Задачи тестовые

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Задачи тестовые
отдельные задания (пункты) методики, служащие в совокупности для моделирования исследуемой деятельности, актуализации изучаемых психологических качеств, анализа установок и отношений личности и т.д.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ЗАДАЧИ ТЕСТОВЫЕ
отдельные задания (пункты) методики, служащие в совокупности для моделирования исследуемой деятельности, актуализации изучаемых психологических качеств анализа установок и отношений личности и т. д.
Наиболее сложным и ответственным этапом разработки теста является подбор тестового материала, условий его адаптации и процедуры контроля эффективности его применения. В ходе составления набора 3. т. наиболее типичным является решение вопросов
выбора трудности заданий теста, дискриминативности заданий теста, внутренней согласованности, надежности частей и всей совокупности пунктов, факторной нагрузки отдельных заданий и их комплексов, анализ широкого спектра характеристик валидности
выбираемых групп 3. т.
Подбору 3. т. непосредственно предшествует определение основных характеристик и типов задач, исходя из типа разрабатываемого теста (вербальный или практический, тест способностей или тест личности и т.д.), с учетом некоторых общих правил разработки
3. т. Так, 3. т. должны удовлетворять следующим общим требованиям: 1) легкости понимания; 2) относительной новизны для испытуемых по способу решения и содержанию; 3) лаконичности; 4) минимальной вероятности случайного решения; 5) экономичности
с т. з. времени выполнения (для тестов скорости время выполнения одного задания должно быть минимальным).
3. т. стремятся составлять таким образом, чтобы они не вызывали посторонних вопросов со стороны испытуемого, не требовали больших усилий для выполнения вспомогательных операций (напр., больших промежуточных расчетов при выполнении арифметических
тестов), были компактны и удобны для учета результатов н обработки материала экспериментатором, допускали возможность формализации окончательных результатов, четкой стандартизации процедуры оценки и интерпретации.
В психологической диагностике находят практическое применение различные типы 3. т., разделяемые на основании их формальной структуры и способа ответов. Основными из них являются:
— задачи с предписанными ответами (закрытые);
— задачи со свободными ответами (открытые).
Задачи с предписанными ответами в свою
очередь делятся на: задачи с альтернативными ответами; задачи с множественным выбором; задачи с выражением ответа в виде восстановления частей предложений, фигур и т. д.; задачи с переструктурированием данных, требующие перегруппировки исходных
элементов.
Задачи со свободными ответами включают: задачи дополнения символа, рисунка, высказывания и т. п.; задачи свободного конструирования ответа, которые в свою очередь делятся на задания с малоструктурированным стимулом (см. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ) и
задачи конструирования по четко заданной теме или программе.
Примеры и подробное описание приведенных типов 3. т. рассматриваются в соответствующих разделах (см. ЗАДАЧИ ОТКРЫТОГО ТИПА, ЗАДАЧИ ЗАКРЫТОГО ТИПА)
Выбор типа заданий в наибольшей степени зависит от назначения и вида теста. Так, в методиках, направленных на исследование способностей (общих, специальных и профессиональных), уровня осведомленности, умений и навыков (тесты достижений), как правило,
применяются 3. т. с предписанными ответами. В опросниках личностных часто используют пункты со свободными, альтернативными или множественными ответами. В целом для традиционной психодиагностики, особенно в области психометрических тестов,
более типично применение задач закрытого типа.
При построении отдельного теста или субтеста используют единый тип задач (исключение — некоторые шкалы умственного развития, напр. Бине — Симона умственного развития шкала), а при разработке тестовых батарей в субтестах желательна смена различных
типов заданий. Последнее особенно важно при планировании методик, предназначенных для обследования детей. В этом случае типы задач должны следовать в определенном порядке. Субъективно менее удобные типы задач (напр., со свободными ответами
или переструктурированием) обычно ставят в начале батареи. Внутри тестовой батареи субтесты с субъективно более удобными типами задач (напр., с альтернативным выбором) чередуются с менее удобными.
Имеется ряд правил формулирования содержания и инструкции выполнения тестовых задач, а именно:
1. В основе каждой задачи (пункта), вопроса, набора суждений и т. д. должна лежать одна мысль. Если состав утверждений сложный (два или более относительно независимых высказывания), то формулировку следует сократить или разделить на соответствующее
количество пунктов. 2. Следует избегать употребления многозначных понятий, редких значений слов, сленга, диалектизмов, узкоспециальных терминов и формулировок. 3. Слишком короткие, в телеграфном стиле, формулировки вызывают дополнительные
вопросы и нередко являются многозначными. 4. Непомерно длинные высказывания ведут к затруднению их понимания, удлиняют время обследования, излишне утомляют, создают условия для возникновения посторонних помех, которые могут оказать влияние
на результат обследования (устойчивость внимания, навык чтения, индивидуальный уровень развития понимания сложных синтаксических конструкций и т. д.). 5. Задачи должны быть реальными, отражать существующие отношения, соответствовать времени,
иметь конкретное содержание (см. ВАЛИДНОСТЬ ОЧЕВИДНАЯ). 6. Задачи не должны быть похожими друг на друга по содержанию, чтобы решение одной задачи не служило «ключом» для другой.
По мере подготовки набора 3. т. производится проверка объективности и корректности их формулировок. Проверка этих характеристик 3. т. базируется на экспертных оценках и близка к процедуре установления валидности содержательной. Экспертам предлагается
оценить 3. т. со стороны однозначности формулировок и соответствия назначению теста. Задачи, по признанию экспертов, сформулированные неудачно или вызывающие различное толкование (здесь возможно специальное исследование соответствия содержания
и понимания пунктов в выборке по характеристикам области применения теста), а также пункты, неадекватные или слабо связанные с направленностью разрабатываемой методики, отбрасываются или переформулируются.
Отобранные задания размещаются либо по степени трудности (см. ТРУДНОСТЬ ЗАДАНИЙ ТЕСТА), либо в случайном порядке (гомогенные тесты). 3. т. могут объединяться в блоки для измерения определенного фактора или качества (гетерогенные тесты).
Иногда для решения определенных экспериментальных задач составляются комбинации из 3. т., относящиеся к разным методикам. Подобная практика не может считаться допустимой, так как характеристики надежности, валидности, трудности, однородности целых
методик и их частей далеко не идентичны. Для правильного применения отдельных совокупностей методики необходимо соблюдение ряда специальных условий (см. НАДЕЖНОСТЬ ЧАСТЕЙ ТЕСТА).

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
423.87 кб

Метод оценки трудности задач для тестов по физике

Гидлевский А. В., Зотов Р. А., Гальцева М. А.
Предлагается метод оценки трудности задач по физике, которые используются для создания контрольно-измерительных материалов в системах мониторинга качества обучения.
Читать PDF
3.47 мб

Тестовый подход к процессу формализации текстовых математических задач

Крашенникова Галина Геннадьевна
В данной статье рассматривается возможность представления текстовых математических задач в виде заданий тестовой формы, выгодно отличающихся от обычных математических задач стандартизированной формой и технологичностью.
Читать PDF
3.98 мб

Активное индивидуализированное обучение на основе многошаговых задач-тестов

Бахарев Н. П., Драгунова Е. А.
Читать PDF
830.67 кб

Принципы метрической оценки компетентности специалистов при решении тестовых задач

Алехин Анатолий Николаевич, Иванов Георгий Валентинович
Читать PDF
11.34 мб

Методика активного индивидуализированного обучения на основе многошаговых задач тестов

Бахарев Николай Петрович, Драгунова Елена Александровна
Рассматриваются теоретические основы и принципы практической реализации активного индивидуализированного обучения студентов на основе программируемых многошаговых задач тестов, составленных для электротехнических дисциплин: электр
Читать PDF
292.79 кб

Простой метод исчисления трудности тестов в задачах точного измерения результата образования

Гидлевский А. В.
Предлагаются обоснование и подробное описание простого способа определения трудности заданий, используемых в качестве инструмента для измерений образовательного результата как прироста интеллектуальных возможностей, верифицируемог
Читать PDF
264.69 кб

Ситуационные задачи и тестовые задания модуля «Санитарная охрана территории страны от завоза особо о

Кухтевич Евгения Вячеславовна, Мартынов Юрий Васильевич, Гришина Юлия Юрьевна, Михнева Светлана Анатольевна
Разработана педагогическая технология проведения практического занятия по теме «Санитарная охрана территории страны от завоза особо опасных инфекционных болезней» для студентов лечебных факультетов.
Читать PDF
318.85 кб

Интеллектуальные тестовые задачи как способ организации познавательной деятельности студентов медици

Суховольский Владислав Григорьевич, Шилина Наталья Георгиевна, Ковалев Антон Владимирович
В интеллектуальной тестовой задаче формируется минимально необходимый объем информации, который позволяет студенту решить поставленную проблему, при условии знания им данной предметной области и способности к созданию собственных
Читать PDF
355.91 кб

Анализ dif в оценке общего интеллекта для генерируемых компьютером графических тестовых задач в двух

Фройнд Филлип Александер, Давыдов Сергей Владимирович, Бертлинг Йонас Пабло, Холлинг Хайнц , Шляхтин Геннадий Сергеевич
Графические матричные задания нашли широкое применение для измерения общего интеллекта.