ЗАКАНАМЕРНАСЦІ АНАМАЛЬНАГА ПСІХІЧНАГА РАЗВІЦЦЯ / PATTERNS OF ABNORMAL MEN TAL DEVELOPMENT– устойчиво повторяющиеся характеристики отклоняющегося психического (психофизического) развития по сравнению с нормальным. Согласно Л. С. Выготскому, любое отклонение в развитии искажает отношения ребенка с окружающим его миром и в первую очередь с другими людьми. Это важнейшая общая закономерность аномального развития.
Она имеет более конкретное выражение в пяти выделенных на сегодняшний день закономерностях, к которым относятся:
– снижение познавательной активности (мотивации). Ребенок с отклонениями в развитии проявляет пониженную активность и заинтересованность в познании окружающего мира. Данная закономерность может быть связана с нарушениями нейродинамики, дефицитом получаемой информации, ее фрагментарностью;
– нарушение приема, переработки, сохранения и воспроизведения информации, снижение их скорости. Закономерность проявляется в ограниченных по сравнению с нормой возможностях познавательных функций: повышении порогов ощущений, нарушениях константности восприятия, пространственной ориентировки, увеличении времени, затрачиваемого на переработку информации, снижении умственной работоспособности и нарушениях внимания, сужении объема запоминаемой информации и др.;
– недостаточная представленность знаков в структуре сознания (нарушения словесного опосредствования). Эта закономерность отражает нарушения в работе сознания, развитие которого предполагает овладение знаково-символическими средствами, что проявляется в недоразвитии осмысленности восприятия, мыслительной операции обобщения, произвольной и волевой регуляции деятельности, словесно-логического мышления и др.;
– сниженный темп психического развития. Закономерность проявляется в замедленной по сравнению с нормой динамикой развития. Представления о темпе психического развития нашли отражение в таких понятиях, как «умственный возраст» и «социальный возраст» (А. Бине, Е. А. Долл и др.). Соответственно, снижение темпа развития можно интерпретировать как несоответствие психического развития индивида нормативам его возраста. Такое несоответствие может обнаруживаться как по количественным показателям (соответствие уровня развития более раннему возрасту), так и по качественным (несоответствие возраста норме по структуре и содержанию). В отечественной психологической традиции в большей степени принят последний подход к оценке психического развития;
– большая, чем в норме, зависимость психических функций друг от друга. Данная закономерность связана с трудностями формирования системных связей и взаи модействия между отдельными психическими функциями. В результате этого возникает проблема опосредования деятельности отдельных функций друг другом. Психика работает как нерасчлененная целостность. По сути, данную закономерность можно понять как нарушение действия закономерности общего психического развития, связанной с дифференциацией и интеграцией психических функций. Е. С. Слепович, А. М. Поляков