ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕРОЖДЕНИЕ это что такое ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕРОЖДЕНИЕ: определение — Психология.НЭС
Возрождение Воинствующий материализм

ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕРОЖДЕНИЕ

Найдено 1 определение:

ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕРОЖДЕНИЕ

Rebirth; Erneuerung, Wiedergeburt) - процесс, переживаемый как обновление, восстановление или преобразование личности.

"Возрождение не является тем процессом, который можно как-то наблюдать. Его нельзя измерить, взвесить или сфотографировать. Он целиком пребывает за пределами сенсорного восприятия. Мы имеем дело с чисто психической реальностью, передающейся нам через те или иные утверждения, которые делают люди. Кто-то говорит о перерождении, другой - исповедует его или открыто признает, а третий - его переживает. Мы воспринимаем это как нечто реальное и вынуждены удовлетвориться реальностью психической" (CW 9i, par. 206).

Юнг выделил пять различных форм возрождения: . Метемпсихоз (переселение душ); жизнь продолжается во времени, проходя через различные телесные существования, или же, по другой точке зрения, линия жизни одна, но она прерывается различными перевоплощениями.

2. Реинкарнация (перерождение в человеческом теле) - подразумевает обязательное сохранение личности. Здесь человеческая личность сохраняет доступ к памяти.

3. Воскрешение. Подразумевается восстановление человеческого тела. Сюда входит и новый элемент: элемент изменения, превращения и трансформации способа существования человека. Он может быть существенным, когда воскресший будет другим человеком, или несущественны VI когда изменятся только общие условия существования, как если бы человек оказался в другом теле и в другом месте. Это может быть плотское тело, как в христианском учении, либо "тонкое тело" - преображение corpus glorification.

4. Психологическое возрождение (индивидуация). Перерождение в рамках индивидуальной жизни. Возрождение подразумевает идею обновления или даже исправления магическими средствами. То есть возрождение может быть обновлением без всяких перемен со стороны личности, перемен в ее существовании. Так, телесно больной человек может быть исцелен с помощью ритуала возрождения. Другой аспект - полная трансформация, перерождение индивидуальности. Здесь подразумевается изменение сущностной природы (трансмутация). Примером подобного изменения телесного в духовное или человеческого в божественное служат Преображение и Вознесение Христа и Успение Божьей Матери.

5. Участие в процессе трансформации. Непрямое перерождение. Человек становится свидетелем или участником некоего ритуала трансформации, скажем, церковной литургии, где происходит перевоплощение субстанций. Через ритуал индивид участвует в передаче божественной благодати и в ее обретении.

Особое внимание Юнг уделял возрождению психологическому. Оно может стимулироваться непосредственно личным переживанием или вызываться ритуалом, - в результате происходит личностный рост и увеличение личностного микрокосма. Юнг признавал также присутствие трансформирующего начала в некоторых групповых переживаниях, но предостерегал против путаницы в связи с субъектным возрождением.

"Если достаточно большая группа людей объединена между собой и отличается от любой другой особым настроем ума. ее трансформация имеет лишь отдаленное сходство с опытом трансформации индивидуальной. Групповое переживание осуществляется на более низком уровне сознания, чем индивидуальное. Когда много людей собираются вместе под флагом общей эмоции, коллективный настрой, возникающий в группе, ниже уровня индивидуального психического. Если это очень большая группа, коллективная психика более напоминает психику животную, и в этом отчасти причина того, что нравственность больших организаций всегда оказывается под сомнением <...> Индивид в толпе легко становится жертвой своей внушаемости. Достаточно чему-нибудь произойти, как случившееся мгновенно подхватывается всей толпой, даже если оно и аморально. В толпе никто не чувствует ответственности, равно как и страха. Таким образом, идентификация с группой - простой и легкий путь, но групповой опыт не идет глубже уровня ума отдельного человека в этом состоянии. Он служит перемене в индивиде, но перемена эта скоротечна и непродолжительна. Как только индивид отделяется от толпы, он становится совершенно другой личностью, неспособной воспроизвести предшествующее [групповое] состояние разума" (там же, par. 225 f).

Оцените определение:

Источник: Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу, 1996 г.51

Найдено рефератов по теме ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕРОЖДЕНИЕ — 0

Найдено научных статей по теме — 4

Буркхардт и проблема особенностей исторической психологии итальянского общества в период Возрождения

Шувалов В. И.
В статье рассматривается концепция исторической психологии, нашедшая своё воплощение в наиболее известном труде выдающегося швейцарского исследователя Якоба Буркхардта (1818-1897) Культура Возрождения в Италии (1860). Осмысливаются общие установки, позволившие поновому взглянуть на заявленную проблему, актуализируется сама возможность рассматривать историкопсихологический пласт материала на основе широкого культурноисторического анализа.
Скачать PDF

Социальные ожидания постсоветских руководителей в условиях возрождения Института предпринимательства

Позняков Владимир Петрович, Китова Джульетта Альбертовна
В статье анализируются психологические трудности возрождения и развития российского предпринимательства в условиях переходного периода развития общества. Приводятся результаты серии исследований психологических проблем изменения форм собственности и становления нового российского предпринимательства. Рассматриваются и анализируются социальные ожидания советских руководителей в условиях возрождения института предпринимательства в России. Переход к рыночной экономике в начале 1990-х годов привел к развитию новых форм собственности и отношений, к которым основная масса россиян оказалась не готовой. Особенно остро проявилась проблема психологической неготовности постсоветских руководителей, социальный опыт хозяйственной деятельности которых сложился в годы советской власти и стал непригодным для выживания в условиях рыночных отношений. Возрождение института предпринимательства вызвало психологическую растерянность у значительной части руководителей того периода. Такая растерянность была обусловлена неопределенностью векторов социально-экономического развития, что вызывало рассогласованность социальных ожиданий и формировало противоречивые психологические отношения. Отношения постсоветских руководителей к своей предстоящей хозяйственной деятельности рассматриваются в контексте теории психологических отношений В.П. Познякова как психологические отношения личности. Психологические отношения в заданном русле представляют собой отношения постсоветских руководителей к различным условиям и сторонам социально-экономических преобразований, к самим себе как ее субъектам и к представителям других социальных групп, с которыми они связаны хозяйственными и иными формами взаимодействия. В таком ключе психологические отношения субъектов экономической деятельности, с одной стороны, отражая объективные экономические условия, выступают результатом изменения этих условий. С другой стороны, выполняя функцию регуляции экономического поведения, и прежде всего деловой активности субъекта, они сами являются факторами изменения этих условий, что переводит проблему в поле предикторов реальных экономических отношений, в источник общественного развития. Выполненный историко-психологический анализ возрождения нового российского предпринимательства позволяет констатировать, что становление нового российского предпринимательства сопровождалось целым рядом серьезных, эмоционально окрашенных, психологических трудностей, появление которых фактически ознаменовало появление новой социальной группы современного российского общества, носителей новых жизненных ценностей, которые продолжают сохраняться и транслироваться в настоящее время.
Скачать PDF

Возрождение из боли: книга для и о взрослых, переживших жестокое обращение в детстве (авторизованный

Джил Элиана, Горянина Валентина Александровна, Осухова Наталия Георгиевна
Книга руководство по преодолению взрослыми последствий детских травм. Психотерапевт Э. Джил помогает взрослым осознать последствия пережитого в детстве насилия. Рассматриваются проблемы помощи и самопомощи тем, кто неконструктивно пережил последствия детских травм. Информация излагается в доброжелательной форме; она адресована взрослым, пережившим в детстве насилие, и практическим психологам.
Скачать PDF

Психологические трудности возрождения и развития предпринимательства в России

Ханова Зоя Гаджиалиевна, Магомедова Хава Нурудиновна
В статье анализируется психологические трудности возрождения и развития предпринимательства в условиях переходного периода развития общества. Рас-сматривается психологическая сущность предпринимательской деятельности в современ-ных социально-экономических условиях развития общества. Доказано, что самая весомая причина всех тяжелых испытаний, которым подверглась психология человека, это отсут-ствие какого-либо идеологического сопровождения реформ, в данном случае– психологиче-ской подготовки к рыночным отношениям.
Скачать PDF