Вспышка чувства Вспышки памяти

Вспышки воспоминания

Найдено 1 определение:

Вспышки воспоминания

Термин, обозначающий воспоминания, которые сопровождают особенно значительные и эмоционально волнующие события. Аналогия с лампой-вспышкой означает, что мы переживаем всю сцену заново, словно она мгновенно освещается вспышкой фотоаппарата. Наиболее известными примерами этого феномена являются события, связанные с гибелью Дж. Ф. Кеннеди и Джона Леннона. Многие люди способны очень ясно вспомнить, что они делали, когда услышали новости об этих событиях.
Оцените определение:

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 12

Воспитание XXI века: экзистенциальная вспышка приключения

Куприянов Борис Викторович
В статье обоснована актуальность изучения приключения в контексте развития субкультурных практик молодежи и подростков, предложено на основе психологического анализа литературы фэнтези толкование феномена «приключение», определен воспитательный потенциал приключения, сформулированы методические рекомендации организатору приключения для подростков и молодежи.
Скачать PDF

Влияние альтернативных автобиографических воспоминаний на изменение выраженности акцентуаций характе

Василенко Дарья Александровна
Проведено эмпирическое исследование влияния конструирования альтернативных автобиографических эпизодов на коррекцию акцентуаций характера. Результаты свидетельствуют об изменении черт характера, в том числе и степени их выраженности.
Скачать PDF

Какие воспоминания мы выбираем? Как цифровой фотоаппарат изменяет нашу память

Козяр Галина Николаевна, Нуркова Вероника Валерьевна
В статье проблематизируется однозначно позитивная связь технологического прогресса в фотоделе (переход от аналоговой к цифровой фотографии) и психологического прогресса в использовании фотографии как средства для регуляции памяти. По результатам исследования можно заключить, что основное преимущество технологии цифровой фотографии – полный контроль над свойствами создаваемого в акте съемки средства для регуляции последующего воспроизведения, препятствует кодированию дополнительной информации в памяти. В результате в воспоминании с опорой на цифровую фотографию вместо истинного воспоминания наблюдается прямое описание изображения. Воспоминание с опорой на аналоговую фотографию, напротив, связано с актуализацией коммуникативно прозрачной развернутой истории события прошлого.
Скачать PDF

Особенности ранних детских воспоминаний взрослых, переживших в детском возрасте развод родителей

Москвина Елизавета Александровна
В статье рассматривается значение развода родителей для восприятия взрослыми индивидуального опыта детства. Описаны теоретические положения, раскрывающие функциональное значение опыта в жизни человека. Приведен обзор исследований, посвященных изучению возможных последствий развода родителей для детей.Изложены результаты исследования ранних детских воспоминаний взрослых, переживших в детском возрасте развод родителей, и взрослых, не имеющих данного опыта. Описано своеобразие ранних воспоминаний: сюжеты; присутствующие в воспоминаниях персонажи; переживания, связанные с воспоминаниями.
Скачать PDF

Феномен воспоминаний с позиций темпоральной работы личности с экстремальным опытом

Магомед-Эминов Мадрудин Шамсудинович
В статье приведены результаты анализа проблемы воспоминаний об экстремальных событиях жизни с позиций культурно-деятельностной методологии, рассматривающей стресс и травму как часть более широкого феномена экстремальности. Феномен ярких воспоминаний трактуется как результат рекурсивной связующей работы личности с экстремальным опытом, создающей континуальность прошлого в единстве прошлого, настоящего и будущего. Пересматриваются интерпретации феноменов ярких воспоминаний в экспериментах Р. Брауна и Дж. Кулика, даются новые классификации и объяснения фрагментации травматического опыта, компульсивного повторения.
Скачать PDF

Проявление личностных особенностей рассказчика в нарративе ранних детских воспоминаний

Богдановская Анна Борисовна
Излагаются результаты эмпирического исследования личностных особенностей рассказчиков, которые проявляются в нарративе ранних детских воспоминаний. Выявлено, что у рассказчиков, которые описывают психотравмирующие воспоминания, проявляются такие личностные особенности, как низкая «Сила Я», низкий уровень социальной адаптации, низкая оценка воспитания в родительской семье, а также негативное восприятие прошлого. Полученные результаты позволяют использовать нарративы в качестве психодиагностического материала для определения направлений психологической помощи.
Скачать PDF

Ретроспективные воспоминания как метод диагностики расстройств пищевого поведения

Шебанова Виталия Игоревна
Представлена методика направленного ретроспективного анализа проблемы «Мои отношения с едой» (МТРА-еда). Обосновывается тезис о том, что методика позволяет раскрыть не только разнообразные аспекты отношений автора-респондента «с едой» в повседневной жизнедеятельности, но и позволяет проследить процесс «искажения» пищевых стратегий поведения, обнаружить «корни» расстройств пищевого поведения, понять мировоззренческие основы его отношения к еде, к самому себе, своей телесности, установить причинную обусловленность нарушений и наметить пути коррекции.
Скачать PDF

Процесс различения реально предъявленной информации от достроенной (на примере воспоминаний)

Морозов Максим Игоревич
Психика обладает способностью достраивать недостающую информацию: воспринимать объекты, которые видны не целиком, делать умозаключения и т. д. Результаты этой достройки всегда выходят за рамки наличной информации. Для адекватного поведения необходимо отличать воспринятую информацию от достроенной. Однако механизм процесса такого различения остается неясным. Одной из попыток пролить свет на природу этого процесса стала теория мониторинга источника (source monitoring theory), предложенная М. Джонсон и коллегами [Johnson et al. 1993]. Авторы рассматривают данную проблему на материале воспоминаний и предполагают, что определение источника воспоминания происходит благодаря процессу принятия решения с опорой на выраженность определенных характеристик воспоминания. Результаты экспериментов показывают, что если воспоминание содержит больше информации о том, как выглядел объект или о его значении (перцептивные и семантические характеристики), то испытуемые склонны считать такое событие произошедшим в действительности. Если же воспоминание содержит больше информации о том, какие когнитивные процессы привели к созданию образа, который был запомнен, то испытуемые склонны считать такое событие придуманным.
Скачать PDF

Изучение особенностей ранних воспоминаний подростков, воспитывающихся в дисфункциональных семьях

Труве Эне Иоханнесовна
В статье излагаются теоретические положения, раскрывающие социокультурную природу автобиографической памяти. Освещается роль отношений и характера общения в семье, в особенности материнского общения, в становлении типа автобиографической памяти. Рассматривается роль и значение ранних воспоминаний как единиц автобиографической памяти. Приводятся результаты проведенного эмпирического исследования и описываются выявленные характерные специфические особенности, свойственные воспоминаниям подростков-правонарушителей из дисфункциональных семей в отличие от подростков из нормально функционирующих семей.
Скачать PDF

Коллективные воспоминания о первом полете человека в космос: анализ качественных данных

Емельянова Татьяна Петровна, Вопилова Ирина Евгеньевна, Озерова Александра Михайловна, Мишарина Анна Владимировна
Статья посвящена исследованию содержания коллективных воспоминаний о первом полете человека в космос (к 55-летию юбилея). Для выявления категорий, которыми оперируют респонденты, рассуждая о первом полете человека в космос, был разработан опросник, включающий свободные ассоциации и блок социально-демографических вопросов. Всего в исследовании приняли участие 412 человек в возрасте от 16 до 80 лет. Для обработки полученных ассоциаций применялась методика П. Вержеса. Проведен анализ по всей выборке и для двух контрастных возрастных групп для молодежи в возрасте 18-23 лет и для людей в возрасте более 55 лет. Выявлен рад отличий в репрезентации первого полета человека в космос между двумя возрастными группами: люди старшего возраста репрезентируют изучаемое событие с большой степенью эмоциональности, в то время как категории, описывающие эмоциональные состояния, отсутствуют среди ассоциаций молодых людей. Ассоциации молодых людей более абстрактны, не содержат конкретных фактов о полете Ю. А. Гагарина. Молодежь больше внимания обращает на влияние первого полета в космос на науку и мировой технический прогресс.
Скачать PDF

РАННИЕ ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ ВЗРОСЛЫХ С РАЗЛИЧНЫМИ ДЕЗАДАПТИВНЫМИ СХЕМАМИ

Галимзянова Мария Владимировна, Касьяник Павел Моисеевич, Романова Елена Васильевна
Анализ ранних детских воспоминаний источник получения бесценной информации о важнейших психологических аспектах, влияющих на личность в текущий момент. Эмпирические данные об особенностях ранних детских воспоминаний (РДВ) у людей с различными дезадаптивными схемами крайне ограничены. Целью исследования явилось изучение ранних детских воспоминаний взрослых с разными доминирующими ранними дезадаптивными схемами. В результате подробного контент-анализа сюжетов ранних детских воспоминаний были выделены характерные особенности воспоминаний у респондентов с разными РДС. Выявлено, что в РДВ отражаются ситуации детства, которые обусловливают формирование тех или иных ранних дезадаптивных схем. Библиогр. 14 назв. Табл. 5.
Скачать PDF

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯО СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ И ГЕНДЕРНАЯ САМООЦЕНКА ЖЕНЩИН

Шлыкова Ю.Б., Лагутова Л.О.
В статье представлены результаты эмпирического исследования связи компонентов гендерной самооценки женщин со структурой и содержанием автобиографических воспоминаний. Автобиографические воспоминания рассматриваются как основа построения идентичности личности. В воспоминаниях отражены особенности самоотношения личности в различных сферах бытия, в том числе и сфере супружеских отношений. Супружеские отношения рассматриваются через воспоминания и оценку отдельных событий женщиной, как субъекта этих отношений. Гендерная самооценка рассматривается через показатели высоты, устойчивости, реалистичности, интегрированности самооценки, уверенности в себе и уровня оптимизма в достижении идеала. Автобиографические воспоминания анализируются по ряду параметров: объем пространства воспоминания, количество персонажей, расположение автора в воспоминании, активность, наличие совместной деятельности, эмоциональный фон воспоминания, ведущая тема воспоминания. Дается обоснование параметров оценки воспоминаний. Анализ воспоминаний представляет собой сравнение контрастных групп женщин, выделенных на основе отдельных показателей самооценки.Результаты демонстрируют выраженную связь большинства компонентов гендерной самооценки с содержанием и структурой автобиографических воспоминаний. Параметры гендерной самооценки женщин показали выраженную связь с такими характеристиками воспоминаний как активность в браке, расширение или ограничение контактов и сфер самореализации, позитивное отношение к браку, готовность к совместной деятельности с супругом и разделению ответственности, готовность к реализации материнской функции, потребность в контроле супружеских отношений. Также представлена связь тематического наполнения воспоминаний с различными параметрами гендерной самооценки женщин. Наиболее выраженную связь с самооценкой продемонстрировали воспоминания о детях, супружеских конфликтах, центрация на личности супруга и соотнесение профессиональной и семейной сфер жизнедеятельности женщин.
Скачать PDF