Выбор карьеры

Найдено 1 определение
Выбор карьеры
career choices) Народная мудрость гласит, что профессия сродни богатству. О деятельности людей часто судят по их карьере. В начале профессионального цикла усилия чел. обычно направлены на подготовку к будущей карьере - развитие умений, ценности, представления и прочие аспекты, необходимые для обретения профессиональной идентичности. В конце профессионального цикла чел. обычно концентрирует свои силы на определении степени успеха. Исторический контекст Эмпирическое исслед. трудовой деятельности началось в первые годы XX в. До возникновения в США пед. и профессионально-технического движений наставления в вопросах выбора профессии давались в семьях поселенцев. Первая мировая война способствовала расширению возможностей трудоустройства и разнообразия условий работы и создала острую потребность в эффективных процедурах найма, отсеивания, обучения, классиф. и оценки деятельности работников. Реакцией на эту потребность было появление промышленных психологов и психометристов. Их главные усилия были направлены на исслед. поведения работников и взаимодействия между работниками и администрацией. Великая депрессия вызвала необходимость в исслед. безработных как социологического феномена и стимулировала разраб. методов оценки маргинальных профессиональных групп, таких как официантки, водители такси и железнодорожные рабочие. Во время Второй мировой войны научная и экономическая мощь страны быстро росла, что благоприятствовало исслед. трудовой деятельности и различных профессий. Связь отдельных людей с об-вом осуществлялась через соц. роли и через работу и профессию (если чел. работал). Предлагая различные интерпретации рез-тов исслед., психологи создали различные теории, объясняющие закономерности трудовой жизни, - от консервативных до радикальных в политическом смысле. Личностный и социально-ситуативный подходы Исслед. Д. Э. Супера, Дж. Л. Холланда и А. Роу подтвердили, что черты личности выступают как фактор, допускающий, что места работы и В. к. представляют собой среды, отражающие различия между личностями и интересами людей. С др. стороны, их исслед. способствовали дальнейшему развитию концепции жизненного цикла. Модель соответствия между личностью и средой постулирует, что выбор профессии и различия в карьере объясняются индивидуальной мотивацией. Были введены понятия начального, испытательного и стабильного периодов трудовой жизни. Начальный период относился к рабочим местам и должностям, занимаемым во время получения формального образования; под испытательным периодом подразумевались официально установленные или навязанные работодателем перемены работы в рамках 3-летнего (или меньшего) срока; стабильными назывались периоды работы длительностью более трех лет. Данные наблюдений показали, что у людей, выросших в благоприятных условиях, а тж у служащих, руководящих работников и представителей профессий, требующих высокой квалификации, стабильный период оказывается более длительным, тогда как у рабочих, занятых на пр-ве ручным, неквалифицированным трудом и выросших в неблагоприятных условиях, испытательный период затягивается. Д. Э. Супер предложил более подробную схему профессионального цикла: от 14 до 18 лет - стадия кристаллизации (или оформления); от 18 до 21 года - стадия спецификации (или конкретизации); от 25 до 35 лет - стадия стабилизации; и от 35 лет и старше - стадия консолидации (или упрочения). Дэниел Дж. Левинсон и др. ученые утверждали, что стадии трудовой жизни являются частью процессов биолог. и соц. созревания, поэтому они заранее запрограммированы, хотя и подвержены влиянию общественных сил. В исслед., ставшим классическим, было показано, что определенные личностные факторы и ситуации давления влияют на то, станет ли человек менять свою профессию или будет упорно держаться за ту, к-рую приобрел в начале трудового пути. Были выявлены 4 варианта профессиональной карьеры: обычная, гибкая, прерывистая и методичная. Насколько чел. нравится его работа, а значит и то, насколько успешной будет его карьера, по-видимому, зависит от определенных факторов. Среди них: а) знакомство с профессией; б) соответствие между характеристиками чел. и среды; в) хорошие профессиональные ролевые модели; г) стимулирующие, но не угрожающие требования работы и связанные с ней ожидания; д) пониженная забота о престиже; е) соответствие личных и профессиональных ценностей; ж) контекст рабочей среды, в к-рой происходит социализация чел. Помимо этих переменных, исследователи идентифицировали 2 осн. типа направленности - на заработок и на удовлетворенность работой, - выраженных у работников и, как правило, влияющих на выбор карьеры. Первая группа практически равнодушна к самому процессу работы - как в плане достижений, так и в плане самореализации, - однако получает удовлетворение и принимает карьерные решения соответственно прямым выгодам статуса, связанным с жалованьем. Вторая группа имеет сильную ориентацию на работу. Процесс работы приносит удовлетворение, и выбор работы или карьеры зависит от возможных достижений на данном поприще. Работники как с тем, так и с др. типом направленности встречаются во всех сферах трудовой деятельности, хотя среди служащих доля ориентированных на работу выше. Производственные рабочие, как правило, испытывают большую неудовлетворенность своей работой, чем служащие, но у них часто меньше возможностей выбирать интересные и разнообразные задания. Т. о., люди работают по разным причинам: деньги, статус, престиж, общение, удовлетворенность и т. д., и при выборе карьеры они часто принимают в расчет если не все, то хотя бы нек-рые из этих причин. Восприятие человеком к.-л. работы и причин, по к-рым ему следует заняться этой деятельностью, во многом определяется предыдущим опытом и преобладающими соц. установками. Перспектива жизненного пути Так как жизнь в индустриальных об-вах описывается значимыми соц. переходами, перспектива жизненного пути чел. дает возможность рассматривать многообразные роли как совокупность сложных взаимосвязей, к-рые должны изучаться в соотв. им контекстах; этот подход предполагает, что существует нормативное время наступления жизненных событий, причем совпадения и несовпадения фактических моментов наступления событий с нормативными влекут за собой последствия, влияющие на последующие события. Люди рассматриваются как действующие в своих средах лица: они ведут переговоры, принимают решения и адаптируются. Кроме того, индивидуальные потребности, интересы, ожидания и даже возможности со временем изменяются. Соображения, следующие из концепции жизненного пути, в применении к исслед. профессиональной деятельности еще более усложняют общую картину. Отмечается резкое возрастание вложенных сил в течение трудового пути, не зависящее от социоэкономического статуса или пола. Профессиональные пути мужчин складываются из должностей более высокого статуса и требуют больших усилий, чем профессиональные пути женщин или пути, связанные с непрестижными профессиями. Профессиональные пути более дифференцированы в ранней взрослости (примерно от 25 до 35 лет), а затем, в среднем возрасте, становятся менее дифференцированными, отражая паттерн упрочения положения. Данные о начале и завершении карьеры для различных профессиональных групп и для мужчин и женщин заметно отличаются. Обнаружено, что в течение последнего десятилетия трудового пути число начинающих карьеру закономерно уменьшается, а число завершающих карьеру растет. Это объясняется заметным сокращением базы набора пожилых людей на работу, а тж широким распространением положительного отношения к раннему уходу на пенсию. Для профессий низкого статуса характерна U-образная форма: на начало и конец трудового пути приходится больше начал и завершений, чем на любое др. время. В целом исслед. выбора карьеры в рамках концепции жизненного пути говорят о том, что выбор может и не играть столь важной роли, к-рую ему обычно приписывают, в принятии решения о начале трудовой жизни. Однако решение о смене места работы или полном завершении карьеры может оказаться решением, влекущим за собой гораздо более статистически значимые соц. и психол. последствия в свете тенденций, поддерживающих желание получать удовлетворение от своей работы. В литературе указывается на огромные различия в скорости профессионального роста, паттернах начала и завершения карьеры, возможностях развития и отдаче, получаемой от личного роста, к-рые зависят от пола, возраста, социоэкономического уровня, уровня квалификации и сферы труда. Сейчас понятие выбора считают более многогранным и динамичным, чем прежде, и исследователи карьеры, как пишет Роберт Дж. Хэвигхерст в своем обзоре "Мир труда" (The world of work), проявляют постоянный интерес к теории и методологии, временным характеристикам, последовательности и закономерностям формирования карьеры, а тж к рез-там взаимодействия множества индивидуальных, семейных и соц. факторов. См. также Развитие профессиональной карьеры, Практика найма рабочих и служащих, Статус профессии, Профессиональная адаптация, Работоспособность Ф. Дойч

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
377.31 кб

Карьера рабочего как биографический выбор

Ирина Тартаковская, Александрина Ваньке
В статье рассматриваются карьерные стратегии российских рабочих, которые изучаются в контексте ситуаций биографического выбора.
Читать PDF
503.67 кб

Профессиональная карьера 40-летних россиян: выбор профессии

Солодников В. В., Солодникова И. В.
В статье рассмотрены первые шаги в освоении профессии сегодняшними 40-50-летними россиянами: выбор ими профессии или первого места работы в контексте возрастного развития, первичный выбор с точки зрения профессиональной карьеры и
Читать PDF
345.70 кб

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УЧЕНОМ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ВЫБОРА НАУЧНОЙ КАРЬЕРЫ

Володарская Е. А., Разина Т. В.
Читать PDF
492.28 кб

На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора

Иванченко Г.В.
Опасения общества по поводу ситуации, когда значительная часть выпускников высшей школы начинает работать не по своей специальности или не может найти рабочего места вообще, возникли не сегодня.
Читать PDF
9.32 мб

«Есть такая профессия Родину защищать»: мотивационные предпочтения выбора карьеры военного

Суркова Ирина Юрьевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению жизненных траекторий в профессиональном самоопределении служащих российской армии.
Читать PDF
260.90 кб

Ценности как детерминанта выбора карьерных ориентаций студентами будущими предпринимателями

Дементий Людмила Ивановна, Жирикова Анастасия Викторовна
The goal of the article was to analyze results of research, which devoted to students vies about their business career in future and study their real values.
Читать PDF
201.59 кб

Карьерный выбор между государственным и частным сектором среди студентов: роль черт личности

Калгин Александр Сергеевич, Калгина Ольга Владимировна
В основе работы лежит предположение, что психологические характеристики служащих государственного сектора отличаются от психологических характеристик работников частного сектора.
Читать PDF
514.20 кб

Выбор стратегии поведения при формировании карьеры среди молодежи: от манипуляции к трудоголизму

Деткина Алена Юрьевна
В статье представлены результаты пилотажного исследования особенностей построения карьеры, характерных для современной молодежи.
Читать PDF
222.76 кб

Осознание мотивов выбора трудовой деятельности как фактор построения плана профессиональной карьеры

Бадулина Ж. В.
Читать PDF
116.75 кб

2008. 01. 032. Клейтон Дж. Карьеры онкологов-исследователей: большой выбор путей. Clayton J. careers

Авдулов А. Н.
Читать PDF
203.23 кб

Исследование мотивов выбора научной карьеры во взаимосвязи с задачами повышения качества инновационн

Мулюкин Олег Петрович
В рамках направлений подготовки научно-педагогических кадров для инновационной экономики в российских вузах и научных организациях освещены результаты систематизации основополагающих и выделенных автором ранее неосвещаемых мотивов
Читать PDF
91.05 кб

2001. 01. 034. Бай Лимин. Денежные доходы взамен национальной идеологии: выбор карьеры студентами ки

Лось Б. В.
Читать PDF
369.82 кб

Выбор профессии и качество образования как факторы успешной профессиональной карьеры выпускников вуз

Бесчасная Альбина Ахметовна, Бесчасный Андрей Анатольевич
В статье на основе сведений из общедоступных источников проанализирована ситуация выбора молодежью специальности, рассмотрены связанные с этим вопросы профессионального образования в России.
Читать PDF
633.71 кб

Профессиональное самоопределение студентов СПО: формирование мотивации выборов и карьерных предпочте

Романов Максим Сергеевич, Тарасенко Лариса Викторовна, Украинцева Ирина Ивановна, Ермачков Иван Анатольевич
В статье проведен анализ результатов социологического мониторинга студентов среднего профессионального образования (СПО) по проблемам мотивации профессионального выбора и карьерных предпочтений.
Читать PDF
57.77 мб

ОТСТАВКИ И ВЫБОРЫ 2018 Г.: ОБНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРСКОГО КОРПУСА, БАССЕЙН РЕКРУТИРОВАНИЯ И КАРЬЕРЫ НОВЫ

Быстрова Алла Сергеевна
В плане (пере)формирования корпуса региональных элит 2018 год оказывается весьма знаменательным. Состоялись отставки ряда губернаторов (продолжая цепь событий 2017 г.). Затем были проведены выборы глав 26 субъектов РФ.