ВРЕМЯ РЕАКЦИИ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Время реакции
Время от момента раздражения рецепторов до начала рефлекторной реакции.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Время реакции
время между восприятием раздражителя и ответом на него; свидетельствует о процессуальности психики.

Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ
интервал времени между началом действия какого-либо стимула и появлением в организме определенной реакции на него.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Время реакции
характеристика нервно-психического процесса, представляющая собой интервал между предъявлением раздражителя и началом ответной реакции.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ

интервал во времени между предъявлением раздражителя и начал реакции на него, значительно возрастает при решении сложных сенсомоторных задач.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Время реакции
временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала (оптического, акустического, тактильного и т. д.) и началом обусловленного инструкцией (при проведении обследования) ответа на этот сигнал.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Реакции время
минимальный промежуток времени между представлением стимула и реакцией на него со стороны индивида. Из клинической практики известно, что время реакции на психотравмирующий стимул (ситуацию дисстресса) может быть длительным и достигать в некоторых случаях 5-6 месяцев.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ
временной интервал между предъявлением какого-л. сигнала (оптического, акустического, тактильного и т.д.) и началом обусловленного инструкцией ответа испытуемого на этот сигнал. Время простейшей двигательной реакции, фиксирующей факт появления некоторого сигнала («реакция обнаружения»), обычно составляет около 0,2 с

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Время реакции
Промежуток времени между стимулом (свет, звук, и т. д.) и реакцией организма. Существуют разные способы измерения времени реакции. В простейшем случае, организм должен проявить одну реакцию на один специфический стимул; в других случаях измеряется средний промежуток времени между несколькими стимулами и соответствующими реакциями.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Время реакции
Категория. Характеристика нервного процесса.
Специфика. Интервал между предъявлением раздражителя и началом ответной реакции, которая обычно фиксируется в двигательной сфере. Минимальное время реакции у здорового взрослого человека приблизительно равно 100 мс. Существенно зависит от сложности задачи, решаемой при опознании раздражителя. Для раздражителей различной модальности время реакции различно: наиболее быстрая реакция реализуется в ответ на слуховые раздражители, самая медленная - на обонятельные, вкусовые и температурные.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

РЕАКЦИИ, ВРЕМЯ (ВР)
Вообще — минимальный промежуток времени между представлением стимула и реакцией субъекта на него. ВР — одна из самых старых зависимых переменных в экспериментальной психологии. Было изучено несколько ее специализированных типов, которые описываются в следующих статьях. Обратите внимание, что этот термин употребляется как для обозначения фактического времени, которое требуется субъекту для реагирования, так и для обозначения экспериментальной процедуры, в которой в качестве базовых данных используется ВР. Если нет уточняющих слов, этот термин относится к простому времени реакции.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Время реакции
временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала и началом обусловленного инструкцией ответа человека на этот сигнал. Различают В. р. простое и сложное. Простое В. р. — это ответ на одиночный сигнал (например, как можно более быстрое нажатие на кнопку прибора (рефлексометра) при зажигании лампочки). Сложное В. р. (реакция выбора) связано с дифференцировкой сигналов (на красную лампочку — нажимать на кнопку, а на зеленую — не нажимать), поэтому оно более длительное, чем простое В. р. Выделяют также реакцию на движущийся объект: человек должен остановить путем нажатия на кнопку прибора движущуюся по циферблату стрелку на определенном делении.
В. р. зависит от вида сигнала, характера задачи, психического состояния человека, его индивидуальных свойств.
Литература
Бойко Е. И. Время реакции человека. М., 1960.
Ильин Е. П. Психомоторная организация человека. СПб., 2003.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ
временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала и началом обусловленного инструкцией ответа испытуемого на этот сигнал. Время простейшей двигательной реакции, фиксирующей факт появления некоторого сигнала («реакция обнаружения»), обычно составляет 0,2 сек. Для более сложных задач, как выделение одного из нескольких возможных сигналов («реакция различения») как выбор одного из нескольких ответов («реакция выбора») оно увеличивается. Посредством регистрации времени реакции осуществляется также хронометрирование процессов решения задач, например, рассуждения по аналогии или понимание фразы. Время реакции зависит от вида сигнала, характера задачи, типа ответов, направленности внимания, установки, психического состояния, а также от его более устойчивых индивидуальных особенностей. Хронометрирование все шире применяется в общей, инженерной психологии, нейропсихологии, психолингвистике и других разделах современной психологии, преимущественно в экспериментальных.

Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ
время, проходящее между началом действия какого-либо стимула на органы чувств человека и возникновением отчетливо фиксируемой реакции на него. В.р. – индивидуально устойчивая характеристика двигательной активности человека, зависящая от свойств его нервной системы. Как психофизиологическое явление В.р. также определяется актуальным психофизическим состоянием человека. Если это состояние неблагоприятное (утомление, болезнь, плохое настроение и т. п.), то В.р., как правило, увеличивается по сравнению с тем случаем, когда человек находится в нормальном психофизическом состоянии. При благоприятном психофизиологическом состоянии В.р., напротив, уменьшается. Знание В.р. необходимо для предсказания успешности выполнения человеком видов деятельности, в которых ему приходится быстро реагировать на сигналы из внешней среды, например, в работе оператора на транспорте или при участии человека в работе сложных, автоматически действующих технических систем, где нередко возникают аварийные ситуации, на сигналы о которых необходимо отреагировать быстро и точно. См. время реакции выбора.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ
временной интервал между предъявлением раздражителя - некоего сигнала (оптического, акустического, тактильного и пр.) - и началом обусловленного инструкцией ответа испытуемого на этот сигнал. Время простейшей двигательной реакции, фиксирующей факт появления некоего сигнала ("реакция обнаружения"), обычно составляет около 0.2 сек. Для более сложных задач, как выделение одного из нескольких возможных сигналов ("реакция различения") или выбор одного из нескольких ответов ("реакция выбора"), оно увеличивается. Посредством регистрации времени реакции производится также хронометрирование процессов решения задач, например, рассуждения по аналогии или понимания фразы. Время реакции зависит от вида сигнала, характера задачи, типа ответа, направленности внимания, установки, психического состояния испытуемого, а также от его более устойчивых индивидуальных особенностей. Для раздражителей различной модальности время реакции различно: самая быстрая реакция реализуется в ответ на раздражители слуховые, самая медленная - на обонятельные, вкусовые и температурные. Минимальное время реакции у здорового взрослого человека приблизительно равно 100 мс. Оно существенно зависит от сложности задачи, решаемой при опознании раздражителя.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ
англ. reaction time, RT) -интервал с момента предъявления к.-л. раздражителя до нач. ответной, обычно двигательной, реакции. Син. Латентный период.
Постановка задачи измерения В. р. привела к созданию различных вариантов хронометрического метода исследования познавательных процессов. В большинстве исследований В. р. задается в соответствии со словесной инструкцией и носит, т. о., произвольный характер.
В. р. на раздражители различной модальности различно. Самое короткое В. р. получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительное - на световые и самое длинное - на обонятельные, вкусовые и температурные. В. р. еще более зависит от сложности решаемой испытуемым задачи. Временем простой реакции называется В. р. на появление любого раздражителя, на каждый из которых требуется осуществлять одно и то же движение, напр, нажатие на электрический ключ. Более продолжительное В. р. получается при сложных реакциях, когда на одни раздражители требуется реагировать движением, а на др. - воздерживаться от движений (реакция простого выбора; она же называется реакцией различения) или на разные раздражители реагировать несколькими различными движениями (реакции сложного выбора). Самое короткое В. р. у здорового взрослого человека приближается к 100 мс. У детей и у пожилых людей В. р. несколько продолжительнее, чем у взрослых лиц молодого и среднего возраста. См. также Закон Дондерса, Закон Хика.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ
интервал времени от момента предъявления какого-либо раздражителя до ответной реакции организма. Часть этого времени составляет латентный (скрытый) период. В. р. делится на три фазы: время прохождения нервных импульсов от рецептора до коры головного мозга; время, необходимое для переработки нервных импульсов и организации ответной реакции в Ц. н. с; время ответного действия организма. Различают простые реакции (стандартный ответ на стандартный сигнал), реакции выбора (каждому сигналу соответствует свой ответ) и реакции на движущийся объект. Чем сложнее реакция, тем больше В. р. (т. н. закон Хика). В. р. зависит от модальности раздражителя. Самое короткое время получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительное — на световые, и самое длинное — на обонятельные, вкусовые и температурные. В. р. зависит также от функционального состояния человека, его установки, интенсивности раздражителя (закон силы), возраста, условий восприятия. В среднем время простой реакции составляет 0,15 с и увеличивается от сложности выбора в соответствии с законом Хика. В. р. учитывается при разработке и проектировании пультов управления, систем отображения информации, конвейерных линий, рабочих мест операторов. В. р. широко используется в профессиональном отборе; оно является критерием, по которому можно судить о пригодности человека к таким профессиям, как диспетчер, оператор, водитель и др. В. р, учитывается также в спортивной и управленческой деятельности, в клинической практике, при различных видах хронометрирования. Для измерения В. р. используются секундомеры (электронные и механические), рефлексометры, специальные времяизмерительные устройства.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ
ЧАС РЭАКЦЫІ / REACTION TIME– основной поведенческий параметр в экспериментальной психофизиологии. Интервал времени от момента подачи сигнала до ответной реакции человека. Впервые измерено в 1850 г. Г. Гельмгольцем. Впоследствии В. р. стало одним из основных объективных психофизиологических показателей и широко исследовалось в психометрике, психофизике, психофизиологии, как важный показатель использовалось в психологии труда и инженерной психологии. В. р. делится на три фазы: 1) время прохождения нервных импульсов от рецептора до коры головного мозга; 2) время, необходимое для обработки нервных импульсов и получения ответной реакции в центральной нервной системе; 3) время ответа организма. Для измерения В. р. используют специальный прибор– рефлексометр, в последние годы В. р. измеряют с помощью компьютерных программ. Реакцию на стимул фиксируют либо по факту нажатия испытуемым на кнопку, либо по началу движения глаз– саккад. Различают простые реакции (стандартный сигнал), реакции выбора (принятие решения при наличии альтернатив) и реакции на движущийся объект. В. р. изменяется в зависимости от вида стимула и вида реакции. Также В. р. зависит от психологических и физиологических параметров человека: возраста, пола, состояния анализаторных систем, типа нервной системы, общего самочувствия, гуморального состояния организма, готовности, мотивации и др., а также от состояния внешней, физической среды, различного рода помех. Среднее время двигательной (нажатие на кнопку) реакции человека на свет– 100–200 мс, на звук– 120–150, на электрокожный раздражитель– 100–150 мс. Скорость различных видов реакций поддается тренировке. В. р. учитывается при проектировании и разработке самых различных технических устройств. В. р. является критерием пригодности к таким профессиям, как оператор, диспетчер, водитель и др. В последние годы в связи с резко возросшими техническими возможностями измерение В. р. стало не только экспериментальной процедурой или условием отбора на работу, но и параметром, который отслеживается в режиме мониторинга в ряде профессий (в том числе у опреаторов) во избежание ошибок и чрезвычайных ситуаций. Если ранее В. р. человека исследовали в лабораторных условиях, в отрыве от реальной жизнедеятельности, то сейчас появились возможности его изучения в условиях, приближенных к реальным, что значительно повышает точность прогноза при профотборе. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Время реакции
reaction time) Измерение времени реакции (ВР), вероятно, - самый почтенный предмет в эмпирической психологии. Оно зародилось в области астрономии, в 1823 г., с измерением индивидуальных различий в скорости восприятия пересечения звездой линии-риски телескопа. Эти измерения были назв. личным уравнением и использовались для корректировки астрономических измерений времени, учитывающих разницу между наблюдателями. Термин "ВР" был введен в 1873 г. австрийским физиологом Зигмундом Экснером. В психологии изучение ВР имеет двойную историю. Обе ее ветви восходят ко второй половине XIX в., и Кронбах назвал их - эксперим. психологию и дифференциальную психологию - двумя "дисциплинами научной психологии". Эти ветви зародились в лабораториях В. Вундта, основателя эксперим. психологии, и Ф. Гальтона, создателя психометрии и дифференциальной психологии. В эксперим. психологии ВР представляло интерес, в основном, как способ анализа психич. процессов и открытия общих законов, управляющих механизмами восприятия и мышления. В дифференциальной психологии ВР представляло интерес как способ измерения индивидуальных различий в умственных способностях, особенно в общей умственной способности, вытекавший из предположения Гальтона, что биолог. основой индивидуальных различий в способности является скорость умственных операций (вместе с сенсорной абсолютной и дифференциальной чувствительностью). Эти две ветви исслед. ВР рассматривались более или менее раздельно в соотв. литературе на всем протяжении истории психологии. Однако последнее десятилетие явилось свидетельством значительного "перекрестного опыления" этих двух областей, поскольку исследователи и в эксперим. когн. психол., и в дифференциальной психологии приняли на вооружение методологию ментальной хронометрии, или измерения времени обработки информ. в НС. Исслед. ВР невозможно объяснить, не прибегая к специальной терминологии для описания существенных признаков парадигм и методологии измерений ВР. В типичном эксперименте по ВР наблюдатель (Н) приводится в состояние внимательного ожидания подготовительным стимулом (ПС), к-рый обычно относится к др. сенсорной модальности, нежели последующий стимул для реакции (СР), на к-рый Н отвечает к.-л. открытой (физ.) реакцией (Р), такой как нажатие или отпускание телеграфного ключа или кнопки, обычно указательным пальцем. Время, истекшее между окончанием ПС и началом СР, составляет подготовительный интервал (ПИ). Обычно он составляет от 1 до 4 с, меняясь случайным образом, так чтобы Н не мог научиться предвосхищать точный момент начала СР. Интервал (обычно измеряемый в мс) между предъявлением СР и появлением Р и есть ВР, тж наз. временем ответа (ВО). В нек-рых парадигмах ВР реакция Н на самом деле является сдвоенным ответом с двумя различными действиями: а) отпускание кнопки, а затем б) нажатие др. кнопки, вызывающее прекращение действия СР. В этом случае интервал между началом СР и реакцией отпускания кнопки является ВР, а интервал между реакцией отпускания и реакцией нажатия др. кнопки - временем движения (ВД), тж измеряемым в мс. (ВД обычно гораздо короче, чем ВР.) Устройство для измерения ВР и ВД обычно чрезвычайно просто, но критическим аспектом является точность и надежность механизмов отсчета времени. Более старые механические хроноскопы были весьма точны, но они нуждались в частой калибровке. В наше время микрокомпьютеры с электронными таймерами обеспечивают большую точность и устойчивость измерений ВР; вариабельность Н от испытания к испытанию значительно превосходит любую ошибку измерения, приписываемую самому устройству для измерения ВР. Точное измерение ВР оказалось полезным в психофизике для шкалирования силы и дискриминации ощущений в единицах ВР, а тж для получения объективной шкалы отношений со стандартизованными на междунар. уровне единицами. На основе этой простой парадигмы ВР развиваются др., более сложные парадигмы ВР, преследующие цель разграничения сенсомоторных и когнитивных аспектов исполнения. Принципиальные усовершенствования были внесены в 1862 г. голландским физиологом Франсом К. Дондерсом, чьи варианты парадигмы ВР позволили измерять скорость конкретных психич. процессов в отличие от сенсомоторных компонентов ВР. Поэтому его справедливо наз. создателем ментальной хронометрии. Дондерс выделил три парадигмы, к-рые назв. А-, В- и С - реакциями: А - время простой реакции (ВПР) (т. е. одна Р на один СР); В - время реакции выбора (ВРВ), тж обозначаемое как время дизъюнктивной реакции (т. е. два (или более) различных СР и две (или более) различных Р, требующих от Н различения между разными СР и выбора соотв. Р из ряда альтернатив (напр., различных кнопок)) и С - время реакции различения (ВРР) (т. е. два (или более) СР, к-рые должен различить Н, предъявляются в случайной последовательности, но допускается лишь одна Р на единственный из СР (обозначенный экспериментатором), тогда как Н должен затормозить ответ на др. СР. Типичная процедура, осн. на любой из этих парадигм, представляет собой ряд практ. проб с целью обеспечить понимание Н требований задачи с последующей большой серией тестовых проб для обеспечения достаточно устойчивого и надежного измерения ВР. Так как существует физиолог. предел максимальной скорости реакции (около 180 мс - для зрительных и 140 мс - для слуховых стимулов), распределение ВР любого Н заметно скошено вправо. Следовательно, предпочитаемой мерой центральной тенденции распределения ВР, полученного на основе п проб любого Н, является медиана, поскольку она менее чувствительна к асимметрии распределения, чем средняя. Часто применяется логарифмическое преобразование значений ВР, поскольку логарифм значений ВР имеет приблизительно нормальное (гауссово) распределение. Значения ВР, к-рые меньше наилучших оценок физиолог. предела ВР для данной сенсорной модальности, обычно отбрасываются как антиципаторные ошибки. Др. измеряемая характеристика данных о ВР - интраиндивидная вариабельность ВР, измеряемая как стандартное отклонение (SD) величин ВР конкретного Н, полученных в п пробах (обозначаемое SDВР). Эта характеристика обладает интересными свойствами - как эксперим., так и организменными, к-рые отличны от свойств ВР per se. Более сложные парадигмы, чем ВПР, такие как выделенные Дондерсом реакции выбора и различения, очевидно, допускают возможность ошибочных реакций и, следовательно, возможность принятия Н компромиссной стратегии применительно к соотношению "скорость-точность", в к-рой точность реагирования приносится в жертву чистой скорости. Ошибки можно существенно минимизировать посредством инструкции для Н, в к-рой делают акцент как на точности, так и на скорости ответа. В теории и исслед. ВР в первую очередь принимается в расчет то, что ВПР и все более сложные парадигмы ВР включают два источника времени, к-рые можно назвать периферийным и центральным. Дункан Льюс, ведущий исследователь в области мат. моделей принятия решений, объясняет это следующим образом. Вероятно, первое, что позволяют предположить данные о времени простой реакции, заключатся в том, что измеренное ВР является, как минимум, суммой двух совершенно различных составляющих времени. Одна из них связана с процессами решения, выполняемых ЦНС и нацеленных на принятие решения в то время, когда предъявляется нек-рый сигнал. Др. составляющая касается времени, к-рое требуется для преобразования и передачи сигнала мозгу, и времени, к-рое требуется посылаемым мозгом командам, чтобы привести в действие мышцы, обеспечивающие реакции. Осн. предположение ментальной хронометрии состоит в том, что обработка информ. происходит в режиме реального времени, проходя нек-рую последовательность стадий, а измеренное полное время от постановки до решения умственной задачи м. б. проанализировано с т. зр. времени, необходимого для каждой стадии обработки. По существу, это следствие из предложенного Дондерсом метода вычитания. Однако предположение о последовательной, с четко очерченными стадиями, обработке информ. оказалось неск. упрощенным, так как во мн. случаях имеет место параллельная обработка и происходит взаимодействие между базовыми процессами, когда дополнительные процессы вызываются повышенной сложностью задачи. Поэтому для определения того, являются ли стадии обработки информ. разделенными во времени, частично перекрывающимися или взаимодействующими при решении любой данной задачи, были разраб. опирающиеся на дисперсионный анализ статистические методы, наподобие метода аддитивных факторов Сола Стернберга. К осн. эксперим. переменным, влияющим на ВР, можно отнести характер ПС и длину ПИ, сенсорную модальность СР, интенсивность и продолжительность СР, характер реакции, степень совместимости между стимулом и реакцией (напр., пространственная близость СР к кнопке ответа), объем предварительной тренировки в выполнении задачи и воздействие инструкции экспериментатора на уровень побуждения или мотивации Н к установлению соотношения быстроты и точности реакций. К числу организменных факторов, влияющих на ВР, можно отнести возраст испытуемого, концентрацию на задаче, тремор пальцев рук, аноксию (напр., на больших высотах), стимуляторы и депрессанты (кофеин, табак, алкоголь), физ. форму, суточные колебания температуры тела (более высокая температура предполагает более быструю реакцию) и физиолог. состояние Н в конкретное время дня (напр., недавнее принятие пищи замедляет ВР). В общем, факторы, увеличивающие ВР, увеличивают SDВР. Эти организменные переменные, по-видимому, оказывают большее влияние на центральный, или когнитивный, компонент ВР, чем на его периферийную составляющую, как следует из сравнительного анализа их воздействия на ВПР и ВРВ. Один из самых устойчивых и теоретически привлекательных феноменов в области ВР, к-рый много изучался экспериментальными психологами, - это линейная связь между ВР и логарифмом числа (n) выборов, или альтернативных реакций, в задаче на ВРВ. Хотя это явление было открыто в 1934 г. немецким психологом Г. Бланком, сама установленная зависимость получила назв. "закон Хика" благодаря опубликованной В. Е. Хиком статье, содержащей плодотворные идеи. В частности, Хик утверждал, что наклон (или угловой коэффициент) прямой ВР как функции двоичного логарифма п отражает скорость обработки информ., измеряемой как количество информ., обрабатываемой за единицу времени (напр., 40 мс на бит информ.). Обратная угловому коэффициенту величина (х 1000) выражает скорость обработки информ., оцениваемую количеством бит/с. Один бит (для двоичного знака) как единица информ., используемая в теории информ., соответствует количеству информ., сокращающей неопределенность наполовину; количество битов в задачах на ВРВ равно двоичному логарифму п. Хик и др. авторы предложили неврологические и мат. модели линейной зависимости ВР от количества обрабатываемой информ. То, что можно было бы назвать гальтонианской ветвью применения ВР, видно на примере исслед. индивидуальных различий, особенно в умственных способностях, хотя ВР тж использовалось в психопатологических исслед. (шизофреники, напр., обладают необычайно замедленной реакцией и вариабельностью ее времени по сравнению с психически нормальными людьми того же возраста и IQ). Гальтон первым предположил в 1862 г., что биолог. основа индивидуальных различий в общей умственной способности (позднее назв. фактором g, т. е. общим фактором, выделяемым в любой совокупности разнородных умственных тестов) м. б. измерена с помощью оценки ВР. Гальтон измерил время реакции у тысяч людей при выполнении ими разнообразных сенсомоторных заданий в зрительной, слуховой и др. модальностях. Тем не менее его измерения ВР были осн. на слишком малом числе проб для того, чтобы обладать достаточной надежностью, и не позволили обнаружить значимые корреляции с к.-л. внешними критериями умственных способностей, такими как образовательный и профессиональный уровни (тесты IQ не существовали в то время). Др. попытки подтвердить гипотезу Гальтона, предпринятые в начале столетия, принесли разочарование, и потому интерес к использованию измерений ВР в работах по дифференциальной психологии был утрачен, но, как показало развитие событий, преждевременно. Исслед. ВР в то время были методологически наивными, и доводы для заключения о том, что нет никакой связи между ВР и интеллектом, были в равной степени наивными. Эти ранние исслед. содержали такое количество изъянов, к к-рым прежде всего относятся крайне высокая ошибка измерения, ограниченный диапазон способности в обследованных выборках, неадекватные и ненадежные меры критерия интеллекта, а тж отсутствие достаточно мощных методов статистического анализа и вывода, что практически невозможно было получить к.-л. научно значимые рез-ты. Преждевременный отказ от ВР как инструмента исслед. умственных способностей чел, был ист. прецедентом того, что статистики называют ошибкой II рода - принятие нулевой гипотезы, когда она ошибочна. Спустя полвека, благодаря созданию теории информ., развитию эксперим. когн. психол. и формулированию на их основе концепции индивидуальных различий в интеллекте как отражения скорости или эффективности элементарных информ. процессов, гипотеза Гальтона была возвращена к жизни и заново подвергнута проверке. Ее время пришло примерно в 1970 г. Микрокомпьютеры с точными механизмами отсчета времени, изощренная теория измерений и усовершенствованные статистические методы многомерного анализа предложили преимущества, к-рых был лишен Гальтон и его непосредственные последователи. С 1970-х гг. отмечается нарастающий темп публикаций, посвященных исслед. связи между ВР и умственными способностями, особенно фактором g. Большая часть этих публикаций появилась в двух психол. журналах: "Интеллект" (Intelligence) и "Личность и индивидуальные различия" (Personality and Individual Differences). Нек-рые теории и эмпирические исслед. обобщены в книгах под редакцией Айзенка и Вернона. В отличие от Гальтона и его ранних последователей, совр. исследователи используют широкое разнообразие задач, наз. элементарными когнитивными задачами (ЭКЗ), в к-рых ВР (и часто SDВР, ВД, и SDВД) являются зависимыми переменными. Эти ЭКЗ различаются по числу или сложности своих когнитивных требований и предназначены для отражения временных компонентов, необходимых для реализации гипотетических информ. процессов, таких как восприятие стимула, различение, выбор, визуальное сканирование множества элементов в поисках заданного "целевого" элемента, сканирование информ., удерживаемой в кратковременной памяти (напр., парадигма С. Стернберга), поиск и извлечение информ. из долговременной памяти (напр., парадигма Познера), категоризация слов и предметов и семантическая верификация коротких декларативных утверждений. Хотя здесь нет возможности описать исслед. каждой из этих ЭКЗ в деталях, полученные в каждом из них данные о ВР показали значимые корреляции с психометрическим интеллектом, или IQ. Нек-рые из осн. рез-тов в этой области воспроизводятся с достаточным постоянством, чтобы можно было сделать ряд эмпирических обобщений: 1. ВР, ВД, SDВР и SDВД уменьшаются с младенчества до зрелости и повышаются в период поздней зрелости и пожилого возраста. Возрастные различия сильнее связаны с центральными, или когнитивными, компонентами этих переменных, чем с периферическими, или сенсомоторными, компонентами. 2. Отрицательные корреляции между ВР и IQ по каждой отдельной ЭКЗ колеблются между -0,1 и -0,5, составляя в среднем -0,35. Эта корреляция не является функцией скорости прохождения теста IQ, и удивительно в этих корреляциях как раз то, что ВР измерялось при выполнении ЭКЗ, к-рые фактически не имеют интеллектуального содержания и не требуют специфических знаний и навыков, необходимых для выполнения тестов IQ. Кроме сенсомоторных компонентов, ВР и SDВР, вероятно, являются свободными от содержания мерами скорости и эффективности информ. процессов. 3. ВР сильнее коррелирует (отрицательно) с g-фактором, чем с др. факторами (независимыми от g), к-рые составляют часть дисперсии психометрических тестов, такими как вербальный, пространственный, числовой, мнемический и скоростной конторский факторы плюс специфические факторы. 4. Вариабельность корреляций между ВР и психометрическими способностями связана с нагрузками по фактору g конкретных психометрических тестов, различиями границ диапазона IQ в выборках и степенью сложности ЭКЗ, используемых для измерения ВР, к-рая, вероятно, зависит от числа различных информ. процессов, требуемых определенной задачей, и объема информ., к-рый необходимо переработать для достижения правильной реакции. 5. Существует инвертированная U-образная зависимость между величиной корреляции ВР-IQ и сложностью задачи. ВР-задачи средней сложности демонстрируют наибольшую корреляцию с IQ; дальнейшее повышение сложности задачи вызывает индивидуальные различия в когнитивных стратегиях, к-рые часто не связаны с g. 6. ВР сильнее коррелирует с IQ, чем ВД. Сенсомоторный, или периферический, компонент ВР, к-рый составляет относительно большую часть дисперсии в ВПР, чем в ВРВ и др. более сложных формах ВР, не связан с IQ. Отсюда, при условии достаточной надежности мер ВР, удаление периферических компонентов из ВРВ и ВРР посредством вычитания ВПР повышает корреляцию этих мер с IQ. 7. SDВР (т. е. интраиндивидная вариабельность ВР) обнаруживает более высокую отрицательную корреляцию с IQ, чем само ВР. Кроме большой доли дисперсии, общей для ВР и SDВР (к-рая отрицательно коррелирует с IQ), ВР и SDВР содержат тж уникальные компоненты, отрицательно коррелирующие с IQ. Высказывается теорет. предположение, что SDВР отражает ошибки, или "шум", при передаче информ. в НС. 8. Хотя корреляции ВР и SDВР, осн. на выполнении одной ЭКЗ, в общем, невелики (в большинстве случаев от -0,2 до -0,4), когда используется ряд ЭКЗ, требующих для своего решения различных когнитивных процессов, их множественная корреляция (R) с IQ (и особенно с фактором g) повышается до 0,70 (с поправкой на сжатие); величина R зависит от количества различных ЭКЗ, включенных в анализ. То, что скорректированный коэффициент множественной корреляции (R), осн. на совокупности различных ЭКЗ, существенно больше коэффициента корреляции нулевого порядка (r), вычисленного по данным выполнения любой одной ЭКЗ, наводит на мысль, что IQ (или психометрический g) отражает ряд различных информ. процессов, до нек-рой степени не коррелирующих друг с другом. Люди, различающиеся по IQ, тж различаются, в среднем, по скорости или эффективности тех мозговых процессов, к-рые опосредуют выполнение данного ЭКЗ. Эдвин Г. Боринг заявил в 1926 г., что "если в конце концов установят связь интеллекта (как его определяют с помощью тестов) с любой разновидностью ВР, это будет иметь важные последствия, как практ., так и теорет.". Сегодня в этом нет никакого "если": связь интеллекта с ВР твердо установлена. Однако предсказание Боринга еще остается осознать и реализовать. См. также Метод антиципации, Эргопсихометрия, Физиологическая психология, Сенсомоторные процессы А. Р. Дженсен

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
808.67 кб

Время реакции школьников как инструмент здоровьесбережения учащихся

Гилева Ольга Борисовна
Исследовали время реакции у школьников 11-12 лет в связи с академической успеваемостью. У детей, имеющих низкую успеваемость, выявлено высокое время реакции.
Читать PDF
2.29 мб

Время реакции как психофизиологический предиктор академической успешности школьников

Гилева Ольга Борисовна
Изучалось время простой зрительно-моторной реакции (ВР) у школьников 7–16 лет с разной степенью академической успеваемости.
Читать PDF
131.37 кб

Латентное время сенсомоторных реакций у детей 10-11 лет с высоким уровнем тревожности

Грибанов А. В., Кожевникова Ирина Сергеевна, Нехорошкова А. Н., Джос Ю. С.
В статье представлены результаты исследования латентного времени сенсомоторных реакции у 157 детей 10-11 лет с нормальным (103 человека) и высоким (54 человека) уровнем тревожности.
Читать PDF
167.78 кб

Влияние прогестерона на время соматосенсорной реакции у крыс с черепно-мозговой травмой

Захаров Геннадий Алексеевич, Волкович Олег Викторович, Горохова Галина Ивановна
У крыс с черепно-мозговой травмой значительно увеличилось время выполнения соматосенсорного теста. При применении прогестерона это время укорачивалось, особенно у животных, получавших препарат с учетом хронобиологических ритмов.
Читать PDF
268.35 кб

Вазовагальные реакции и уровень болевых ощущений во время офисной гистероскопии по Бетокки

Ключаров И.В., Морозов В.В., Хасанов А.А., Камалова Р.Р., Ключарова А.Р., Морозова С.И., Авдеева В.А., Паунич А.А.
Вазовагальные реакции (ВВР) рассматриваются как осложнение офисной гистероскопии (ОГ), которые могут привести к негативным последствиям для здоровья.
Читать PDF
763.36 кб

СТРЕСС-РЕАКЦИИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДАХ АНЕСТЕЗИИ ВО ВРЕМЯ ОФТАЛЬМОХИРУРГИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ У ДЕТЕЙ

Коробова Людмила Сергеевна, Лазарев Владимир Викторович, Балашова Лариса Маратовна, Кантаржи Елена Петровна
Операции на глазном яблоке и придаточном аппарате глаза, как и любое вмешательство, приводит к возникновению стрессовой реакции в организме с изменением функции всех органов и систем в целом, что было показано в многочисленных ран
Читать PDF
786.14 кб

Реакции сердца у студентов разного пола и типа полушарного доминирования во время экзаменационного с

Ведясова Ольга Александровна, Лукина Анастасия Игоревна, Овчаренко Надежда Александровна, Голушков Виктор Николаевич
В работе установлено, что ситуация экзамена вызывает у студентов увеличение частоты сердечных сокращений и индекса Баевского, прирост доли симпатических и ослабление парасимпатических влияний на сердце.
Читать PDF
128.87 кб

Газообмен и реакция симпатоадреналовой системы при назотрахеальной интубации во время операций челюс

Ивлев Евгений Викторович, Григорьев Е. В., Штернис Т. А., Ахапкин С. М., Жданов В. В.
С целью оптимизации анестезиологического обеспечения операций челюстно-лицевой области изучены параметры газообмена, уровня глюкозы и кортизола в периферической крови у 50 детей, которым обеспечивали проходимость дыхательных путей
Читать PDF
4.18 мб

Проблемы, которые возникают во время проведения полимеразно-цепной реакции (ПЦР) и возможность их из

Назар Б.И.
Проведен анализ возможных ошибок и проблем, которые могут возникать в процессе проведения полимеразной цепной реакции на преаналитическом, аналитическом и постаналитическом этапах.
Читать PDF
230.13 кб

Сравнение гемодинамических реакций во время операций кесарево сечение при различных вариантах индукц

Плюснин В. В.
Проведение анестезиологического пособия в акушерстве имеет свои особенности, связанные с объемом и характером выполняемых оперативных вмешательств.
Читать PDF
295.57 кб

Сообщения о нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов во время беременности в Ч

Тарасова Лариса Владимировна, Маркова Татьяна Николаевна, Жучкова Светлана Михайловна, Бусалаева Елена Исааковна, Анисимова Мария Юрьевна
Введение. Почти у 80% лекарственных препаратов, находящихся в обращении на фармацевтическом рынке в настоящее время, сведения о безопасности применения во время беременности являются недостаточными.
Читать PDF
616.63 кб

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ В ОТВЕТ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ (ВКЛЮЧАЯ ФОТОПОРТРЕТЫ С РАЗЛИЧНОЙ МИМИКОЙ) В ХОДЕ ФМР

Мельников Михаил Евгеньевич, Безматерных Дмитрий Дмитриевич, Петровский Евгений Дмитриевич, Козлова Людмила Игоревна, Штарк М.Б., Савелов Александр Александрович, Шубина Ольга Сергеевна, Натарова Кира Александровна
Цель исследования оценить время и содержание реакций на эмоциональные стимулы в процессе фМРТ-исследования у лиц с легким или умеренным депрессивным эпизодом или дистимией. Материалы и методы.

Похожие термины:

  • Время реакции выбора

    Расширение понятия простого времени реакции, когда субъект стоит перед выбором из двух (или более) стимулов и двух (или более) соответствующих реакций.
  • МЕЖДУ РЕАКЦИЯМИ, ВРЕМЯ

    Просто: время между реакциями. Это важная зависимая переменная при оценке оперантного поведения.
  • РЕАКЦИИ ВРЕМЯ, ПРОСТОЕ

    Минимальный зазор между предъявлением отдельного простого стимула (например, света, оттенка) и созданием отдельной простой реакции субъектом (например, нажатие кнопки, поворот выключателя).
  • ВРЕМЯ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА

    интервал времени от момента поступления сигнала до ответной реакции человека; часть этого времени составляет латентный период. Различают простые реакции (стандартный сигнал), реакции выбора (при
  • РЕАКЦИИ, ВРЕМЯ, СЛОЖНОЕ

    См время реакции, сложное.
  • РЕАКЦИИ, ЛАТЕНТНОЕ ВРЕМЯ

    См. латентное время, реакция.
  • СОСТАВНОЙ РЕАКЦИИ, ВРЕМЯ

    См. сложной реакции, время.
  • РЕАКЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ВРЕМЯ

    время реакции в условиях, когда используются два или более одинаковых стимула или могут возникнуть две или более разные реакции на него. См. время реакции.
  • ДИЗЪЮНКТИВНОЕ ВРЕМЯ РЕАКЦИИ

    См. время реакции, дизъюнктивное.
  • АССОЦИАТИВНОЙ РЕАКЦИИ ВРЕМЯ

    время, которое проходит между представлением человеку (презентацией) словесного стимула и его вербальной (словесной) реакцией на этот стимул.
  • РЕАКЦИИ, ВРЕМЯ, АССОЦИАТИВНОЕ

    В экспериментах со словесными ассоциациями - время между представлением слова-стимула и вербальной реакцией субъекта.
  • РЕАКЦИИ, ВРЕМЯ, РАЗЛИЧИТЕЛЬНОЕ

    Вариация времени реакции выбора, когда имеется два различных стимула и субъекту дается инструкция реагировать только на один из них и воздерживаться от реакции на другой.
  • ДИСКРИМИНАЦИОННОЙ (РАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ) РЕАКЦИИ ВРЕМЯ

    вариант времени реакции, при которой имеются два различных стимула и испытуемый должен выбрать и отреагировать соответствующей реакцией только на один из них, проигнорировав другой стимул (на не