тип тестовых задач, предусматривающих свободные ответы испытуемых, по сути задания без предлагаемых вариантов ответов. Испытуемый должен выполнить задание по своему усмотрению. Регламентируются только наиболее общие аспекты формы ответа - вербальная или невербальная, ориентировочный объем ответа, время ответа. Выделяют такие виды 3. о. т. как
- задачи дополнения испытуемому необходимо продолжить предложение, утверждение или изображение по предлагаемым начальным элементам;
- задания свободного конструирования носят характер устного или письменного рассказа, интерпретации изображения, ситуации, технического или предметного конструирования и т. д.
Задачи открытого типа
Задачи открытого типа
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
ЗАДАЧИ ОТКРЫТОГО ТИПА
тип задач тестовых, предусматривающих свободные ответы испытуемых по сути задания без предлагаемых вариантов ответов. Испытуемый должен выполнять задание по своему усмотрению. Регламентируются лишь наиболее общие аспекты
(фopмы ответа (вербальная или невербальная, ориентировочный объем ответа, иногда — ориентировочное время).
По сравнению с задачами закрытого типа, 3. о. т. позволяют получать разностороннюю развернутую информацию об испытуемом, существенно расширяют возможности качественного анализа данных обследования. Такая форма ответов чаще всего применяется при
анкетировании, интервью диагностическом, проективных методиках. Наряду с достоинствами 3. о. т. присущи и определенные недостатки, наиболее существенными из которых являются: сложность (иногда невозможность) формализации ответов и их оценки,
неоднозначность, вызывающая затруднение в интерпретации (связанная иногда с необходимостью дополнительного распроса), громоздкость процедуры и большие затраты времени на обследование. Нередко это требует применения 3. о. т. в комплексе с элементами
закрытых заданий (введение дополнительных лимитов и условий выполнения, разработка схемы оценки и интерпретации) (см. ТЕМАТИЧЕСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ ТЕСТ). Определенное значение имеет квантификация данных в ответах (см. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ).
В психологической диагностике применяются различные виды 3. о. т. Так, к их числу относятся задачи дополнения, получившие наиболее широкое распространение по сравнению с другими видами 3. о. т. От испытуемого требуется продолжить утверждение или
изображение по предложенным начальным элементам. Примером таких задач могут послужить те из них, которые используются в «завершение «предложения» методиках, напр.;
Мой отец...
Если бы я был руководителем...
Моя жизнь в целом... и т. д.
Ключевой проблемой составления заданий такого рода является возможность провоцирования у испытуемого определенного ответа. Для предупреждения «подсказывающего» или «диктующего» эффекта вопроса необходимо проведение пробных исследований частоты
похожих ответов на конкретный пункт в выборке. В случае частого повторения стереотипных ответов данный пункт требует замены или переформулирования.
Другим видом 3. о. т. являются задания свободного конструирования, которые носят характер устного или письменного рассказа, интерпретации изображения, ситуации, технического (предметного) конструирования и т.. д. Примерами этого распространенного
вида 3. о. т. являются задания Роршаха теста, Розенцвейга рисуночной фрустрации методики, Гудинаф «Нарисуй человека теста» (см. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ).
(фopмы ответа (вербальная или невербальная, ориентировочный объем ответа, иногда — ориентировочное время).
По сравнению с задачами закрытого типа, 3. о. т. позволяют получать разностороннюю развернутую информацию об испытуемом, существенно расширяют возможности качественного анализа данных обследования. Такая форма ответов чаще всего применяется при
анкетировании, интервью диагностическом, проективных методиках. Наряду с достоинствами 3. о. т. присущи и определенные недостатки, наиболее существенными из которых являются: сложность (иногда невозможность) формализации ответов и их оценки,
неоднозначность, вызывающая затруднение в интерпретации (связанная иногда с необходимостью дополнительного распроса), громоздкость процедуры и большие затраты времени на обследование. Нередко это требует применения 3. о. т. в комплексе с элементами
закрытых заданий (введение дополнительных лимитов и условий выполнения, разработка схемы оценки и интерпретации) (см. ТЕМАТИЧЕСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ ТЕСТ). Определенное значение имеет квантификация данных в ответах (см. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ).
В психологической диагностике применяются различные виды 3. о. т. Так, к их числу относятся задачи дополнения, получившие наиболее широкое распространение по сравнению с другими видами 3. о. т. От испытуемого требуется продолжить утверждение или
изображение по предложенным начальным элементам. Примером таких задач могут послужить те из них, которые используются в «завершение «предложения» методиках, напр.;
Мой отец...
Если бы я был руководителем...
Моя жизнь в целом... и т. д.
Ключевой проблемой составления заданий такого рода является возможность провоцирования у испытуемого определенного ответа. Для предупреждения «подсказывающего» или «диктующего» эффекта вопроса необходимо проведение пробных исследований частоты
похожих ответов на конкретный пункт в выборке. В случае частого повторения стереотипных ответов данный пункт требует замены или переформулирования.
Другим видом 3. о. т. являются задания свободного конструирования, которые носят характер устного или письменного рассказа, интерпретации изображения, ситуации, технического (предметного) конструирования и т.. д. Примерами этого распространенного
вида 3. о. т. являются задания Роршаха теста, Розенцвейга рисуночной фрустрации методики, Гудинаф «Нарисуй человека теста» (см. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ).
Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.