Воздействие акмеологическое Воздействие информационных продуктов на психику человека: эффекты

Воздействие в телевизионной коммуникации

Найдено 1 определение:

Воздействие в телевизионной коммуникации

Форма телевизионной передачи может быть реализована как именно воздействие - в 2 вариантах: 1) «Интрига». Здесь цель и задачи телепередачи, а часто и ее эмоциональный фон и действия персонажей остаются не до конца понятными для зрителя, автор не раскрывается для восприятия, но остается «тождественным самому себе» (реализуя как бы «диалог» с самим собой), не пытается снять субъектную границу, стоящую на пути коммуникации. Происходящее в кадре не составляет для зрителя актуального события, нет реальности зрительского соучастия как внутр. основы переживания им своего собственного бытия в данный момент. Форма телепередачи не воспроизводит целостную ситуацию повседневного бытия зрителя, в итоге и авторский замысел (следовательно, и содержание программы) прочитывается зрителем совсем не так, как этого хотелось бы автору. 2) «Вторжение». Здесь замкнутая актуальная ситуация зрителя подвергается активному преобразующему воздействию, направленному на снятие зрительской субъектной границы. Но при этом активность такой направленности на зрителя как «другого», отличного от автора по своим представлениям, убеждениям, привычкам (а не полноправного собеседника, не участника взаимодействия), как того, кого необходимо как-то изменить, «переделать», создает у зрителя впечатление исходящей от экрана «угрозы», агрессии по отношению к его реальной ситуации бытия, к его исходной замкнутости по отношению к телевизионному пространству. Возможна форма «взаимодействия» автора и зрителя, что означает снятие их субъектных границ (фактически между зрителем и телевизионной ситуацией) при осуществ лении телекоммуникации. Это предполагает рассмот рение телевизионной ситуации как единой для автора и зрителя - как в содержательных аспектах (когнитивный, аффективный, поведенческий, экологический), так и в формально-структурных (значение, смысл, время и место). Напр., аффективное значение характеризует ту эмоциональную атмосферу, к-рая задается сценарием передачи, средствами ее режиссуры и операторского воплощения. Переживание этой атмосферы, ее тональности зрителем составляет аффективный смысл происходящего на экране. Поведенческий смысл - переживание зрителем конкретных поступков героя, в т. ч. его невербальных проявлений в системе визуального ряда передачи. Тогда взаимодействие в форме «вовлечения» означает со-действие автора и зрителя, единый темп их деятельности (автора, действующего в кадре, и зрителя, воспринимающего это действие), единое переживание прошлого, настоящего и будущего, а также исходно нераздельное место их взаимодействия. Зритель становится равноправным участником коммуникации, он сам создает свой психол. контекст и придает изображению свои значения, в зависимости от опыта, культурного уровня, собственного внимания, но при этом его интерпретации в целом созвучны авторскому замыслу. Зритель здесь - носитель непредсказуемого, спонтанного индивидуального отклика, убежденный в том, что разговор с экрана ведется не столько с миллионами телезрителей, сколько с ним лично. Лит.: Матвеева Л. В., Шкопоров Н. Б. Связь с аудиторией в телекоммуникации. Ч. 1. М., 1990, 1991; Матвеева Л. В., Третьяков Н. Н., Шкопоров Н. Б. Личностная типология телеаудитории // Связь с аудиторией в телекоммуникации. Ч. II. М., 1991. Т. Я. Аникеева
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Специфика речевого воздействия в профессиональной коммуникации сотрудника правоохранительных органов

Кораблев Сергей Евгеньевич
Рассматриваются психологические аспекты речевого воздействия в профессиональном общении сотрудника милиции на примере участкового уполномоченного, функции которого наиболее отражают специфику деятельности органов внутренних дел в целом. Указаны роль и место коммуникативного воздействия в процессе достижения сотрудником милиции профессиональных целей. приведены результаты психологического исследования, подтверждающие необходимость использования сотрудником органов внутренних дел ряда психолингвистических норм и правил в целях успешной реализации своих функций
Скачать PDF

Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия

Белобородов Антон Михайлович
В статье поднимаются имеющие практическое значение вопросы развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте методом тренинга. Представлены результаты проведения социально-психологического тренинга для подростков, направленного на развитие их коммуникативных способностей. Предлагается описание условий исследования, использованных методов. Выделены наиболее эффективные упражнения. Перечислены коммуникативные способности, наиболее подверженные тренировке. Дано описание результатов как качественного (интерпретация на основе самоотчёта испытуемых), так и количественного (обработка тестовых показателей) анализа полученных данных.
Скачать PDF

Образы коммуникаторов и стратегии воздействия при пропаганде идей террористической организации «Исла

Софронова Анастасия Юрьевна
В статье рассмотрены особенности коммуникации при осуществлении пропагандистской работы с молодежью представителями террористической организации «Исламское государство» (далее - ИГ), запрещенной на территории Российской Федерации. ИГ является глобальной террористической группировкой, занимающей лидирующие позиции среди всех существующих в мире по уровню вооруженности, материальной обеспеченности и человеческим ресурсам. Важным является психологический аспект популярности ИГ, позволяющий ей расширять границы своего влияния, состоящий в привлекательности следующих факторов: доступность (базовая идея может быть сформулирована одной фразой - «Чтобы восторжествовал шариат и возвысилось знамя ислама»), гедонизм (последователям ИГ разрешается отходить от нравственных норм ислама, особенно по отношению к представителям других религий), деструктивность (готовность к разрушению и насилию), медийность. Обсуждаются результаты контент- и интент-анализа материалов бесед пропагандистской направленности с молодежью, содержащие призывы к вступлению в ряды ИГ. Анализируется образ представителя ИГ в коммуникации («старший товарищ», «ровесник», «мусульманин»), интенции коммуникатора, стратегии воздействия на собеседника. Указывается, что содержание общения направлено на представление информации реципиенту о возможности удовлетворения потребностей в материальном благополучии, безопасности и признании, расширения круга социальных отношений, любви и уважении, познании. Ведущие интенциональные направленности пропагандистов ИГ направлены на убеждение собеседника, формирование негативного отношения к представителям иной религии.
Скачать PDF

Социокультурная идентификация как основной механизм трансляционно-коммуникативного воздействия культ

Чекрыгина Татьяна Алексеевна, Чекрыгин Евгений Дмитриевич
В статье рассматривается социокультурная идентификация как основной механизм трансляционно-коммуникативного воздействия культуры на личность. Основным регулятивом развития и адаптации человека к изменяющимся социокультурным условиям является процесс идентификации, основой которого являются усложняющиеся и развивающиеся механизмы культурного мышления. Современный человек обладает всеми механизмами культурного мышления и способен целесообразно сочетать все виды идентификации, актуализировав при этом тот тип идентификации, который позволит человеку в конкретной ситуации прийти к достижению личностной, социальной и культурной идентичности и почувствовать свою гармонию с окружающим его современным, социокультурным пространством.
Скачать PDF

Принципы психологического исследования коммуникативного воздействия

Латынов Владислав Викторович
Скачать PDF

Информационно-психологическое воздействие средств массовой коммуникации на психическое состояние (на

Камнева Елена Владимировна
В статье рассматривается феномен негативного информационно-психологического воздействия, его виды и сферы влияния. Проанализированы его обуславливающие психологические ситуативные и внеситуативные факторы. Негативное информационно-психологическое воздействие рассматривается в контексте информационной безопасности, ее психолого-педагогического аспекта, когда в защите нуждается не только информация, но и личность, которой предназначена информация. Особое внимание должно быть обращено на информационно-психологическую безопасность личности молодых людей в возрастеот 18 до 24 лет, которыеявляясьпользователямиглобальнойсетииособенносоциальныхсетей, наиболееуязвимыкдеструктивнымвоздействиям. Деструктивныевоздействия, являясьстрессогенными факторами, повышают уровень личностной тревожности, провоцируют насилие, немотивированную агрессию, враждебность, цинизм, правовой негативизм, правовой нигилизм, отказ от традиционных общечеловеческих ценностей… В результате проведенного психологического эксперимента с участием 100 респондентов в возрасте от 17 до 19 лет получены данные влияния негативной информации на психическое состояние респондентов, а именно, на самочувствие, настроение и ситуационную тревожность. Отмечается необходимость проведения дальнейших исследований с учетом личностных характеристик испытуемых с целью разработки действенных методов противодействия негативному воздействию на психическое состояние молодых людей, проводящих значительное время в интернете.
Скачать PDF

ВОЗНИКНОВЕНИЕ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ РАСПРЕДЕЛЕННОСТИ

Абиева Н. А.
Человек, принадлежа к млекопитающим, обладает как разнообразными способами информационного взаимодействия, свойственными животным этого класса, так и специфическими, а именно – высоким уровнем абстрактного мышления, языками и беспрецедентной социальной активностью, результатом которой является создание культур. Человек выделяется поразительным умением координировать свои действия с другими людьми, и существование человеческих сообществ зависит от разделения когнитивных усилий между их членами, от распределенности познания. В статье выдвигается тезис о том, что социально распределенные когниции человека являются результатом развития биологически распределенных когниций, которые эволюционировали параллельно с развитием коммуникативных форм социального взаимодействия. Биосемиотический подход описывает человека как очень сложную динамическую систему, вовлеченную в непрерывную многоаспектную коммуникативную деятельность. Вместе с тем, многие аналогичные информационные процессы осуществляют все живые системы, что позволяет сделать вывод о том, что низший уровень абстрактного мышления вполне мог сформироваться в рамках пространственного мышления, доминирующего в режиме коммуникативного взаимодействия со средой online. Выдвигается предположение, что впоследствии данный первоначальный уровень абстракции смог достичь высокого порядка у человека благодаря возникшим способам коммуникации off-line. Таким образом, возникновение высокого абстрактного уровня мышления и широкой семиотической компетенции у человека явилось результатом принципа дополнительности биологически и социально распределенных когниции и коммуникации. История человеческой цивилизации свидетельствует о дальнейшем усилении позиций off-line коммуникации. Именно сдвиг в сторону информационного обмена off-line способствовал беспрецедентной социальной кооперации людей благодаря распределению когнитивно-коммуникативных процессов среди членов социальных групп независимо от ситуации «здесь и сейчас».
Скачать PDF

Нравственное самоопределение в массовых коммуникациях (на примере телевизионной рекламы)

Воробьева Анастасия Евгеньевна
В статье рассматривается ряд малоизученных психологических проблем, связанных с индустрией рекламы: психологические особенности ее создателей, в частности их нравственное самоопределение, приемлемость современной рекламы для разной аудитории. В основе исследования концепции структуры нравственного самоопределения и феномена психологического отношения. Автор исследует нравственное самоопределение молодых специалистов в сфере рекламы, а также потенциальной аудитории создаваемого ею продукта молодых специалистов, не связанных с индустрией рекламы, психологов и экономистов. Были опрошены работающие по специальности студенты старших курсов факультетов рекламы, экономики, психологии Московского гуманитарного университета. Анализ полученных результатов показал, что у опрошенных молодых людей различий в нравственном самоопределении по отношению к себе, другим людям, морали как общественному институту очень немного. При этом самоопределение по отношению к явлениям окружающего мира (рекламе) различается существенно. Молодые специалисты-психологи негативно относятся к неэтичной рекламе (эмоциональный, конативный компоненты, идентификация с персонажами и т. д.), экономисты напротив, позитивно, рекламисты же соглашаются с непристойностью такой рекламы, но позитивно оценивают по другим параметрам. Особенно позитивно рекламисты оценивают циничную рекламу. В статье делается заключение о необходимости продолжения исследований нравственного самоопределения по отношению к неэтичной рекламе у представителей разных профессий, о желательности формирования социально ответственного отношения рекламистов к продуктам их профессиональной деятельности в процессе их профессионального становления.
Скачать PDF

Оценка эффективности телевизионной рекламы с положительным и отрицательным эмоциональным воздействие

Панкратова Алина Александровна
Изучается, какая из стратегий — «Выгоды» или «Риски» (положительное и отрицательное эмоциональное воздействие соответственно) — оценивается как более эффективная в телевизионной рекламе, а также какие особенности аудитории (пол респондентов, их уровень экстраверсии и нейротизма) влияют на эмоциональное воздействие стратегий. Исследование проводилось с опорой на теорию перспективы Д. Канемана и А. Тверски, согласно которой одна и та же информация, представленная в терминах выигрыша и потери, по-разному влияет на принятие поведенческих решений. В рекламе товаров стратегии «Выгоды» и «Риски» оцениваются как одинаковые по эффективности (на примере рекламы фильтров для очистки воды). В социальной рекламе стратегия «Риски» оценивается как более эффективная по сравнению со стратегией «Выгоды» (на примере социальной рекламы «Пристегни ремень»). У девушек стратегии «Выгоды» и «Риски» вызывают более сильную типичную эмоциональную реакцию (положительные и отрицательные эмоции соответственно) и оцениваются как более эффективные, чем у юношей. При более высоком уровне нейротизма у респондентов реклама независимо от стратегии, которая в ней используется, вызывает более сильные отрицательные эмоции, что снижает оценки по эффективности стратегии «Выгоды» и повышает оценки по эффективности стратегии «Риски». Полученные результаты согласуются с результатами зарубежных исследований и могут использоваться при создании роликов рекламы товаров и социальной рекламы, связанных со здоровьем и безопасностью. Таким образом, сравнительная эффективность стратегий «Выгоды» и «Риски» в рекламе товаров и социальной рекламе различается, стратегии «Выгоды» и «Риски» оцениваются выше по эффективности при более сильной типичной эмоциональной реакции.
Скачать PDF

Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей

Королева Наталья Николаевна
Рассматриваются вопросы воздействия процессов информатизации на личность современного человека, проблемы влияния различного стажа общения в виртуальной среде на личностные особенности пользователей. Показаны различия в уровне личностной и ситуативной тревожности, мотивации аффилиации, уровне субъективного контроля, самоотношения, специфике смысложизненных ориентаций интернет-пользователей, обусловленные стажем виртуального общения. Определены личностные характеристики, которые обусловливают склонность молодежи к общению в среде Интернет.
Скачать PDF

Коммуникация и магическое мышление

Субботский Е.
Скачать PDF

Коммуникативная компетентность воспитателя детского сада как фактор конструирования здоровьесберегаю

Лайпанова Л.Х.-Д.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: