ЗАЛКИНД Арон Борисович

Найдено 1 определение
ЗАЛКИНД Арон Борисович

(1886— 1936) — российский врач, психолог, один из лидеров отечественной педологии. Окончил медицинский ф-т МГУ (1911). В 1910 г. изучал возможности использования идей 3. Фрейда для понимания и лечения психоневрозов. В 1913 г. опубликовал соответствующие статьи в журнале Психотерапия. Исследовал проблемы сексуальности и сомнабулизма. С 1917 по 1920 г. был директором Петроградского психотерапевтического ин-та. Увлекался индивидуальной психологией А. Адлера и разрабатывал психоневрологический взгляд на общество. Одновременно разрабатывал социогенетическое направление в детской психологии. В центре его исследовательских интересов были проблемы детских коллективов, в том числе проблема лидерства (вожачества), периодизация психического развития, вопросы детской сексуальности. В 1924 г. опубликовал статьи Фрейдизм и марксизм и Нервный марксизм, или паническая критика, в которых наряду с критикой психоанализа искал точки сопряжения фрейдизма и марксизма. После 1925 г. под давлением внешних обстоятельств вынужденно дистанцировался от психоанализа и публично покаялся в своих связях с фрейдизмом, направив свои научные устремления на разработку проблем педологии. Это был период дискуссий о соотношении и приоритете биологического и социального в развитии детской психики. 3. публикует ряд работ (Половой вопрос в условиях советской общественности, 1926; Половое воспитание , 1928; Педология в СССР, 1929; Основные вопросы педологии, 1930), в которых подчеркивает, что нервная система человека является продуктом его социального развития, причем доказательствами изменений в биологических структурах являются, по его мнению, данные генетики, рефлексологии и психоанализа, который, являясь материалистической школой, с точки зрения 3. не противоречит основам марксистской психологии. Не отрицая роль наследственности, 3. доказывал, что психолог может и должен ее изменить при помоши целенаправленной и четкой организации среды и добиться быстрых изменений в психике ребенка в нужном для общества направлении. Вступая в полемику с П.П. Блон-ским, 3. касался не столько закономерностей и механизмов психического развития, сколько практических вопросов воспитания и обучения детей, и разногласия, преимущественно, были связаны с вопросом о том, насколько пластична нервная система, каковы границы воздействия на нее среды и каковы возможности изменения этапов и темпа психического развития. Серьезно занимаясь проблемами полового развития и воспитания детей, доказывал, что игнорирование этих проблем принесет больше вреда, чем пользы. Исследования подросткового периода привели 3. к мысли, что его кризисный характер определяется тремя процессами: стабилизационными, которые закрепляют прежние приобретения детей, собственно кризисными, которые связаны с резкими изменениями в психике ребенка и новыми элементами, появляющимися в этот период и характерными уже для взрослых людей. Эти идеи 3. имели большое значение как для практической педологической работы с подростками, так и для теоретического осмысления закономерностей психического развития, повлияв в том числе и на Л.С. Выготского, который использовал их в своей концепции возрастных кризисов. Разрабатывая проблемы педологии, 3. значительное внимание уделял методам диагностики и коррекции психического развития, прежде всего полового развития и развития общения, в том числе преодоления феномена отверженности. Наряду с исследовательской, 3. в этот период ведет большую научно-организационную работу. В 1928 г. он председатель Межведомственной плановой педологической комиссии при Наркомпроссе и гл. ред. журнала Педология . В 1930 г. — директор Института психологии, педологии и психотехники. Однако уже в 1931 г. снят с должности ред. журнала Педология (журнал был закрыт в 1932 г.), а в 1932 г. — с поста директора Института. Обвинен в меньшевиствующе-идеалистическом эклектизме . Являясь одним из лидеров отечественной детской психологии, пережил вместе с ней все ее взлеты и падения, в том числе постановление 1936 года ЦК ВКП(б) О педологии, объявлявшем о директивном закрытии педологии, которая была объявлена лженаукой. В. И. Овчаренко, Т.Д. Марцинковская

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005