Взаимно-однозначного соотнесения процедура
Взаимно-однозначного соотнесения процедура
установление поэлементного соответствия двух дискретных множеств. В концепции развития операторного интеллекта Ж. Пиаже процедура В.-о. с. двух множеств характерна для последних подстадий дооперационального периода развития интеллекта. Дети 5—7 лет начинают использовать процедуру В.-о. с. для обоснования равенства количества элементов множеств. Выделяются три характерных периода становления обратимости этой процедуры, т.е. превращения ее в обратимую операцию: 1) глобальное сравнение двух дискретных множеств без поэлементного соответствия и без прочной эквивалентности (дети 4—5 лет); 2) наглядное поэлементное соотнесение без прочной эквивалентности (дети 5—6 лет), о чем свидетельствуют исправления ответов детей с правильного на неправильный в ситуации преобразования конфигурации одного из сравниваемых множеств; 3) операциональное соотнесение с прочной эквивалентностью (дети 6—7 лет). Операциональное В.-о. с. освобождается от ошибок оптического или наглядного соответствия и признается детьми при любых преобразованиях наглядной конфигурации множеств. Это свидетельствует о переходе ребенка на конкретно-операциональную стадию развития интеллекта. А.Г.Лидерс