Возрастные различия это что такое Возрастные различия: определение — Психология.НЭС
Возрастные периоды и возрастные кризы в формировании и течении психических заболеваний Возрастные часы

Возрастные различия

Найдено 2 определения термина Возрастные различия

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Возрастные различия

age differences) Поведение чел. с возрастом претерпевает столь же разительные изменения, как и его тело. И обучение, и видоизмененные структуры вносят свой вклад в эти психол. различия. Различия, имеющие место на протяжении всей жизни, изучаются преимущественно методами поперечных и продольных срезов. В. р. интеллекта изучены наиболее широко. Умственный возраст (МА), измеряемый традиционными тестами интеллекта, увеличивается вместе с хронологическим возрастом (CA) и, в силу принципа конструирования возрастных шкал этих тестов, связь между MA и СА носит линейный характер. Средний ребенок демонстрирует увеличение MA на 1 год с каждым прожитым календарным годом, вплоть до достижения возрастного уровня 15-18 лет, когда кривая роста MA предположительно переходит в плато. Есть, однако, данные, согласно к-рым интеллектуальная способность у нек-рых людей может непрерывно увеличиваться, по крайней мере, до начала третьего десятилетия жизни. Изучение вопроса о приросте MA с увеличением CA затрудняется действием двух факторов: уровнем трудности заданий для молодых взрослых и различающейся структуры способностей, тестируемых на разных возрастных уровнях. Если на верхнем конце шкалы не достает трудных заданий, более старшие испытуемые просто не могут показать улучшения рез-тов. В этом случае тест имеет слишком низкий "потолок". А если на разных возрастных уровнях тестируются разные функции, какой смысл тогда вкладывается в утверждение, что MA увеличивается вместе с CA? Постоянство IQ во времени уже давно изучается в связи с возрастом чел. В общем, было установлено, что IQ школьников и взрослых является достаточно постоянным, чтобы обеспечивать удовлетворительную точность предсказания в перспективе неск. лет. В определенных рамках, чем старше тестируемые, тем дольше тестовые показатели остаются относительно постоянными (в пределах 4-5 единиц IQ). На противоположном краю возрастного диапазона IQ дошкольников является крайне ненадежным предиктором тестовых показателей в более позднем возрасте. Следует, однако, подчеркнуть, что даже при высоких ретестовых корреляциях для группы у отдельных тестируемых могут происходить значительные систематические сдвиги IQ. Изменение на 30 или больше единиц IQ в среднем за 12 лет было обнаружено у 9% участников исслед., к-рое провели Гонзик, Макфарлейн и Эллин. Интересно, что резкое снижение IQ часто наблюдается за неск, лет до смерти, независимо от того, когда наступает смерть. Такое снижение IQ может даже использоваться для предсказания смерти. То, что такие процессы памяти, как узнавание и вспоминание, обнаруживают бесспорное улучшение у детей где-то между 6 и 9 гг. жизни, вероятно, связано с увеличением умственного возраста. Старшие дети в большей степени используют имплицитную вербализацию - маркирование, повторение и сравнение стимулов. Возраст, по-видимому, больше сказывается на вспоминании, чем на узнавании, улучшая рез-ты детей и ухудшая качество функционирования памяти у стариков. В отношении изменений поведения в поздней взрослости и старости можно сделать целый ряд обобщений. 1. Так как поведение является отчасти продуктом деятельности ЦНС, происходящее с возрастом разрушение клеток головного мозга, вероятно, имеет отношение к изменению поведения. К 80-90 гг. может теряться до 40% кортикальных клеток. Кроме того, на протяжении жизни в головном мозге снижается содержание воды и повышается содержание жиров. 2. Пожилые люди имеют определенно больше проблем со здоровьем, чем молодые, что неизбежно ведет к изменению их поведения. 3. Острота зрения и аккомодация глаза ухудшаются вследствие помутнения и потери эластичности хрусталика в среднем возрасте. Изменения в сетчатке, происходящие в более позднем возрасте, приводят к ухудшению цветового зрения и обострению чувствительности глаза к яркому свету. 4. Аналогично возникает ослабление слуха: восприятие высоких частот теряется в среднем возрасте, а после 65 лет мн. людям требуются слуховые аппараты (хотя они далеко не всегда ими пользуются). Стресс, вызываемый потерей слуха, может приводить к депрессии и др. эмоциональным расстройствам. 5. В старости происходит тж снижение вкусовой, обонятельной и болевой чувствительности. 6. Пожилым людям, по-видимому, требуется больше времени для заучивания вербального материала, чем молодым. Однако, когда пожилые люди заучивают значимый для них материал и сами регулируют этот процесс, они успешно справляются с задачей. К тому же, они повышают скорость заучивания и улучшают долговременное запоминание в тех случаях, когда их обучают пользоваться способами опосредованного запоминания (мнемоническими приемами). 7. По-видимому, дефицит долговременной памяти пожилых людей в значительной степени связан с нарушением поиска информ. в памяти. Кратковременная память дает сбои только в тех случаях, когда задача требует распределенного внимания (напр., при дихотическом прослушивании). Объем остается, по существу, сохраненным до самого преклонного возраста. 8. Индивидуальная изменчивость выполнения всех интеллектуальных задач увеличивается с возрастом, но это не ставит перед людьми каких-то особых учеб. проблем примерно до 70 лет и даже позже. 9. С увеличением возраста ЦНС работает все медленнее. Этим изменением, по-видимому, можно объяснить постепенное уменьшение скорости реагирования при решении широкого круга задач, включая задачи на время реакции, сортировку объектов, копирование, зачеркивание и др. сходные функции обработки информ. 10. Хотя существует крайне мало исслед. решения задач и креативности как функции взросления и старения, ряд гипотез был сформулирован и в этой области: - Пожилые испытуемые в эксперим. ситуации формирования искусственных понятий склонны задавать неинформативные вопросы, сбиваться под влиянием нерелевантной и избыточной информ. и обращаться с положительными и отрицательными образцами понятия как с положительными. Неспособность извлекать пользу из отрицательной информ. может создавать впечатление недостаточной гибкости. - Если нагрузка на память пожилых людей невысока и им даются подсказки по поводу стратегий, связанные с возрастом недочеты в решении задач могут существенно сокращаться (Sanders et al., 1975). - Хотя Леман (Lehman, 1953) пришел к заключению, что большинство творческих достижений приходится на ранние этапы карьеры ученого или художника, накоплено немало фактов, свидетельствующих об иной возможности: нек-рые из наиболее ценных научных открытий и вкладов в культуру были сделаны отнюдь не молодыми людьми. Напр., Клод Моне начал свой знаменитый цикл "Кувшинки" в 73 г.; Бенджамин Франклин изобрел бифокальную линзу в 78 лет; Софокл написал "Царя Эдипа" в 75 лет, Джордж Бернард Шоу написал свою первую пьесу в 48 лет. Когда качество сочинений Баха и Бетховена оценивают по числу сделанных записей исполнения конкретного произведения, самые поздние сочинения явно превосходят все остальные. 11. С возрастом меняются интересы людей: участники спортивных соревнований становятся болельщиками, а уровень преступности неуклонно снижается. 12. Наконец, рез-ты ряда корректно проведенных последовательных исслед. свидетельствуют о том, что личность чел. характеризуется в большей мере непрерывностью, чем изменением. Видимо, когортные различия все же более выражены, чем возрастные изменения. См. также Болезнь Альцгеймера, Развитие человека, Развитие на протяжении жизни, Лонгитюдные исследования М. Р. Денни
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Возрастные различия

различия в поведении, происходящие на протяжении всей жизни человека. Наиболее тщательно изучены возрастные различия интеллектуального развития. Установлено, в частности, что умственный возраст, измеряемый традиционными тестами, увеличивается у среднего ребенка на 1 год с каждым прожитым календарным годом до 15-18 лет. У некоторых людей это может происходить даже до начала третьего десятилетия жизни. Резкое снижение JQ часто наблюдается за несколько лет до смерти и это может использоваться, как сообщается, для предсказания времени наступления смерти. В отношении изменений поведения в поздней взрослости и старости делаются следующие обобщения: а) это происходит в результате разрушения нервных клеток. К 80-90 годам может теряться до 40% кортикальных нейронов; б) у пожилых людей возникает больше проблем со здоровьем, снижаются острота зрения и слуха, вкусовой, обонятельной и болевой чувствительности; в) пожилым людям требуется больше времени для заучивания вербального материала, возникающий дефицит кратковременной памяти (особенно в ситуациях, требующих распределении внимания) вызван, предположительно, нарушением процесса поиска информации в памяти; в) с увеличением возраста ЦНС работает все медленнее, снижается скорость реагирования при решении широкого круга задач; г) в том, что касается креативности, то на этот счет существует разные гипотезы. Lehman считает, например, что большинство творческих достижений приходится на ранние этапы карьеры ученого или художника. Но накапливаются, однако, и факты, свидетельствующие о существовании иной возможности. Так, Клод Манэ начал свой знаменитый цикл «Кувшинки» в возрасте 73 года, Бенжамин Франклин изобрел бифокальную линзу в 78 лет, Софокл написал «Царя Эдипа» в 75 лет, Д.Б.Шоу написал свою первую пьесу в 48 лет, самые поздние произведения Баха и Бетховена, по свидетельству искусствоведов, явно превосходят по своему качеству более ранние, лучшие свои произведения Ф.М.Достоевский и Л.Н. Толстой написали незадолго до своей смерти, а речь Ф.М.Достоевского, уже старого и немощного человека, в память об А.С.Пушкине буквально потрясла всех, кто ее слушал.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Возрастные различия — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Тендерные и возрастные различия в копинг-стратегиях юношей народов Сибири

Бохан Татьяна Геннадьевна, Залевский Генрих Владиславович, Мещерякова Эмма Ивановна
В данной статье приводятся результаты анализа исследования тендерных различий в копинг-стратегиях подростков и юношей различных национальностей Сибири (алтайцев, хакасов, татаров, бурят, шорцев, русских) с учетом возрастного фактора. Исследовательская модель предполагала два этапа анализа информации: по тендерному критерию на первом этапе анализировалась общая выборка подростков и юношей (количество респондентов 471), на втором этапе был проведен сравнительный анализ подростков и юношей различных национальностей Сибири по возрастному и тендерному критерию. В исследовании были получены доказательства о существовании реальных тендерных и возрастных различий как по использованию базовых копинг-стратегий, так и по характеристикам когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер в копинг-стратегиях, хотя в представлениях о трудных ситуациях и способах совладания у юношей и девушек обнаружилась одновекторная интенциональность.
Скачать PDF

Возрастные различия инициативности старших школьников и студентов

Алексеева В.В.
В статье анализируются индивидуальные различия в проявлениях инициативности старших школьников и студентов с количественной и качественной стороны.
Скачать PDF

Возрастные различия и идентичность студентов при решении моральных дилемм

Колиниченко Ирина Александровна
В статье доказываются принятие студентами традиционных представлений о гендерных ролях, снижение с возрастом уровня групповой идентичности и уровня развития морали и повышение уровня маскулинности.
Скачать PDF

Эмоциональный интеллект менеджеров: гендерные и возрастные различия

Ерохина Елена Владимировна
В статье рассматривается понятие эмоционального интеллекта, приведены результаты эмпирического исследования гендерных и возрастных особенностей эмоционального интеллекта менеджеров.
Скачать PDF

Копинг-поведение: анализ возрастных и тендерных различий на примере Российской популяции

Исаева Елена Рудольфовна
Приводятся результаты эмпирического исследования копинг-поведения мужчин и женщин разных возрастных групп. Анализируются особенности совладания со стрессом людей, находящихся на разных этапах возрастного развития. Показано, что копинг-поведение не является постоянной величиной, а изменяется на разных этапах жизненного пути человека. Стиль совладания активно формируется в юношеском возрасте и расширяется с возрастом. Появляется умение предотвращать (предвосхищать) проблемы, появляется реалистичность оценок, созерцательное отношение к жизни, формируется модель «экономии энергии» в совладании со стрессом.
Скачать PDF

Публикационная активность и цитируемость ученых: различия научных областей и возрастных когорт

Дмитрий Викторович Ушаков, Андрей Владиславович Юрьевич, Евгения Викторовна Гаврилова, Евгения Андреевна Голышева
В статье излагаются результаты исследования, выполненного на выборке докторов наук — лауреатов конкурса «Лучшие молодые ученые РАН». Показаны драматические различия в отражении в базах научных данных и цитируемости достижений представителей различных наук. Анализируется зависимость публикационной активности от возраста ученого. Результаты, изложенные в статье, выявили ограничения на использование формальных показателей эффективности научной деятельности. Лишь соблюдение этих ограничений позволяет смягчить последствия применения формальных индикаторов как практического инструмента.
Скачать PDF

Различие стилей медиапотребления разных возрастных групп школьников

Елганов Антон Александрович
В статье рассмотрены особенности используемых стилей медиапотребления школьниками разных возрастов. В основе анализа лежат показатели эмоционально-познавательной вовлеченности, волевого контроля медиапотребления, рефлексивной критичности медиапотребления, эффективности поиска информации.
Скачать PDF

Карьерные ориентации: гендерные различия и возрастная динамика

Мельникова Наталья Николаевна
Введение. Рассматриваются два направления построения карьеры («вертикальное» и «горизонтальное»). Подчёркивается мотивирующая функция карьерной направленности личности. Приводится описание четырёх карьерных ориентаций: управление, предпринимательство, созидание, мастерство. Отмечается влияние социальных факторов на становление и формирование карьерных ориентаций личности. Организация и методы исследования. Исследование проводится на репрезентативной выборке, охватывающей диапазон возраста испытуемых от 18 до 60 лет. Для диагностики карьерных ориентаций используется авторский опросник (КарО). Влияние факторов пола и возраста на карьерную направленность оценивается с помощью многомерного дисперсионного анализа. Результаты и их обсуждение. Результаты оценки влияния факторов пола и возраста на карьерную направленность личности свидетельствуют о наличии тенденции к снижению направленности на построение карьеры по мере увеличения возраста, которая проявляется, преимущественно, для «вертикального» вектора карьерного развития. Описывается специфика возрастной динамики показателей отдельных карьерных ориентаций. Отмечается, что максимальные различия в результатах исследования у мужчин и женщин наблюдаются в периоды активного построения ими карьеры и отсутствуют у студентов и людей старше 50 лет. Приведены результаты корреляционного анализа, который показывает, что взаимосвязь карьерной направленности с объективными достижениями в карьере обнаруживается только у специалистов со стажем более 7 лет и отсутствует на начальных этапах развития карьеры. Показано, что у студентов карьерные ориентации слабо дифференцированы и завышены по сравнению со специалистами, имеющими стаж работы. Выводы и заключение. Подчёркивается адаптивный характер возрастных изменений карьерной направленности и влияние социальных факторов на снижение мотивации к построению карьеры. Карьерная направленность личности корректируется по мере получения профессионального опыта, чувствительна к влияниям профессиональной среды и подвержена гендерным и возрастным ограничениям. Особо подчёркивается, что прогноз будущих карьерных достижений на основе диагностики карьерных ориентаций студентов и молодых специалистов невозможен, поскольку взаимосвязь карьерной направленности с достижениями в карьере появляется только у специалистов со стажем.
Скачать PDF

Введение в методологию индетерминизма: анализ возрастных и половых различий, проявляющихся в неопред

В статье рассматриваются общие вопросы методологии индетерминизма: основные понятия феномена неопределенности, особенности отношения к неопределенности человека; анализ данных по возрастным и половым особенностям восприятия неопределенности.
Скачать PDF

ЦЕННОСТИ РОССИЯН В КОНТЕКСТЕ ВОЗРАСТНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Федотова Вера Александровна
Проблема возрастных различий в ценностях актуальна в современной России. С середины 80-90-х гг. ХХ в. в нашей стране наблюдается ценностный разрыв между поколениями. Актуальность работы заключается в попытке обобщить имеющиеся теоретические исследования по проблеме наличия/отсутствия межпоколенных различий в ценностях и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление ценностного разрыва между поколениями. Культура реализуется через ценности, которые в свою очередь являются основой любой культуры. Ценности определяют отношения человека с социумом, природой, близким окружением и самим собой; они формируют цели, групповые убеждения и действия. Понятие «ценность» само по себе полисемантично. Социально-культурные ценности формируются одновременно с формированием личности, определяются культурой и обществом. Социально-культурные ценностные ориентации стержень нашей жизни, чаще всего проявляются в том, что личность думает и как поступает. В качестве респондентов в исследовании выступили 380 человек: представители молодого (до 25 лет) и взрослого (старше 45 лет) поколений. Результаты исследования подтвердили гипотезу о наличии различий в индивидуальных ценностях у представителей разных поколений россиян. У молодежи более выражены: ценности «Самостоятельность мысли», «Стимуляция», «Универсализм» (именно «Универсализм: толерантность»). У взрослых превалируют ценности, выражающие интересы группы: «Традиция», «Благожелательность: забота», «Скромность».
Скачать PDF

Гендерные различия во взаимосвязях когнитивных стилей и темперамента

Семяшкин А. А.
В статье описаны и проанализированы соотношения, существующие между когнитивной артикулированностью, понятийной дифференцированностью и формально-динамическими характеристиками индивидуальности. Эмпирически установлено влияние пола на количественную и качественную структуру взаимосвязей когнитивных стилей с темпераментом. Обсуждаются гипотетические причины и психологические механизмы, определяющие корреляции параметров когнитивных стилей и свойств темперамента у мужчин и женщин.
Скачать PDF

Возможности интегративного подхода к исследованию биогендерных различий

Иорданов А.Ф.
Скачать PDF