Задачи тестовые

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Задачи тестовые
отдельные задания (пункты) методики, служащие в совокупности для моделирования исследуемой деятельности, актуализации изучаемых психологических качеств, анализа установок и отношений личности и т.д.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ЗАДАЧИ ТЕСТОВЫЕ
отдельные задания (пункты) методики, служащие в совокупности для моделирования исследуемой деятельности, актуализации изучаемых психологических качеств анализа установок и отношений личности и т. д.
Наиболее сложным и ответственным этапом разработки теста является подбор тестового материала, условий его адаптации и процедуры контроля эффективности его применения. В ходе составления набора 3. т. наиболее типичным является решение вопросов
выбора трудности заданий теста, дискриминативности заданий теста, внутренней согласованности, надежности частей и всей совокупности пунктов, факторной нагрузки отдельных заданий и их комплексов, анализ широкого спектра характеристик валидности
выбираемых групп 3. т.
Подбору 3. т. непосредственно предшествует определение основных характеристик и типов задач, исходя из типа разрабатываемого теста (вербальный или практический, тест способностей или тест личности и т.д.), с учетом некоторых общих правил разработки
3. т. Так, 3. т. должны удовлетворять следующим общим требованиям: 1) легкости понимания; 2) относительной новизны для испытуемых по способу решения и содержанию; 3) лаконичности; 4) минимальной вероятности случайного решения; 5) экономичности
с т. з. времени выполнения (для тестов скорости время выполнения одного задания должно быть минимальным).
3. т. стремятся составлять таким образом, чтобы они не вызывали посторонних вопросов со стороны испытуемого, не требовали больших усилий для выполнения вспомогательных операций (напр., больших промежуточных расчетов при выполнении арифметических
тестов), были компактны и удобны для учета результатов н обработки материала экспериментатором, допускали возможность формализации окончательных результатов, четкой стандартизации процедуры оценки и интерпретации.
В психологической диагностике находят практическое применение различные типы 3. т., разделяемые на основании их формальной структуры и способа ответов. Основными из них являются:
— задачи с предписанными ответами (закрытые);
— задачи со свободными ответами (открытые).
Задачи с предписанными ответами в свою
очередь делятся на: задачи с альтернативными ответами; задачи с множественным выбором; задачи с выражением ответа в виде восстановления частей предложений, фигур и т. д.; задачи с переструктурированием данных, требующие перегруппировки исходных
элементов.
Задачи со свободными ответами включают: задачи дополнения символа, рисунка, высказывания и т. п.; задачи свободного конструирования ответа, которые в свою очередь делятся на задания с малоструктурированным стимулом (см. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ) и
задачи конструирования по четко заданной теме или программе.
Примеры и подробное описание приведенных типов 3. т. рассматриваются в соответствующих разделах (см. ЗАДАЧИ ОТКРЫТОГО ТИПА, ЗАДАЧИ ЗАКРЫТОГО ТИПА)
Выбор типа заданий в наибольшей степени зависит от назначения и вида теста. Так, в методиках, направленных на исследование способностей (общих, специальных и профессиональных), уровня осведомленности, умений и навыков (тесты достижений), как правило,
применяются 3. т. с предписанными ответами. В опросниках личностных часто используют пункты со свободными, альтернативными или множественными ответами. В целом для традиционной психодиагностики, особенно в области психометрических тестов,
более типично применение задач закрытого типа.
При построении отдельного теста или субтеста используют единый тип задач (исключение — некоторые шкалы умственного развития, напр. Бине — Симона умственного развития шкала), а при разработке тестовых батарей в субтестах желательна смена различных
типов заданий. Последнее особенно важно при планировании методик, предназначенных для обследования детей. В этом случае типы задач должны следовать в определенном порядке. Субъективно менее удобные типы задач (напр., со свободными ответами
или переструктурированием) обычно ставят в начале батареи. Внутри тестовой батареи субтесты с субъективно более удобными типами задач (напр., с альтернативным выбором) чередуются с менее удобными.
Имеется ряд правил формулирования содержания и инструкции выполнения тестовых задач, а именно:
1. В основе каждой задачи (пункта), вопроса, набора суждений и т. д. должна лежать одна мысль. Если состав утверждений сложный (два или более относительно независимых высказывания), то формулировку следует сократить или разделить на соответствующее
количество пунктов. 2. Следует избегать употребления многозначных понятий, редких значений слов, сленга, диалектизмов, узкоспециальных терминов и формулировок. 3. Слишком короткие, в телеграфном стиле, формулировки вызывают дополнительные
вопросы и нередко являются многозначными. 4. Непомерно длинные высказывания ведут к затруднению их понимания, удлиняют время обследования, излишне утомляют, создают условия для возникновения посторонних помех, которые могут оказать влияние
на результат обследования (устойчивость внимания, навык чтения, индивидуальный уровень развития понимания сложных синтаксических конструкций и т. д.). 5. Задачи должны быть реальными, отражать существующие отношения, соответствовать времени,
иметь конкретное содержание (см. ВАЛИДНОСТЬ ОЧЕВИДНАЯ). 6. Задачи не должны быть похожими друг на друга по содержанию, чтобы решение одной задачи не служило «ключом» для другой.
По мере подготовки набора 3. т. производится проверка объективности и корректности их формулировок. Проверка этих характеристик 3. т. базируется на экспертных оценках и близка к процедуре установления валидности содержательной. Экспертам предлагается
оценить 3. т. со стороны однозначности формулировок и соответствия назначению теста. Задачи, по признанию экспертов, сформулированные неудачно или вызывающие различное толкование (здесь возможно специальное исследование соответствия содержания
и понимания пунктов в выборке по характеристикам области применения теста), а также пункты, неадекватные или слабо связанные с направленностью разрабатываемой методики, отбрасываются или переформулируются.
Отобранные задания размещаются либо по степени трудности (см. ТРУДНОСТЬ ЗАДАНИЙ ТЕСТА), либо в случайном порядке (гомогенные тесты). 3. т. могут объединяться в блоки для измерения определенного фактора или качества (гетерогенные тесты).
Иногда для решения определенных экспериментальных задач составляются комбинации из 3. т., относящиеся к разным методикам. Подобная практика не может считаться допустимой, так как характеристики надежности, валидности, трудности, однородности целых
методик и их частей далеко не идентичны. Для правильного применения отдельных совокупностей методики необходимо соблюдение ряда специальных условий (см. НАДЕЖНОСТЬ ЧАСТЕЙ ТЕСТА).

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Критерии оценки качественных исследований

Мельникова О. Т., Кричевец А. Н., Гусев А. Н., Хорошилов Д. А., Барский Ф. И., Бусыгина Н. П.
Формулируются критерии оценки научных публикаций и квалификационных работ: дипломов, магистерских и кандидатских диссертаций, выполненных качественными методами.
Читать PDF

О количественно-качественной оценке работы ученого

Григорьева Елена Ивановна
В статье рассматривается проблема оценки деятельности ученого. Обозначены проблемы использования индекса цитирования, его объективности.
Читать PDF

КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

Устинова Ирина Георгиевна, Лазарева Елена Геннадьевна
В настоящее время в учебном процессе широкое распространение получило применение современных компьютерных средств и информационных технологий.
Читать PDF

Спектральная оценка качественного состава рафинированных хлопковых масел

Абдурахимов С. А., Эргашева Д. К., Назиркулов А. Н.
Читать PDF

Количественная и качественная оценка полиморбидности в гериатрической практике

Лазебник Л. Б., Конев Ю. В., Ефремов Л. И.
Читать PDF

Количественная и качественная оценка стволовых клеток кадаверного костного мозга

Хватов В. Б., Боровкова Н. В., Колокольчикова Е. Г., Конюшко О. И., Колтовой Н. А., Пономарев И. Н., Минина М. Г., Перцев А. С., Хубутия М. Ш.
Трансплантация стволовых клеток является основным инструментом современной регенеративной медицины. Стволовые клетки можно получить из костного мозга (КМ) умерших людей.
Читать PDF

Качественная и количественная оценка содержания сахаров в сырье петрушки кудрявой

Тангиева Т. А., Маркарян А. А., Даргаева Т. Д., Пупыкина К. А.
Представлены сведения по идентификации моносахаридов, содержащихся в свежих и высушенных корнях петрушки кудрявой, а также определено количественное содержание восстанавливающих сахаров после кислотного гидролиза.
Читать PDF

Ремоделирование кости при удлинении конечности: количественная и качественная оценка

Дьячков Константин Александрович, Дьячкова Галина Викторовна
Цель. Изучить процессы ремоделирования кости при удлинении конечностей на этапах лечения и в отдаленном периоде. Материалы иметоды.
Читать PDF

Оценка эффективности медицинских технологий: число лет качественной жизни и полезность

Джалалов Санджар Чингизович, Джалалова Дильфуза Хамидовна, Хоч Джеффри Стюарт
Качество жизни и количество прожитых лет являются составляющими результата от использования медицинских технологий.
Читать PDF

К вопросу о качественной и количественной оценке уровней понимания изобразительного текста

Осорина Мария Владимировна
Автором предлагается оригинальный метод качественной и количественной оценки уровней понимания изобразительного текста реципиентами.
Читать PDF

Качественные и количественные показатели рентгенологической оценки дистракционного регенерата

Дьячкова Г. В., Михайлов Е. С., Ерофеев С. А., Нижечик С. А., Корабельников М. А.
В работе предложены качественные и количественные показатели для рентгенологической оценки дистракционного регенерата, выделено три основных типа регенерата.
Читать PDF

Кластеризация объектов с качественными признаками и ее использование для оценки силы их связи

Герасимова Антонина Станиславовна
Рассматривается задача применения к качественным категорированным данным классических алгоритмов кластеризации. Возникает задача присвоения категориям меток.
Читать PDF

Применение метода конкордации для оценки изменений качественного состояния экологических систем

Олег Васильевич О.В., Гавриленко Татьяна Валентиновна
Для получения вероятностных характеристик устойчивости экологических систем использован метод экспертных оценок. Методика применялась при исследованиях влияния выбросов металлургического комбината в г. Мончегорске
Читать PDF

Качественная оценка общеобразовательных биологических компетенций студентов педагогического вуза

Седокова М. Л., Низкодубова С. В.
Высокое качество образования является одним из важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности выпускников учебных заведений. Компетенции необходимо формировать с первого курса обучения.
Читать PDF

Уровень искренности ответов респондентов в электоральных исследованиях (опыт качественной оценки)

Мягков Александр Юрьевич
An experience of quantitative estimation.