понятие, применяемое в психологии развития, в возрастной психологии и физиологии, когда необходимо рассмотреть изменение тех или иных физиологических и психических функций, а также форм поведения с возрастом. Наиболее интенсивные изменения большинства функций отмечены в детском возрасте. Хорошо известно, что младенческий и ранний возраст характеризуются ярко выраженной положительной динамикой большинства физических и психических функций. Максимальными темпами увеличиваются размеры и масса тела, в том числе и мозга. Параллельно с этими морфологическими изменениями фиксируется положительная динамика большинства психофизиологических и психических функций. Наиболее заметные изменения проявляются в развитии сенсорных, моторной, сенсомоторной систем. Ребенок из беззащитного и полностью зависимого существа превращается в относительно самостоятельного субъекта детской игры и социальной активности. В старшем дошкольном возрасте темпы морфологических и физиологических изменений снижаются, уступая место развитию высших психических функций: памяти, внимания и мышления. В этом возрастном периоде интенсивно формируются социальные отношения и системы самосознания, закладываются индивидуальные особенности личности.
В предпубертатном и пубертатном периодах происходят сдвиги в нейрогормональном статусе и фиксируется второй морфологический скачок с изменением пропорций тела и увеличением его массы. Высшие психические функции завершают свое формирование, закладывая основы для зрелого интеллекта и личности взрослого человека. Начиная с 15—16 лет и до 30 лет отмечается оптимальный режим функционирования физиологических систем организма и основных психических и социально-психологических механизмов. После 30—35 лет постепенно фиксируется снижение оптимального режима активности некоторых физиологических систем, прежде всего — сердечно-сосудистой и иммунной, что приводит к утрате физического и психосоматического здоровья.
Психические процессы и эффективность интеллектуальной деятельности характеризуются сугубо индивидуальными вариантами динамики начиная с 25—30 лет. В целом В. д. отличается выраженной индивидуальной спецификой, общими можно считать только основные тенденции, наиболее заметные в раннем и дошкольном возрасте. Кроме того, инвариантными оказываются основные фазы и общая последовательность возрастных стадий динамики большинства систем в онтогенезе. В качестве примера можно рассмотреть становление моторной системы в возрастном аспекте.
Первые движения, которые осваивает младенец, — это сложно координированные акты захвата предметов под контролем зрения, а также повороты тела на плоскости и удержание головы на шее. Только после освоения этих моторных и сенсомоторных актов и по мере созревания мышечной системы ребенок может обучиться сидению, затем стоянию, а уж потом ходьбе. В процессе освоения и совершенствования ходьбы, автоматизации этого навыка начинает проявляться экспрессивная речь, которая постепенно усложняется
и расширяется по лексическому составу. Если наблюдается отклонение от этой схемы, например ребенок начал уже говорить, но еще не ходит, то это может быть признаком отклонений в развитии, в дальнейшем приводящим к заболеванию.