ЗАЛКИНД Арон Борисович

Предыдущий термин:
ЗАЛИВКА

Следующий термин:
ЗАЛОЖНИК

Содержание:

Найдено 1 определение:

ЗАЛКИНД Арон Борисович

(1886— 1936) — российский врач, психолог, один из лидеров отечественной педологии. Окончил медицинский ф-т МГУ (1911). В 1910 г. изучал возможности использования идей 3. Фрейда для понимания и лечения психоневрозов. В 1913 г. опубликовал соответствующие статьи в журнале Психотерапия. Исследовал проблемы сексуальности и сомнабулизма. С 1917 по 1920 г. был директором Петроградского психотерапевтического ин-та. Увлекался индивидуальной психологией А. Адлера и разрабатывал психоневрологический взгляд на общество. Одновременно разрабатывал социогенетическое направление в детской психологии. В центре его исследовательских интересов были проблемы детских коллективов, в том числе проблема лидерства (вожачества), периодизация психического развития, вопросы детской сексуальности. В 1924 г. опубликовал статьи Фрейдизм и марксизм и Нервный марксизм, или паническая критика, в которых наряду с критикой психоанализа искал точки сопряжения фрейдизма и марксизма. После 1925 г. под давлением внешних обстоятельств вынужденно дистанцировался от психоанализа и публично покаялся в своих связях с фрейдизмом, направив свои научные устремления на разработку проблем педологии. Это был период дискуссий о соотношении и приоритете биологического и социального в развитии детской психики. 3. публикует ряд работ (Половой вопрос в условиях советской общественности, 1926; Половое воспитание , 1928; Педология в СССР, 1929; Основные вопросы педологии, 1930), в которых подчеркивает, что нервная система человека является продуктом его социального развития, причем доказательствами изменений в биологических структурах являются, по его мнению, данные генетики, рефлексологии и психоанализа, который, являясь материалистической школой, с точки зрения 3. не противоречит основам марксистской психологии. Не отрицая роль наследственности, 3. доказывал, что психолог может и должен ее изменить при помоши целенаправленной и четкой организации среды и добиться быстрых изменений в психике ребенка в нужном для общества направлении. Вступая в полемику с П.П. Блон-ским, 3. касался не столько закономерностей и механизмов психического развития, сколько практических вопросов воспитания и обучения детей, и разногласия, преимущественно, были связаны с вопросом о том, насколько пластична нервная система, каковы границы воздействия на нее среды и каковы возможности изменения этапов и темпа психического развития. Серьезно занимаясь проблемами полового развития и воспитания детей, доказывал, что игнорирование этих проблем принесет больше вреда, чем пользы. Исследования подросткового периода привели 3. к мысли, что его кризисный характер определяется тремя процессами: стабилизационными, которые закрепляют прежние приобретения детей, собственно кризисными, которые связаны с резкими изменениями в психике ребенка и новыми элементами, появляющимися в этот период и характерными уже для взрослых людей. Эти идеи 3. имели большое значение как для практической педологической работы с подростками, так и для теоретического осмысления закономерностей психического развития, повлияв в том числе и на Л.С. Выготского, который использовал их в своей концепции возрастных кризисов. Разрабатывая проблемы педологии, 3. значительное внимание уделял методам диагностики и коррекции психического развития, прежде всего полового развития и развития общения, в том числе преодоления феномена отверженности. Наряду с исследовательской, 3. в этот период ведет большую научно-организационную работу. В 1928 г. он председатель Межведомственной плановой педологической комиссии при Наркомпроссе и гл. ред. журнала Педология . В 1930 г. — директор Института психологии, педологии и психотехники. Однако уже в 1931 г. снят с должности ред. журнала Педология (журнал был закрыт в 1932 г.), а в 1932 г. — с поста директора Института. Обвинен в меньшевиствующе-идеалистическом эклектизме . Являясь одним из лидеров отечественной детской психологии, пережил вместе с ней все ее взлеты и падения, в том числе постановление 1936 года ЦК ВКП(б) О педологии, объявлявшем о директивном закрытии педологии, которая была объявлена лженаукой. В. И. Овчаренко, Т.Д. Марцинковская

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF

Памяти Льва Борисовича Филонова

Читать PDF

Светлой памяти Льва Борисовича Филонова

Егоров И.В.
Читать PDF

Середенин Сергей Борисович

Читать PDF

Середенин Сергей Борисович

Читать PDF

Семён Борисович пинский (к 70-летию со дня рождения)

Брегель А.И.
Представлен очерк жизни и творчества крупного учёного, специалиста по эндокринной хиругии, заведующего кафедрой общей хирургии и почтного профессора Иркутского государственного медицинского университе
Читать PDF

Семён Борисович пинский (к 70-летию со дня рождения)

Брегель А.И.
Представлен очерк жизни и творчества крупного учёного, специалиста по эндокринной хиругии, заведующего кафедрой общей хирургии и почтного профессора Иркутского государственного медицинского университе
Читать PDF

Пинский Семён Борисович (к 75-летию со дня рождения)

Представлен очерк жизни и творчества известного специалиста по хирургии эндокринных органов, профессора, заслуженного врача и заслуженного деятеля науки РФ С.Б. Пинского.
Читать PDF

Пинский Семён Борисович (к 75-летию со дня рождения)

Представлен очерк жизни и творчества известного специалиста по хирургии эндокринных органов, профессора, заслуженного врача и заслуженного деятеля науки РФ С.Б. Пинского.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!