ВЫГОТСКИЙ Л.С.
ВЫГОТСКИЙ Л.С.
(1896— 1934) — выд. отеч. псих.; разрабатывал-исследовал учение об эволюции психических функций в процессе освоения индивид культурно-историческо-экзистенциальных ценностей в контексте коммуникативных мультисвязей; им и создана культурно-историческая концепция эволюции высших психических функций индивида которая еще недостаточно изучена и требует новых исследований; по В. культурные модели-знаки, лингвистические модели являются специфическими инструментами, оперируя которыми один индивид продуктивно воздействует на другого; это помогает ему конструировать-метаболизировать имманентный эго-мир, а основными предикатами этого мира являются единично-когнитивные ингредиенты актов сознания, кот. в свою очередь синкретизируются-тектонизируются в лингвистические обобщения-королларии; данные же природой естественные психофункции индивида трансформируются-преобразуются в функции-процессы высшего порядка самой эволюции, т.е. натуральные функции инкарнируются в функции культурно-исторического параметра-аспекта; по В. механическая память становится дискурсивно -верификационной, а мультипредставления, включенные в психический процесс, ассоциируются с целерезультируемыми актами ментальности, актами мышления и его моделей, с репродуктивно-креативным воображением или же, например, по В., динамично-импульсивные акты индивида ассоциируются с произвольными-целенаправленными актами; на базисе этих идей-концепций В. и создал новое направление в датской психологии, кот. оказало большое влияния на отеч. и зарубежн. праксиологическо-экспериментальные исследования этапов эволюции в актах поведения ребенка; в частности широко используется-сочетается принцип эволюции по В., с принципом системности, апеллирующим к психологическим моделям-системам, к интерфункциональным когеренциям, к примеру, ассоциации между актами ментальности и памяти, между вербальными актами и самими актами мышления; В. исследовал также аддитивности мышления и речи, и концептообосновывал а также исследовал-разрабатывал проблемы смысломодельной тектонизации сознания в комплексе смежных с психологией наук — искусствоведение, философия, лингвистика, дефектология, педагогика; он оказал влияние на выд. рус. психологов А. Леонтьева, А. Лурия, А. Запорожца; осн.работы «История развития высших психических функций»(1931), «Мышление и речь»(1934), «Психология искусства»(посл.изд.1997).
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.