Задачи и место психологии в системе наук

Найдено 1 определение:

Задачи и место психологии в системе наук

Задачи психологии в основном сводятся к следующим: * научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; * научиться управлять ими; * использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли; * быть теоретической основой практики психологической службы. Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов. Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса. Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества. Каково же место психологии в системе наук? Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.
Оцените определение:

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии, 2001 г

Найдено научных статей по теме — 12

Место теории функциональных систем в решении задач психологии

Датченко С.А.
В статье предпринята попытка рассмотреть место Теории функциональных систем в решении задач психологии. Обобщены и описаны система представлений и терминов, принятых в Теории функциональных систем, система представлений об активности нейронов, операциональная архитектоника. Делается вывод, что Теория функциональных систем не может быть до конца приемлемой для решения задач психологии. На современном уровне методологическую проблему решает только применение интегрального подхода.
Скачать PDF

Анатолий Лактионович Журавлев: «Психология находится в центре всей современной системы наук»

Луков Валерий Андреевич
Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук, академик Международной академии наук (IAS) Анатолий Лактионович Журавлев один из крупнейших российских психологов, научная жизнь которого на протяжении 35 лет связана с Институтом психологии РАН. Уже несколько лет А. Л. Журавлев возглавляет этот славный, известный своими исследованиями во всем мире институт, а недавно был избран на должность директора ИП РАН академическим сообществом. Труды А. Л. Журавлева отражают его выдающийся вклад в современную психологию. В Московском гуманитарном университете он многие годы возглавляет кафедру социальной и этнической психологии, руководит работой докторского диссертационного совета. Его вклад в развитие факультета психологии и социальной работы МосГУ поистине неоценим. В июне Анатолию Лактионовичу исполняется 60 лет. Редакционная коллегия журнала «Знание. Понимание. Умение» поздравляет его с этой знаменательной датой, желает здоровья и новых исследований. Заместитель главного редактора журнала «Знание. Понимание. Умение» профессор Валерий Андреевич Луков встретился с профессором Анатолием Лактионовичем Журавлевым в кабинете директора Института психологии РАН его кабинете, где как бы в воздухе висит напряженность рабочих будней ученого и звонят сразу все телефоны.
Скачать PDF

Экспертные психодиагностические системы как инструмент решения задач экспресс психологической диагно

Червинская Ксения Ральфовна
В статье обсуждаются теоретико-методологические проблемы разработки экспертных психодиагностических систем как компьютерного инструментария, нацеленного на решение задач психологической экспресс диагностики для выявления групп риска. Представлены теоретические и методологические положения конструирования экспертных психодиагностических систем, осуществляющих вербальную интерпретацию результатов тестирования испытуемых.The article examines theoretical and methodological problems related to the development of expert psycho diagnostic systems as computer tools directed to the solution of tasks of psychological express diagnostic for the revelation of high-risk groups. The author describes theoretical and methodological foundations of the development of expert psycho diagnostic systems realizing the verbal interpretation of the results of the testes` diagnostics.
Скачать PDF

Место психологии в монистических и дуалистических классификациях наук XIX в

Фёдоров Александр Александрович
Рассматриваются статус и положение психологии в основных классификациях наук XIX в. Анализируются монистические и дуалистические классификации наук. Отдельно рассматривается циклическая классификация наук Томаса Уиттакера и место в ней психологии
Скачать PDF

Место и роль эмоций в психологической системе

Васильев Игорь Александрович
Проведенные в школе О.К. Тихомирова исследования поставили задачу - объяснить роль и место эмоций не только в мыслительной деятельности, но и в более общей системе взаимодействия человека с миром. В статье развивается положение, что человеческие эмоции формируются как специальный аппарат отражения (динамического моделирования) тех качеств предметов, которые не сводятся ни к субъекту, ни к объекту, а являются производными всей психологической системы «человек, действующий в мире». Отражаемое в эмоциях соответствие человека и мира находит выражение в системных психологических качествах предметов - значениях, смыслах, ценностях. В работе поставлен вопрос о механизме эмоционального отражения этих качеств.
Скачать PDF

Место психологического сопровождения в системе воспитательной работы высшего учебного заведения

Мищенко Вера Ивановна
В статье освещаются направления и перспективы психологического сопровождения воспитательной работы вуза, рассматриваются возможные пути сотрудничества психологической службы и учебных подразделений, а также описывается практический опыт автора статьи в данной области.The article highlights the trends and prospects of psychological support of the educational work of the University, discusses the possible ways of cooperation of psychological services and training units, and describes the practical experience of the author in this area
Скачать PDF

Возрастные и индивидуальные возможности систематического исследования творческой задачи детьми в р

Берсенева Наталья Валерьевна, Чурбанова Светлана Михайловна
Представленная работа продолжает подход П.Я. Гальперина к исследованию творческого мышления. Как известно, успех в решении задач на соображение (ЗнС) в научной школе П.Я. Гальперина связывается с организованным, систематическим подходом к анализу и решению задачи. В нашем исследовании поиск условий, обеспечивающих эффективное решение ЗнС, касается не столько способов преобразования задачи детьми, сколько психологических особенностей субъекта, решающего задачу. В связи с этим анализируются возрастно-психологические и индивидуальные возможности дошкольников, младших школьников и подростков в решении некоторой системы ЗнС.
Скачать PDF

Об одной задаче управления линейной системой при наличии импульсных помех

Максимов Владимир Петрович
Для линейной функционально-дифференциальной системы с последействием общего вида, подверженной воздействию импульсных помех, рассматривается задача управления. Цель управления задается с помощью конечной совокупности линейных целевых функционалов. Предлагается конструкция регулярного (не импульсного) управления, которое включает программную и позиционную по скачкам составляющие и решает задачу управления с заданной системой целевых функционалов, несмотря на наличие импульсных воздействий.
Скачать PDF

Место и роль оценочно-стимулирующей деятельности родителей в системе детско-родительских отношений

Елисеева Алла Сергеевна
В статье представлены результаты исследования оценочного акта, как основания для применения методов стимулирования ребенка в процессе семейного воспитания. Метод поощрения и наказания как оценочный акт рассматривается автором в системе детско-родительских отношений и выступает основой формирования стиля родительского воспитания, как образа действий по отношению к ребенку, где эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты являются неотъемлемыми чертами родительского отношения и оказывают прямое влияние на его формирование. В работе теоретические положения подтверждаются экспериментальными данными.
Скачать PDF

Место православной церкви в системе социальной защиты семьи, материнства и детства

Палибина Александра Сергеевна
В статье проанализировано место православной церкви в системе социальной защиты семьи, материнства и детства. Дана характеристика основных видов и форм защиты семьи, материнства и детства.
Скачать PDF

Формирование толерантного сознания как одна из основных задач современной системы образования

Крутелёва Людмила Юрьевна
Скачать PDF

Система работы учителя по реализации задач на смысл в учебном процессе

Рудакова Ирина Алексеевна, Зильбербранд Наталья Юрьевна
В статье показано, что система работы учителя по реализации задач на смысл в образовательном процессе включает психологический и педагогический компоненты. Со стороны психологического компонента раскрыты особенности постановки, принятия и решения смысловых задач, обусловливающие специфику педагогической поддержки на всех этапах процесса обучения. Со стороны педагогического компонента подчеркнуты специфические методы поддержки, направленные на перевод ситуаций неопределенности в личностно-значимые; выявление невербализованных оценочных реакций и на их переосмысление как базового механизма рефлексии.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: