ВЫСШИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
ВЫСШИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
ВЫШЭЙШЫЯ ПСІХАЛАГІЧНЫЯ ФУНКЦЫІ / HIGHER MENTAL FUNCTIONS– понятие, введенное в психологию Л. С. Выготским для обозначения прижизненно формирующихся в процессе социализации и культурно обусловленных функций сознания. В. п. ф. понимаются как функции, опосредствованные знаково-символическими формами культуры (словами, знаками, символами, мифами, моделями, кодами и др.), и вследствие этого осознанные и произвольно регулируемые. Ключевой характеристикой В. п. ф. является включение в ее структуру культурной формы (средства), благодаря чему она превращается в «психологическое орудие», опосредствующее психическую активность человека и позволяющее осмысленно управлять своим поведением и психическими функциями. Таким образом, формирование у человека В. п. ф. раскрывает процесс его становления как осмысленно действующего субъекта. Примерами В. п. ф. могут служить словесно-логическое мышление, опосредованная и логическая память, произвольное внимание, произвольная регуляция поведения, высшие формы восприятия, связанные с осмысленностью и категориальностью, и др. Овладение В. п. ф. изначально происходит во взаимодействии с другими людьми (например, ребенка и взрослого). Сначала ребенок овладевает В. п. ф. в форме сотрудничества с другим человеком (взрослым или сверстником) как «функцией, разделенной на двоих», а затем учится осуществлять ее самостоятельно. Переход от совместного осуществления В. п. ф. к самостоятельному Л. С. Выготским обозначался как механизм интериоризации. Социальная обусловленность развития В. п. ф. предъявляет особые требования к социальным отношениям и взаимодействию, которые могут как способствовать, так и препятствовать этому процессу. Л. С. Выготский утверждал, что социальные отношения и взаимодействие (социальная ситуация развития), а следовательно, и обучение являются источниками психического развития ребенка. Из этого вытекала идея развивающего обучения, которая плодотворно разрабатывалась учениками и последователями Л. С. Выготского (Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др.). Разработка проблематики В. п. ф. в психологии связана с дифференциацией роли различных форм культуры в их осуществлении, более точным определением условий, этапов и закономерностей их формирования, раскрытием значения собственной активности ребенка в этом процессе, развитием представлений о системном и смысловом строении сознания человека, созданием различных развивающих практик обучения, психологической коррекции и психотерапии. А. М. Поляков