ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ, ОЖИДАНИЕ Возражать

Возникновение психологии как науки

Найдено 1 определение:

Возникновение психологии как науки

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений. Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.  
Оцените определение:

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии, 2001 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Проблема взаимодействия психологической науки с ее средой: подход к анализу продуктов литературного

Некрасова Е.В.
Скачать PDF

ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА В СУДЬБЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (к анализу одного исторического парадокса)

Умрихин В.В.
Скачать PDF

Научная дисциплина как единица организации и изучения психологической науки

Банщикова Т.Н.
Скачать PDF

Постнеклассическая трансспектива психологической науки

Клочко Виталий Евгеньевич
Делается попытка рассмотреть историю психологии в перспективе ее парадигмальных сдвигов. Опираясь на трансспективный анализ, автор выявляет основания прогрессивного развития психологической науки как открытой самоорганизующейся теоретической системы. Трансспективный анализ рассматривается так же, как методологическое средство изучения самоорганизующихся психологических систем. Утверждается, что современная психология движется к постнеклассической парадигме, в рамках которой психика и сознание получают новое объяснение.
Скачать PDF

Исследования внутреннего восприятия значимое направление современной психологической науки

Елшанский С.П.
Отмечено, что долгие годы внутреннее (в частности, интрацептивное) восприятие было неразработанной областью психологии, и лишь относительно недавно стали появляться пока еще достаточно немногочисленные исследования в этой области. Сделан вывод, что исследования феноменологии внутреннего восприятия и его знаково-символического опосредствования в норме и патологии, вопросов формирования внутреннего телесного опыта, детерминации психических процессов и поведения сигналами внутреннего восприятия, построение психологических моделей процессов внутреннего восприятия могут стать важным направлением современной психологии.
Скачать PDF

Коммуникативная методология психологической науки: возможный путь интеграции психологического знания

Мазилов В.А.
Предлагается концепция коммуникативной методологии, ориентированная на соотнесение различных психологических концепций и тем самым способствующая решению проблемы интеграции психологического знания. В основе концепции коммуникативной методологии лежит модель соотношения теории и метода в психологии [2-4]. Данная модель представляет собой структурный инвариант, поэтому может быть использована в качестве основы для соотнесения психологических концепций. Предложен и описан вспомогательный аппарат коммуникативной методологии, приводится конкретная технология интеграции психологического знания, разработанная на основе коммуникативной методологии.
Скачать PDF

Проблема социальности науки в контексте постнеклассической рациональности в психологии

Артемьева Ольга Аркадьевна
Рассматривается специфика решения проблемы социальности науки на классическом, неклассическом и постнеклассическом этапах ее становления. Обосновывается необходимость, определяются методологические основы постнеклассического подхода к решению проблемы в современной отечественной истории психологии.
Скачать PDF

Роль и место «Сибирского психологического журнала» в развитии психологической науки и практики в рег

Залевский Генрих Владиславович
Скачать PDF

У истоков российской психологии (к 130летию психологической науки)

Михалева А.Б.
Скачать PDF

Объяснительный инструментарий психологической науки в контексте исторического анализа

Чеснокова Алла Григорьевна
В статье анализируются основные категории, использующиеся в психологии для объяснения природы психического. Подчеркивается роль гипотезы в развитии научного знания. Рассматриваются наиболее распространенные схемы и виды объяснения: объяснение неизвестного через известное; генетическое, структурное и функциональное объяснение; модельное и вероятностное объяснение, «объясняющие скетчи». Особое внимание уделяется истории развития принципа детерминизма в психологии. Прослеживаются перспективы решения проблемы детерминации психического на базе марксистской методологии и философских идей Спинозы.
Скачать PDF

Душа как предмет психологической науки

Кондратьев С.В.
В статье на основе интеграции христианской антропологии, святоотеческого учения и научно-психологических подходов к пониманию психических феноменов делается попытка рассмотреть человеческую душу как предмет научного исследования. Исходя из идеи христианкой метафизики о тварности мира, характеризуются заданные сущностные субстанциональные основы человека (духовная и природная) и дается научно-психологическое определение души как человеческой целостности, возникающей в результате отражения духовного в телесном. Охарактеризованы сознательная, бессознательная и сверхсознательная области психики, в содержании которых представлены мыслительная, желательная и чувственная стороны души.
Скачать PDF

Психология спорта как направление психологической науки

Сафонов Владимир Константинович
В статье обсуждается обоснованность психологии спорта как прикладного направления психологической науки, рассматривается роль спортивного психолога в подготовке спортсмена. Изложены концептуальные положения, касающиеся понимания надежности спортивной деятельности и надежности спортсмена, психического состояния и его регуляции, мотивов и мотивации как личностных и ситуативных конструктов.
Скачать PDF

Похожие термины: