Задачи открытого типа

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Задачи открытого типа
тип тестовых задач, предусматривающих свободные ответы испытуемых, по сути задания без предлагаемых вариантов ответов. Испытуемый должен выполнить задание по своему усмотрению. Регламентируются только наиболее общие аспекты формы ответа - вербальная или невербальная, ориентировочный объем ответа, время ответа. Выделяют такие виды 3. о. т. как
- задачи дополнения испытуемому необходимо продолжить предложение, утверждение или изображение по предлагаемым начальным элементам;
- задания свободного конструирования носят характер устного или письменного рассказа, интерпретации изображения, ситуации, технического или предметного конструирования и т. д.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ЗАДАЧИ ОТКРЫТОГО ТИПА
тип задач тестовых, предусматривающих свободные ответы испытуемых по сути задания без предлагаемых вариантов ответов. Испытуемый должен выполнять задание по своему усмотрению. Регламентируются лишь наиболее общие аспекты
(фopмы ответа (вербальная или невербальная, ориентировочный объем ответа, иногда — ориентировочное время).
По сравнению с задачами закрытого типа, 3. о. т. позволяют получать разностороннюю развернутую информацию об испытуемом, существенно расширяют возможности качественного анализа данных обследования. Такая форма ответов чаще всего применяется при
анкетировании, интервью диагностическом, проективных методиках. Наряду с достоинствами 3. о. т. присущи и определенные недостатки, наиболее существенными из которых являются: сложность (иногда невозможность) формализации ответов и их оценки,
неоднозначность, вызывающая затруднение в интерпретации (связанная иногда с необходимостью дополнительного распроса), громоздкость процедуры и большие затраты времени на обследование. Нередко это требует применения 3. о. т. в комплексе с элементами
закрытых заданий (введение дополнительных лимитов и условий выполнения, разработка схемы оценки и интерпретации) (см. ТЕМАТИЧЕСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ ТЕСТ). Определенное значение имеет квантификация данных в ответах (см. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ).
В психологической диагностике применяются различные виды 3. о. т. Так, к их числу относятся задачи дополнения, получившие наиболее широкое распространение по сравнению с другими видами 3. о. т. От испытуемого требуется продолжить утверждение или
изображение по предложенным начальным элементам. Примером таких задач могут послужить те из них, которые используются в «завершение «предложения» методиках, напр.;
Мой отец...
Если бы я был руководителем...
Моя жизнь в целом... и т. д.
Ключевой проблемой составления заданий такого рода является возможность провоцирования у испытуемого определенного ответа. Для предупреждения «подсказывающего» или «диктующего» эффекта вопроса необходимо проведение пробных исследований частоты
похожих ответов на конкретный пункт в выборке. В случае частого повторения стереотипных ответов данный пункт требует замены или переформулирования.
Другим видом 3. о. т. являются задания свободного конструирования, которые носят характер устного или письменного рассказа, интерпретации изображения, ситуации, технического (предметного) конструирования и т.. д. Примерами этого распространенного
вида 3. о. т. являются задания Роршаха теста, Розенцвейга рисуночной фрустрации методики, Гудинаф «Нарисуй человека теста» (см. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ).

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
906.80 кб

Учебные задачи открытого типа

Утемов Вячеслав Викторович
В статье рассматривается понятие учебной творческой задачи. Автором описываются творческие задачи задачи открытого типа.
Читать PDF
705.94 кб

Использование задач открытого типа на различных этапах урока математики

Горев Павел Михайлович, Зыков Игорь Сергеевич
В статье авторы акцентируют внимание на возможностях использования открытых задач в обучении математике, описывают ряд требований, предъявляемых к такого рода задачам.
Читать PDF
22.45 мб

Технология формирования креативного мышления на основе задач открытого типа

Утемов Вячеслав Викторович
В статье рассматриваются проблемы формирования креативного мышления у учащихся общеобразовательных учреждений. Предлагается использование приемов и методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера.
Читать PDF
787.04 кб

Модель развития креативности учащихся на основе системы задач открытого типа

Утемов Вячеслав Викторович
В статье рассматривается проблема развития креативности учащихся основной школы.
Читать PDF
571.15 кб

Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы

Утемов Вячеслав Викторович
В статье рассматривается проблема развития креативности учащихся общеобразовательных учреждений. Близка к решению проблемы существующая классификация задач на закрытые и открытые.
Читать PDF
735.12 кб

Развитие инновационного мышления учащихся посредством решения задач открытого типа

Утёмов Вячеслав Викторович
В статье рассматривается необходимость формирования инновационного мышления у учащихся общеобразовательных учреждений.
Читать PDF
777.84 кб

Диагностика уровня развития креативности учащихся на основе систем задач открытого типа

Утемов Вячеслав Викторович
В статье рассматривается проблема диагностики уровня развития креативности учащихся основной школы. Автором предлагается использование метода на основе системы задач открытого типа.
Читать PDF
748.08 кб

Признаки равенства треугольников как задача открытого типа при изучении геометрии в основной школе

Горев Павел Михайлович, Сорокина Анастасия Владимировна
В статье описывается возможность построения системы геометрических задач (а именно признаков равенства треугольников) на основе рассмотрения учебной задачи открытого типа, подводящей к творческому осмысленному восприятию материала