Законы научения Торндайка это что такое Законы научения Торндайка: определение — Психология.НЭС

Законы научения Торндайка

Предыдущий термин:
ЗАКОНЫ НАУЧЕНИЯ

Следующий термин:
ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ

Содержание:

Найдено 1 определение:

Законы научения Торндайка

Thorndike"s laws of learning) Торндайк начал свою длинную карьеру в Колумбийском ун-те, где наблюдал поведение различных видов животных в т. н. "проблемных ящиках". Животное, скажем кошка, помещается в ящик, из к-рого оно может выбраться только единственным путем, напр., потянув за шнур, поднимающий дверцу. В такой ситуации кошка поначалу предпринимает разнообразные действия (обнюхивает, царапает когтями, взбирается на стены и т. д.), пока она случайно не зацепится когтями за шнур и не потянет его, что приводит к благополучному исходу - открыванию дверцы. При повторном помещении в ящик кошка опять будет совершать множество случайных действий до тех пор, пока к.-н. образом снова не зацепит шнур с последующим успешным рез-том. После серии таких эпизодов кошка в конечном итоге будет зацеплять шнур все раньше и раньше, демонстрируя то, что Торндайк назвал постепенным улучшением времени избавления. Сам Торндайк довольствовался тем, что его исслед. продемонстрировали те осн. операции в научении, к-рые м. б. описаны как постепенное усиление нек-рых стимульно-реактивных "связей", возникавших поначалу чисто случайным образом и оказывавшихся в конечном итоге "успешными". В теории Торндайка не находилось места для чего-то подобного "инсайту", интеллектуальному или разумному анализу. Научение было делом слепой удачи. Рано или поздно, перебирая одну вещь за др., можно было наткнуться на правильный ответ. Поскольку правильная реакция приводит к "удовлетворению", "связь" между стимулом и этой реакцией будет постепенно усиливаться и в рез-те окажется достаточно сильной для того, чтобы данная реакция стала возникать первой или одной из первых в тестовой ситуации. Торндайк был настолько убежден, что он открыл осн. правило, или принцип научения, иллюстрирующий исключительно важную роль нек-рого удовлетворяющего положения дел, возникающего вследствие случайной реакции, что сформулировал это свое убеждение в виде так называемого "закона эффекта". Закон эффекта Стимульно-реактивная ассоц. или связь усиливается, когда за реакцией следует удовлетворитель. Торндайк приписывал снижение числа ошибочных реакций воздействию вызывающих неудовольствие стимулов или неудовлетворительному положению дел. Поэтому состоящий из двух частей закон эффекта приобрел свою окончательную формулировку в утверждении, что индивидом будут приобретаться или сохраняться любые реакции, за к-рыми следуют удовлетворители, и отвергаться те реакции, за к-рыми следуют вызывающие неудовольствие события. Другие законы научения Торндайк рассматривал закон эффекта в качестве осн. руководящего принципа научения, но недостаточного для того, чтобы учесть все ситуации, в к-рых происходит или не происходит научение. Поэтому им были тж предложены 2 частных закона, рассматривавшиеся в качестве необходимых дополнений закона эффекта: законы упражнения и готовности. Закон готовности, по сути, является констатацией существования потребности, к-рая присутствует там, где происходит научение. Торндайк попытался сформулировать свою идею в квазиневрологических терминах, высказав предположение о том, что НС должна настроиться или оказаться "готовой" для оперативного управления определенными связями. В большинстве случаев закон эффекта в силу своей слепоты не позволяет достичь полного научения в рез-те всего лишь одной попытки. Для установления нек-рых связей может потребоваться большое количество таких попыток. Каждая успешная попытка будет усиливать связь. Несмотря на то, что законы упражнения, готовности и эффекта, как поначалу казалось, охватывали всю область научения, Торндайк находил полезным время от времени вводить дополнительные законы. Напр., в 1931 г. он модифицировал свой закон эффекта, удалив из него отрицательную часть. Выяснилось, что наказание не оказывало влияние на уменьшение количества неправильных реакций. В лучшем случае наказание создавало временную ситуацию, в к-рой могла вознаграждаться и усиливаться правильная реакция. Торндайк тж ввел закон соответствия. Этот закон выражал идею, что определенные виды материала способствуют более быстрому научению по сравнению с др.; нек-рые вещи, казалось, сочетаются друг с другом более естественным образом, чем с др. Еще один закон, закон ассоциативного сдвига, был введен в ответ на вызов последователей Уотсона, горячо отстаивавших представление о том, что все научение происходит путем обусловливания. Закон ассоциативного сдвига предназначался для включения обусловливания в закон эффекта. В соответствии с этим законом, стимулы, ассоциирующиеся с оригинальной связкой S - R, могут приходить со временем к участию в инициировании этой реакции даже в отсутствие оригинального стимула. См. также Теории научения, Наказание Б. Р. Бугельски
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Две динамические модели научения типа «Кошка Торндайка»

Гавриков Владимир Леонидович, Хлебопрос Рем Григорьевич
В данной работе показана применимость методов качественной теории динамических систем для анализа экспериментальных данных по научению, полученных Э. Торндайком в экспериментах с кошками.
Читать PDF

Применение сценарного подхода к исследованию закономерностей профессионально-личностного становления

Малюченко Геннадий Николаевич, Плоткина Лилия Николаевна
В статье отражен и теоретически обоснован авторский опыт применения сценарного подхода к анализу эмпирических данных, полученных при исследовании закономерностей профессионально-личностного становлени
Читать PDF

Информирование и оповещение населения: некоторые закономерности восприятия информационных сообщений

Дурнев Р.А., Скубак Н.Ю.
В статье рассмотрена аналогия между рекламной деятельностью с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий и деятельностью по информированию и оповещению населения в област
Читать PDF

Закономерности самообеспечения безопасности

Краснянская Т.М.
Читать PDF

Выявление скрытых закономерностей в социально-психологических исследованиях

Муратова Е.А., Берестнева О.Г.
Рассматриваются методы выявления скрытых закономерностей, позволяющие выявить присущие исследуемой предметной области устойчивые закономврноаи в виде логических правил, с последующим поароением их мет
Читать PDF

О закономерности психических явлений (публичная вступительная лекция)

Дерябин В.С.
В.С. Дерябин ученик и продолжатель дела И.П. Павлова работал в лабораториях И.П. Павлова в Императорском Институте экспериментальной медицины и Военно-медицинской академии в 1912-1914 гг.
Читать PDF

О закономерностях в развитии общительности у младших школьников

Габуева Е.М.
Читать PDF

Парадоксы и закономерности ментальных трансформаций российского социума

Антропянская Лилия Николаевна
Рассмотрен вопрос о стержневых изменениях в устройстве современного российского социума, а также особенности его развития.
Читать PDF

Закономерности развития и особености синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер

Петрова Екатерина Васильевна, Семенова Наталия Владимировна, Алехин Анатолий Николаевич
Рассматривается вопрос формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников психиатрических учреждений.
Читать PDF

Психологическая экспертиза законопроектов в законотворческом процессе

Кибак Иван Алексеевич
В статье рассматриваются проблемы и пути развития психологической экспертизы законопроекта в законотворческом процессе. Описываются цели, задачи и предмет психологической экспертизы законопроекта.
Читать PDF

Психологические аспекты причин нарушения законности сотрудниками органов внутренних дел

Гущина Е.Н.
Читать PDF

Психологическая экспертиза законопроектов в законотворческом процессе

Кибак Иван Алексеевич
В статье рассматриваются проблемы и пути развития психологической экспертизы законопроекта в законотворческом процессе. Описываются цели, задачи и предмет психологической экспертизы законопроекта.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!