1) для всякого цвета имеется другой цвет, от смешивания с которым может получиться ахроматический цвет; 2) если смешивать два цвета, лежащих по цветовому кругу (см. Цветовое зрение) ближе, чем цвета дополнительные, получается цвет, по тону лежащий между смешиваемыми цветами по меньшей дуге цветового крута; 3) одинаково воспринимаемые цвета при смешивании дают одинаково воспринимаемые смеси, независимо от различий в физическом составе смешиваемых цветовых стимулов (см. Аддитивное смешение цветов). Различают оптическое или слагательное смешение цветов, когда лучи, соответствующие цветовым раздражителям, одновременно или в быстрой последовательности действуют на одни и те же элементы сетчатки глаза; техническое или вычитательное смешение цветов, когда каждый из смешиваемых цветовых раздражителей поглощает часть лучей, освещающих их смесь, я в глаз попадают только лучи, оставшиеся после подобного вычитания непоглощенными.
ЗАКОНЫ СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ
ЗАКОНЫ СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ
ЗАКОНЫ СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ
англ. laws of color mixing). В основе 3. с. ц. лежит открытие И. Ньютоном возможности оптического сложения световых излучений (см. Смешение цветов). Опыты Ньютона и др. исследователей по оптическому сложению и цветовому уравниванию позволили сформулировать закономерности аддитивного смешения цветов: 1. Для любого цвета с определенным цветовым тоном существует цвет с другим, причем единственным, тоном, такой, что при смешении этих 2 цветов получается ахроматический (белый, серый) цвет. Цвета, связанные т. о. называются дополнительными по цветовому тону. 2. При смешении 2 цветов результирующая смесь по хроматичности всегда есть цвет промежуточный между исходными, так что при новом смешении результирующего цвета с одним из исходных невозможно получить др. исходный цвет. 3.2 одинаковых по хроматичности цвета при смешении дадут тот же самый цвет, независимо от спектрального состава исходных цветов. 4. При смешении 2 цветов результирующий цвет всегда будет иметь насыщенность меньшую, чем хотя бы один из исходных. (О понятиях цветового тона, хроматичности, насыщенности см. в статье Цветоощущение.)
Формальное представление 3. с. ц. в алгебраической форме, которое послужило основанием для создания Межд. системы спецификации цвета в терминах стандартного наблюдателя (МКО-31), впервые ввел Н. Грассман (1853). См. Цвета дополнительные, Цветовое зрение, Эбнея закон. (Ч. А. Измайлов.)
Формальное представление 3. с. ц. в алгебраической форме, которое послужило основанием для создания Межд. системы спецификации цвета в терминах стандартного наблюдателя (МКО-31), впервые ввел Н. Грассман (1853). См. Цвета дополнительные, Цветовое зрение, Эбнея закон. (Ч. А. Измайлов.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004