период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, чаще всего выделяют раннюю (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет). В то же время ряд исследователей называют возраст от 19 до 23 лет как раннюю взрослость. В Ю. п. психическое развитие и процесс становления личности дифференцируются, поскольку наблюдается саморазвитие, самосовершенствование личности. К концу юности завершается и бурное физическое развитие, замедляется темп роста тела, нарастают мышечная сила и работоспособность. Полностью завершено половое созревание. Совершенствуются процессы памяти, увеличивается ее объем, широко задействуются приемы рационального запоминания. Лучше становится логическое мышление, умение анализировать, обобщать, появляется стремление к причинному объяснению явлений, способность аргументировать и доказывать, критичность мышления. Возникает тяготение к общим теориям, формулам, склонность к теоретизированию. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви.
Освоение логического мышления рождает интеллектуальное экспериментирование, своеобразную игру в понятия, формулы и т. д. В этом и состоит его своеобразный эгоцентризм: ассимилируя весь окружающий мир в свои универсальные теории, юноша, по словам Ж. Пиаже, ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться системам, а не системы — действительности.
Интенсивно развивается эмоциональная сфера: становятся более осознанными эстетические переживания, чувство долга, моральные переживания, способность к сопереживанию, сочувствию. Особое место занимает чувство первой любви, которое принимает форму симпатии, увлечения, влюбленности или дружбы-любви. В целом общее эмоциональное самочувствие в этом возрасте ровнее, чем у подростков, нет резких аффективных вспышек, скоропалительных суждений о людях, необоснованно образующихся пристрастий. Вместе с тем проявляется большая эмоциональная восприимчивость к действительности, взаимоотношениям людей. Может возникнуть «влюбленность» во взрослого, который становится авторитетным; наряду с этим существенной чертой оказывается отрицательное отношение к навязываемым авторитетам.
Главное содержание развития личности в Ю. п. — личностное и профессиональное самоопределение. В развитии личности важнейшее — становление самосознания и самооценки, составляющей основу самоотношения. Повышенная самооценка проявляется в том, что юноша переоценивает свои способности, ставит нереалистические, завышенные притязанияя, проявляет самоуверенность, которая часто раздражает взрослых, вызывает конфликты. Только постепенно, сравнивая свои успехи с достижениями других, он осознает собственные реальные возможности.
Развитие самосознания, размышления о себе и своем предназначении приводят к поиску смысла жизни. Так вырабатывается мировоззрение, формируется система ценностей, нравственная основа личности, которая помогает справиться с первыми жизненными проблемами. Принципиальный момент развития личности в юности — построение жизненных планов, определение жизненной перспективы. Главное место в этом занимает будущая профессиональная деятельность, что основано на потребности юноши понять себя и свои возможности, найти свое место и назначение в жизни.
Существенные факторы профессионального самоопределения — активность личности, адекватное самопонимание, хорошее знание профессионального мира, понимание особенностей труда в разных сферах, выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими жизненными (семейными, досуговыми, личностными и др.) ориентирами. Основными трудностями такого самоопределения в юношеском возрасте оказываются ориентация на внешние характеристики — престижность — профессии, недостаточное понимание себя, своих возможностей, плохая осведомленность о возможностях построения карьеры, учет только ближней перспективы.
Для общения в юности характерны две противоположные тенденции: с одной стороны, расширение его сферы, увеличение времени на общение, постоянная готовность к контактам, с другой — возрастающая степень индивидуализации, обособление. Это объясняется тем, что эффективное решение проблем самопознания, самоопределения, самоутверждения невозможно без общения с окружающими людьми. Но проблемы столь важны и интимны, что для их разрешения требуется уединение, осмысление, нужно найти человека, который бы понял их, проявил эмоциональное сопереживание. Поэтому особое место в юности занимает интимная дружба, которая более устойчива и глубока, нежели в подростковом возрасте, и основана на потребности «излить душу», поделиться своими переживаниями. Такая потребность впервые появляется именно в юности.
Юношеству присуще стремление к автономии от взрослых в разных сферах жизнедеятельности. Поведенческая независимость предполагает потребность и право юноши самостоятельно решать проблемы, касающиеся лично его. Эмоциональная автономия — потребность и право иметь собственные привязанности; моральная и ценностная — собственные взгляды, свою точку зрения. Для старших школьников невыносимо принуждение, вмешательство в их дела извне. Однако возникающие в юности проблемы не могут быть решены только в общении со сверстниками, жизненный опыт которых примерно одинаков и равно ограничен у всех.
Влияние сверстников преобладающее в таких вопросах, как мода, вкусы, развлечения. Но в более глубоких вопросах, например выбора будущей профессии, учебных делах, разговорах о себе, о своем прошлом, настоящем и будущем, предметах морали, климате в семье и др., авторитет родителей оказывается более значимым. Для этого, правда, нужно, чтобы общение имело доверительный характер, без элементов давления, неуважения к личности. Доверие взрослых, вера в возможности юноши и девушки, привлечение к совместному обсуждению и решению семейных и жизненных вопросов, уважение к личности — все это удовлетворяет потребность в общении с близкими взрослыми, столь же сильную, как и с ровесниками. Это создает условия благополучного личностного развития в юности.