ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Предыдущий термин:
ВРЕМЕННАЯ ОШИБКА

Следующий термин:
ВРЕМЕННАЯ СУММАЦИЯ

Содержание:

Найдено 3 определения термина ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА

англ. temporal perspective) - термин К. Левина, предложенный для обозначения актуальных представлений субъекта о своем будущем и прошлом. В противоположность бихевиористам Левин подчеркивал, что поведение и психическое состояние человека нередко в большей степени зависит от его надежд, опасений и воспоминаний, чем от текущей ситуации "здесь и теперь". В. п. - это временная глубина, или временное измерение, жизненного мира (пространства); при отсутствии В. п. последний превращается в психологическое поле, а поведение становится "полевым" (напр., у маленьких детей, лобных больных, умственно отсталых; иногда у нормальных людей, особенно в ситуациях мотивационной неопределенности). В ходе психического развития личности (особенно в подростковом возрасте) происходит усложнение когнитивной структуры жизненного мира, в т. ч. расширение В. п. См. также Градиент цели. (Б. М.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Временная перспектива

Time perspective). Понятие в теории поля Курта Левина. Было введено Л. Франком. Его содержание включает в себя регионы, связанные с будущим, настоящим и прошлым, которые актуализируются в жизненном пространстве в данный момент времени. Согласно теории Левина, само по себе прошлое или будущее не оказывает влияния на поведение человека, если только эти события не включены в его жизненное пространство.

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth"

Временная перспектива

time perspective) В. п. - область исслед., вызванных стремлением понять, каким образом и почему мы обращаем свои мысли за пределы текущего момента. Для начала полезно указать на отличия этого процесса от восприятия времени. Наши "субъективные часы" могут спешить или отставать в сравнении с объективным ходом времени, на них также влияют особенности текущей ситуации - с кем мы, что мы делаем и что чувствуем. Г. Николе отмечает, что психологи одно время возлагали надежды на обнаружение "ощущения времени", сопоставимого с др. модальностями ощущений. Вместо этого оказывается, что ощущение течения времени, вероятно, является не простой, независимой функцией, а возникает в результате сложных процессов обратной связи, к-рую мы получаем из внутренней и внешней среды. Согласно Л. Франку, ученику Курта Левина, к-рый определял В. п. как "полную совокупность представлений индивидуума о своем психол, будущем и психол. прошлом, существующих в данный момент времени", каждый из нас занимает особое положение в обществе и имеет особую историю развития. Этот индивидуальный способ видения мира проявляется в наших интерпретациях прошлого, настоящего и будущего. По мере нашего взросления, предполагает Франк, наша В. п. расширяется и усложняется, отражая тот уникальный опыт, к-рый мы приобретаем на протяжении своего жизненного пути. Кроме того, на каждом шагу по этому пути на нас оказывают влияние об-во и соц. класс. Установлено, что В. п. включает неск. измерений: протяженность в будущее, или отрезок времени, на к-рое человек мысленно переносится в будущее; протяженность в прошлое, или отрезок времени, на к-рое человек мысленно переносится в прошлое; плотность, или количество событий в прошлом или будущем, о к-рых человек думает; связность, или степень орг-ции нашей матрицы "прошлого-настоящего-будущего"; устремленность, или ощущение воспринимаемого темпа продвижения в направлении будущего. Индивидуальные В. п. оказываются чрезвычайно сложными, однако они все же позволяют сделать нек-рые обобщения. Один набор обобщений связан с нашим возрастом и положением в жизни. Мы склонны все в большей степени обращаться мыслями в будущее по мере перехода от детства к зрелости. Чувство быстрого продвижения от настоящего к будущему достигает своей кульминации в юношеском возрасте, хотя переживания будущего еще не достигают своего пика. Прошлое обретает новое значение в середине жизни, когда индивидуум начинает искать баланс между тем, куда он двигался до сих пор, и тем, куда он пока не дошел. Возрастание интереса к прошлому обычно обнаруживается в наступающие за молодостью годы. Это не обязательно означает, что будущее утачивает свое значение. Напротив, это говорит о том, что люди начинают более интенсивно использовать свой собственный опыт. Пожилые люди часто сохраняют сильное чувство будущего, даже несмотря на то, что объективно им не отпущено для него столь много времени. Стереотип, связанный с тем, что пожилые люди "живут в прошлом", полностью опровергается данными исслед. Умелое использование прошлого опыта, в целом, связано с высокой самооценкой и способностью успешно справляться с трудностями во второй половине жизни. Второй набор обобщений относится к ситуационным аспектам. Н. Израэли, вероятно, был первым, кто продемонстрировал, что В. п. имеют тенденцию к сужению в стесненных экономических условиях и при невозможности найти работу. В действительности, ощущение "отсутствия перспектив" оказывается более типичным для молодых, чем для пожилых безработных людей. Селигман привлек внимание к др. важному аспекту ситуационного влияния на В. п. - ощущению собственного контроля или эффективности; т. е. делаем ли мы что-нибудь, чтобы достичь каких-то изменений? Исходная концепция Селигмана выражена в термине выученная беспомощность. См. также Выученная беспомощность Р. Кастенбаум

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Временная перспектива трансцендентного будущего: история и перспективы исследования

Махиева Лейла Хасановна
Статья посвящена описанию и анализу различных подходов к определению временной перспективы, ее основных характеристик и видов. Особое внимание уделено рассмотрению малоизученному в настоящее время феномену временной перспективы трансцендентного будущего. Проведен анализ существующих концепций и подходов к проблемам, связанным с вопросами о временной перспективе и представлениями человека о смерти. Обозначена необходимость и перспективность изучения временной перспективы трансцендентного будущего в подростковом возрасте при коррекционной и развивающей работе практикующего психолога. Сделаны выводы о важной роли представлений о временной перспективе трансцендентного будущего в решении мировоззренческих проблем личности, в процессах самопознания, формирования ценностных ориентаций и построения жизненного пути личности. Сделанные выводы могут быть использованы как в работе психолога с подростками в различных образовательных учреждениях, так и в разработке курсов по психологии развития, духовно-нравственного воспитания, социальной психологии.
Скачать PDF

Временная перспектива личности при разных типах оценки среды жизнедеятельности

Ширяева Ольга Сергеевна, Навроцкая Елена Александровна
Определены структурные и содержательные особенности временной перспективы личности, обусловленные типом субъективной оценки среды жизнедеятельности.
Скачать PDF

Временная перспектива личности в экстремальной ситуации

Квасова Ольга Григорьевна
В статье уточняется определение временной перспективы как темпорального единства модусов прошлого, настоящего и будущего в истории жизни личности с точки зрения концепции темпоральной работы личности по конструированию временной формы и анализ состояния проблемы в контексте постнеклассической парадигмы.
Скачать PDF

Временная перспектива как фактор различий менеджеров по личностным ценностям

Виноградова Светлана Николаевна, Ярыгина Яна Николаевна
В статье проанализирована проблема исследования ценностно-смысловой сферы менеджера, исходя из особенностей его временной перспективы. Эмпирически было доказано, что временная перспектива является фактором различий менеджеров по личностным ценностям и смысложизненным ориентациям. В итоге, можно говорить о том, что ценностно-смысловая сфера подвержена изменениям временных конструктов, на основе которых выстраивает набор тех или иных ценностей и смыслов.
Скачать PDF

Временная перспектива в контексте изучения качества жизни военнослужащих-женщин

Неяскина Юлия Юрьевна, Петрова Виктория Фёдоровна
Статья посвящена изучению влияния профессиональной принадлежности на личностные особенности военнослужащих-женщин. Особенности временной перспективы женщин, проходящих службу по контракту, анализируются как в профессиональном, так и в гендерном аспектах. Приводятся данные, подтверждающие, что включенность в профессиональную военную деятельность по-разному влияет на личность военнослужащего в зависимости от гендерной принадлежности: оказывает большее влияние на осмысленность жизни у мужчин и на временную перспективу — у женщин.
Скачать PDF

Временная перспектива как фактор профессионального становления личности

Тропотяга Павел Александрович
Скачать PDF

Временная перспектива личностной идентичности неработающих пенсионеров Северного и Южного регионов Р

Ольховая Ирина Владимировна
Работа посвящена изучению особенностей временной перспективы личностной идентичности неработающих пенсионеров, постоянно проживающих в специализированных условиях для престарелых в городах Нижневартовск и Таганрог. Предметом анализа являются: уровень временной интегрированности, преобладающие глагольные формы в самоописаниях, выраженность показателей перспективной идентичности.
Скачать PDF

Ценностные ориентации и временная перспектива личности студентов разного профиля обучения

Горькая Ж.В.
В статье представлены результаты согласованности ценностных выборов субъекта, структуры временной перспективы личности. Выявлены особенности структуры системы экзистенциальных ценностей студентов разного профиля получаемого профессионального образования — естественного и гуманитарного (на примере студентов-психологов и студентов-математиков).
Скачать PDF

Временная перспектива как характеристика индивидуальной стратегии в ситуации личностного выбора

Представлены материалы исследования характеристик временной перспективы лиц с различными стратегиями, обследованных в ситуации личностного выбора, проявляющегося в семейной, межличностной, профессиональной сфере. В зависимости от особенности восприятия ситуации личностного выбора выделены и описаны четыре группы испытуемых с различными типами индивидуальной стратегии: функционально-действенная, оптимальная, исследовательская и тревожная. Проверяется гипотеза, что стратегии испытуемых в ситуации личностного выбора определяются характеристиками их временной перспективы. Выявлено, что у лиц с функционально-действенной стратегией временная перспектива является протяженной, структурированной и реалистичной, в отличие от непротяженной и неструктурированной временной перспективой с расположением объектов в ближнем периоде объектов у лиц с оптимальной стратегией и не протяженной и не структурированной временной перспективой у лиц с тревожной стратегией. Лица с исследовательской стратегией располагают объекты в среднесрочной перспективе, проявляется неструктурированность их временной перспективы.
Скачать PDF

Временная перспектива студентов с разным уровнем субъектности

Сараева Надежда Михайловна
В статье обосновывается необходимость изучения субъектности студенческой молодежи, с которой связываются главные надежды позитивного общественного развития. Обозначено противоречие между социальными требованиями к уровню субъектности студента и степенью реальных проявлений этого интегративного свойства. Субъектность предполагает способность человека правильно определять свою временную перспективу. Без реальной линейной модели времени невозможно прогнозирование и планирование собственной жизни. К публикации представлены результаты эмпирического исследования временной перспективы студентов с разным уровнем субъектности. Работа выполнена в рамках экопсихологического подхода к анализу становления субъектности на разных этапах онтогенеза (В. И. Панов). Психическая активность, деятельность субъекта и субъектность рассматриваются как разные проявления единой по своей природе психики, как процесс обретения психикой действительной формы существования в виде становления субъекта психической активности-деятельности. Эмпирическим методом исследования являлось тестирование. Параметрами диагностики субъектности служили уровень субъективного контроля, жизнестойкость, автономность в учебной деятельности и уровень личностной автономности студентов. В результате исследования установлено, что существует умеренная связь между показателями субъектности и показателями временной перспективы студентов. Наиболее тесно связаны показатели уровня субъективного контроля и показатели временной децентрации. Показатели временной перспективы студентов с разным уровнем субъектности отличаются. Студенты, обладающие высоким уровнем субъектности, имеют более выраженную направленность на будущее. Студенты, обладающие низким уровнем субъектности, имеют более низкие показатели направленности на будущее. Значимость выявленных отличий подтверждена с помощью математической обработки данных.
Скачать PDF

Временная перспектива старшеклассников сельской школы, её взаимосвязь с профессиональным самоопредел

Леснянская Жанна Александровна
В статье рассмотрена проблема временной перспективы старшеклассников, актуальность развития временной перспективы у учащихся старших классов сельской школы. Проанализированы теоретические подходы к пониманию термина «временная перспектива», его соотношение со смежными понятиями, касающимися психологического времени. Автор приводит результаты констатирующего исследования особенностей временной перспективы и профессионального самоопределения старшеклассников. Описаны особенности временной перспективы старшеклассников сельской школы, а так-же особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов сельской школы. В статье обосновывается взаимосвязь временной перспективы и профессионального самоопределения личности. Автор обращает внимание на необходимость развития этого психологического феномена как условия профессионального самоопределения. В статье описывается программа развития временной перспективы, направление работы на разных этапах реализации программы. Доказывается эффективность программы как средства развития временной перспективы старшеклассников в сельской школе. Аргументирована необходимость психологического сопровождения процесса развития учащихся старших классов во время их учебы в школе. Автор описывает результаты сравнительного анализа изучения особенностей временной перспективы и профессионального самоопределения старшеклассников, полученные после реализации программы развития временной перспективы.Автор демонстрирует своевременность и необходимость развития временной перспективы во время учёбы в школе, что выступит в дальнейшем эффективным условием для личностной самореализации учащихся.
Скачать PDF

Мотивация и временная перспектива старшеклассников

Вартанова Ирина Ивановна
Исследовалась специфика временной перспективы и ценностно-смысловых ориентаций (с учетом согласованности соответствующих ценностей и их доступности) старших школьников в зависимости от типа доминирующей мотивации. Показано, что временная перспектива стремлений и желаний школьников отличается глубиной, протяженностью и позитивной ориентацией на будущее. Эти представления имеют качественную специфику в зависимости от типа доминирующей мотивации. Для группы учащихся с мотивацией достижения и учебно-познавательной мотивацией ценности учебной деятельности достаточно хорошо согласованы и рассматриваются как средство реализации долгосрочных целей будущей взрослой жизни. Для группы учащихся с мотивацией аффилиации, престижа и конкуренции ценности учебной деятельности чаще сопровождаются внутренними конфликтами и вакуумами. У старшеклассников с преобладающей познавательной мотивацией ближайшее будущее связано с ценностями свободы, уверенности в себе, самосовершенствования в учебе, преодоления препятствий, друзьями. Их стремления в отдаленном будущем связаны с саморазвитием, самосовершенствованием, достижением успеха и уверенностью в себе. Учащиеся с конкурентной мотивацией характеризуются большим количеством целей в отдаленном будущем без привязки к конкретному времени их реализации, т.е. у них наблюдается снижение мотивации настоящей школьной жизни. Стремления школьников с самоутверждающей учебной мотивацией в ближайшем будущем чаще всего направлены на учебную деятельность, но связаны они с желанием получить конкретные результаты экзаменов. Отдаленное будущее в их представлении ассоциировано с преодолением препятствий и статусно-конкурентными ценностями. Учащиеся с мотивацией аффилиации связывают свое отдаленное будущее с профессиональной деятельностью, а также со статусно-конкурентными ценностями: «авторитет», «быть лучше других». У них также наблюдается снижение мотивации, связанной с настоящим и ближайшим будущим периодом школьной жизни.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!