Юм Давид

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Юм Давид
1711 – 1776) — английский философ. Стоял на позициях Дж. Локка в суждении, что в душе находятся только впечатления, полученные в течении жизни, и идеи как их копии. Выделял среди явлений сознания два класса: простые и сложные явления, образованные суммациeй простых. Им было описано несколько форм такого суммирования. Это — ассоциации по сходству (или контрасту), по смежности в пространстве и времени, по причинности.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

ЮМ ДАВИД
(Hume David) (1711—1776)-шотландский философ, работы которого оказали определенное влияние на развитие психологии в XVIII и последующих столетиях тем, что поддержали развитие ассоциативной психологии. Описывая душевный (психический) мир человека, Ю.Д. различал в нем впечатления и представления, или «идеи». Впечатления (фактически то же, что впоследствии получило название «ощущения» и «образы») являются базовыми психическими элементами. Идеи-это мысленные переживания, которые возникают в результате внутренней переработки впечатлений в отсутствие вызвавших их стимулов. Более всего понятию «идея» в современной психологической терминологии соответствует понятие «воображение». Ю.Д. одним из первых выявил и сформулировал два основных закона ассоциации впечатлений и идей: закон сходства и закон смежности. Кроме того, Ю.Д. связал истинность знаний с их полезностью, тем самым предвосхитив возникновение философии прагматизма и ориентированные на нее научные, в том числе психологические (прагматизм и функционализм У. Джемса), знания.
Соч.:Исследование о человеческом разумении. М., 1994; Сочинения. В 2 т. М., 1996. Cм. психология ассоциативная, сходства закон, смежности закон.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Юм Давид
(1711 —1776) — англ. философ, кот. эксплицировал-трактовал концепции эмпирической психологии на базисе идей Д.Локка; согласно критериев Юма, в психике субъекта существуют лишь впечатления-импрессии и их невыразительные копии-идеи, как составляющие единицы структуры сознания, а два кластера явлений сознания бывают элементно-простыми и элементно-сложными с ориентаций на то. что сложные феномены конституируются-тектонизируются на базисе аддитивности-интегративности элементно-простых феноменов; Юм считал, что процессы, протекающие в сознании, практически, идентичны-аналогичны ассоциативно-комбинированным корреляциям, кот., в свою очередь, адекватны комбинированным мыслям-суждениям с ориентацией на индивидуально-апостериорные феномены субъекта, а ассоциации существуют в социуме-онтосе, в бинарно-матричном порядке, ассоциации сходства-аналогий и ассоциации антитезности-контраста наряду с ассоциациями смежности в пространстве, ассоциациями времени, ассоциациями причинности, т.о., согласно концепции Юма, принципами-постулатами ассоциациями можно объяснять-герменевтизировать-интерпретировать, практически, все феномены действительности и психические процессы субъектов; см. Д.Юм, соч. в 2х томах.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.