Замаскированных фигур тест

Найдено 1 определение
ЗАМАСКИРОВАННЫХ ФИГУР ТЕСТ
(Embedded Figures Test, EFT) —предназначен для определения перцептивного стиля личности. Разработан Г. Виткиным в 1954 г. на основе широко известных фигур К. Готтшальдта ()926).
Материал 3. ф. т. состоит из 8 простых черно-белых геометрических фигур, 23 цветных сложных фигур и 1-й сложной черно-белой фигуры. В каждой из сложных фигур замаскирована одна из простых фигур. Это достигается наложением на контур простой фигуры
линий таким образом, чтобы образовать скрывающую ее сложную фигуру. Маскирующую роль также выполняет цвет. Обследуемому требуется в течение пяти минут обнаружить простую фигуру внутри сложной.
Основой для создания 3. ф. т. послужили многочисленные экспериментальные данные, указывающие на тесную связь между свойствами личности и особенностями выполнения ею перцептивных задач. В работах Г. Виткина и сотр. было показано, что индивидуумы
сильно различаются по своей «зависимости от поля зрения», причем этот показатель является относительно стабильной величиной, определяющей перцептивный стиль личности. Значимые корреляции (см. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ) между тестами, использованными
в этих исследованиях, и 3. ф. т. позволяют рассматривать последний в качестве инструмента для измерения «зависимости от поля зрения». В свою очередь «зависимость от поля зрения» понимается как перцептивный компонент довольно широкого измерения
личности —обобщенного когнитивного стиля (или стиля познания).
Обследуемые, с трудом отвлекающиеся от доминирующей структуры перцептивного поля (им трудно отделить конкретный стимул от фона), получили название «полезависимых». «По-ленезависимыми» были названы те обследуемые, которые легко и быстро находили
фигуру на сложном фоне. Экспериментально подтверждены значимые связи зависимости — независимости от поля с эффективностью обучения, особенностями межличностных отношений, способами разрешения конфликтных ситуаций и другими личностными показателями.
Коэффициент надежности ретестовой 3. ф. т., по данным зарубежных исследований, достаточно высок (0,61—0,92). Опубликованные варианты теста применимы для взрослых, детей школьного и дошкольного возраста, а также при групповом обследовании.
В работах советских психологов 3. ф. т. используется для получения данных об особенностях когнитивного стиля (П. Н. Иванов, 1985 и др.).

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.