами, явлениями, объектами, факторами, системами и корреляционной детализацией в моделях запоминаемого материала; в этом случае можно дефиницировать-выделять в таких конструктах базальное и второстепенное, что и предполагает дискурсивно-осмысленную обработку материала, и делает саму форму дискурслогического 3. более продуктивно-репродуктивной; заметим, что обе формы 3. могут взаимодействовать-взаимодополнять друг друга в тех или иных гностическо-эвристических актах, генерируемых субъектом; дескриптируем субстантивные феномены влияющие на механизмы запоминания; I) это специфика самой информации, информационных моделей, кои и подлежат усвоению, кодированию в сознании, запоминанию — чем более цченностио-значимой для субъекта является информация, материал, тем лучше они фиксируются, запоминаются; 2) запоминание осуществляется продуктивнее-эффективнее. если сами ингредиенты информации-материала. находятся в той модели-конструкции, которая была представлена индивиду во время заучивания самой информации; 3) процесс 3. константно должен рассматриваться в когеренции с процессами повторения, кот. позволяют продлевать срок обработки-анализа поступающей в механизм памяти информации; укажем, что модели-структуры памяти субъекта специфичны и не существуют т.о. двух одинаковых индивидов, механизмы памяти коих были бы идентичны-аналогичны-адекватны, потому что элементы-структуры-механизмы памяти, как и сознания, каждого конкретного субъекта имеют свою специфику в контексте концепций, связанных с межполушарными функциям и теориями имплицированными с нейрофизиологическими и психическими сигналами.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
5.13 мб

Влияние конфликта на запоминание слова в теории уровневой обработки информации на примере задачи Стр

Дульян Л.Г., Алескерова С.Ф., Жожикашвили Н.А.
В статье представлены результаты влияния конфликта на запоминание слова в теории уровневой обработки информации с использованием модифицированной задачи Струпа. В данном исследовании были выдвинуты две гипотезы.
Читать PDF
13.80 мб

ЗАПОМИНАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ И ПОДРОСТКАМИ: ВОЗРАС

Корнеев Алексей Андреевич, Ломакин Дмитрий Игоревич
Актуальность (контекст) тематики статьи. Известно, что при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту происходит улучшение рабочей памяти, прежде всего, ее объема.
Читать PDF
404.51 кб

Ионномолекулярная модель памяти. Запоминание

Герасимов И.Г., Яшин А.А.
Настоящая статья из цикла, посвященного созданию ионно-молекулярной модели памяти, посвящена запоминанию, то есть процессу сохранения информации в памяти.
Читать PDF
145.36 кб

Запоминание как доминанта процесса научения иностранцев русскому языку

Розанова Светлана Петровна
В статье рассматриваются психологические факторы, влияющие на процесс запоминания (фактор времени, новизны, интереса, внимания, эмоций и др.
Читать PDF
915.42 кб

Влияние движения тела на запоминание учебного материала при обучении английскому языку

Чиркова Е.И., Черновец Е.Г., Зорина Е.М.
Статья посвящена вопросам совершенствования методики обучения иноязычному говорению за счёт использования наглядных опор-стимулов при обучении всем видам монологического высказывания.
Читать PDF
774.16 кб

Запоминание и усвоение английских фразеологизмов в зависимости от наличия в них фоносемантического к

Седёлкина Юлия Георгиевна
В статье освещается опыт применения лексического подхода к обучению английскому языку студентов-юристов, предлагается опора на фоностилистические и звукоизобразительные явления, сравниваются результаты запоминания и усвоения фонос
Читать PDF
499.89 кб

Быстрота и прочность запоминания материала по растениеводству у учащихся колледжа

Петровичева Р. С., Нишанова М. Н.
Читать PDF
1.07 мб

Приемы запоминания значений тригонометрических функций

Мамонтова Татьяна Сергеевна, Мусякаева Евгения Илдаровна
Читать PDF
1.06 мб

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ И ЗАПОМИНАНИЯ КОМИКСОВОГО ТЕКСТА

A. Г. Cонин
Читать PDF
136.93 кб

Роль логических связей в запоминании текста

Пантелеев Александр Фёдорович
Работа посвящена обсуждению роли логических связей в запоминании учебного текста, проводится анализ понятия логической связи. Выявлена взаимосвязь между уровнем интеллектуальной активности и характером запоминания учебного текста.
Читать PDF
145.89 кб

Позитивные и негативные проявления эффекта генерации при запоминании целых и фрагментированных выска

Гершкович Валерия Александровна, Морозов Максим Игоревич
В статье рассматривается вопрос о влиянии эффекта генерации на способность испытуемых отличать при припоминании реально воспринятую информацию от сгенерированной на ее основе.
Читать PDF
361.12 кб

Различия в запоминании бессмысленного материала студентами при расщеплении полюсов когнитивного стил

Дюпина Светлана Александровна
В статье показана связь когнитивных стилей, выделенных при расщеплении полюсов импульсивности/рефлексивности, и скорости запоминания простого и усложненного бессмысленного материала.
Читать PDF
591.47 кб

Использование мнемотехники при запоминании учащимися физических величин и формул

Винокурова Розалия Петровна
В данной статье рассматривается вопрос использования мнемотехники-визуализации при запоминании учащимися физических величин и формул в средней школе.
Читать PDF
825.13 кб

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБЛЕГЧЕННОМУ ЗАПОМИНАНИЮ НАЗВАНИЙ ХИМИЧЕСКИХ ФОРМУЛ

Мягмарын Жаргалсайхан
Автор данной статьи рассматривает возможности использования программированных элементов обучения на уроках химии в общеобразовательной школе, а также приводит разработанные алгоритмы и примеры тестов для эффективного обучения неко
Читать PDF
1.41 мб

Философские и психологические аспекты изучения восприятия и запоминания музыки

Рыбак Анна Александровна
Дан анализ известных теоретических и экспериментальных исследований истории происхождения музыки, музыкального восприятия, а также музыкальной памяти. Произведена классификация различных направлений изучения данной проблемы.

Похожие термины:

  • ТЕСТ НА ЗАПОМИНАНИЕ РЯДА ЦИФР

    Тест непосредственной или кратковременной памяти. Субъекту предъявляется ряд случайных цифр и предлагается немедленно вспомнить столько цифр, сколько он сможет. См. объем восприятия и кратковре
  • Механическая память или механическое запоминание

    способность запоминать без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.
  • МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

    англ. mechanistic memorizing) - процесс запоминания, основанный на установлении внешних ассоциаций, связывающих стимулы только по смежности, т. е. тем, что один следует за др. М. з. характеризуется субъективной
  • НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

    запоминание, происходящее без намеренного использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В силу того, что различные процессы памяти обслуживают актуально осуществ
  • ОСМЫСЛЕННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

    процесс запоминания, основанный на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее существенные стороны и отношения предметов. Одним из первых отечественных психологов роль п
  • ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

    запоминание, являющееся специальным действием с конкретной задачей запомнить материал на продолжительный срок с целью последующего его воспроизведения или узнавания, что определяет выбор спосо
  • Первоначальное запоминание

    Непреднамеренное запоминание данного материала во время первоначального ознакомления с ним. Син. Непосредственное запоминание.
  • Частота запоминания сновидений

    средний показатель частоты запоминания сновидений, со слов респондентов. Соотношение 1. полностью запомнившихся сновидений, 2. лишь частично запомнившихся сновидений и 3. полностью забытых сновид
  • МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДИНАМИКИ ЗАПОМИНАНИЯ

    психодиагностические методики, при помощи которых можно определить динамические характеристики памяти человека, в частности установить, насколько быстро он запоминает и воспроизводит информац
  • ГИПОТЕЗА ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ЗАПОМИНАНИЯ

    объяснительная модель, предложенная Г. Э. Мюллером и А. Пильцекером в 1900 г., согласно коей процесс забывания обусловлен тем, что вновь поступающий материал как бы накладывается на уже существующий,
  • Латентный период запоминания

    время, в течение которого информация удерживается в памяти.
  • ЛЕОНТЬЕВА МЕТОДИКА ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ

    Леонтьев, 1928) - метод изучения ассоциативной памяти и мышления психиатрических пациентов, которым при запоминании слов предлагают выбирать из набора изображений предметов те, которые могут облег
  • ЗАПОМИНАНИЯ ВИДЫ

    в зависимости от места процессов З. в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное З. (см. Запоминание непроизвольное, Запоминание произвольное)
  • ЭТАПЫ СМЫСЛОВОГО ЗАПОМИНАНИЯ

    осознание цели запоминания; понимание его смысла; анализ понятий материала; выявление наиболее существенных мыслей; их обобщение; запоминание обобщенного.
  • Процессы запоминания

    переменные, участвующие в кодировании определенных наблюдений для сохранения в памяти. По мнению бандуры, наблюдения сохраняются в памяти в виде образных и вербальных символов.