Восторженность ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИИ НА РЫНКЕ ТРУДА

Восточно-западная психология

Найдено 1 определение:

Восточно-западная психология

east-west psychology) Термин "В.-з.п." используется для описания попыток объединения религий, философских теорий и психол. практик Востока с психол. теорией и практикой Запада. Восточная традиция тесно связана конфуцианством, даосизмом, индуизмом, буддизмом и исламом. Зап. психол. традиция включает в себя ведущие психоаналитические, бихевиоральные и гуманистические теории. Интересы В.-з.п. распространяются на некоторые состояния, выходящие за границы эго и уровней личности в том виде, как они определяются в традиционной зап. психологии; в частности, к ним относятся обычные и измененные состояния сознания, мета-или оптимальное здоровье, самоактуализация и челов. потенциал, а также полный спектр экзистенции и развития чел. Границы западной психологии Для зап. цивилизации характерно понимание различных явлений, опирающееся в основном на рациональный и объективный подход. Классическая греческая философия рассматривала Вселенную как постижимую путем редукционизма, делящуюся на элементы без остатка, статическую, нерелятивистскую и атомистическую. Согласно философии Декарта, материя и дух принципиально различны. Роджер Уолш и др. в работе "Столкновение парадигм" (Paradigms in collision) описали различные уровни и цели психотерапевтического вмешательства как а) традиционно терапевтический, направленный на снижение патологии и на улучшение приспособляемости; б) экзистенциальный, обеспечивающий конфронтацию с сомнениями, проблемами и/или существованием; в) сотериологический (soteriological) - просветление (нирвана), трансценденция проблем, впервые осознанных на экзистенциальном уровне. Уолш считает, что зап. психология и терапия сконцентрированы преимущественно на первых двух уровнях, в то время как третий уровень составляет главную цель дисциплинирующих упражнений сознания, которые включает в себя мысль Востока. Зап. психология признала искажения реальности за патологические проявления, но при этом приравняла "реальность" к миру в том виде, как он воспринимается бодрствующим сознанием, и отделила субъекта восприятия ("Я", Эго) от того, что воспринимается. Дэниел Гольман констатировал, что эта точка зрения не признавала существования или отрицала доступ к реальности, воспринимаемой другими состояниями сознания. Расширение понимания бессознательного до включения в него коллективного измерения (dimension), присущего всем культурам и расам, связано с именем Карла Юнга, чьи исслед. в области психологии вобрали в себя восточные религии. Отстаивание им существования "безличных" уровней сознания - шаг вперед по сравнению с более ранними редукционистскими и механистическими теориями. Юнг высказал свое мнение о границах зап. психологии, заявив, что: "Зап. сознание ни в коем случае не является единственной существующей формой сознания; оно представляет собой исторически обусловленный и географически ограниченный фактор и типично лишь для одной части человечества". Восточная перспектива Восточное мировоззрение отличается динамизмом и органической целостностью, в соответствии с ним космос представляет собой единую и неделимую реальность, одновременно и духовную, и материальную. Согласно восточной трактовке, обычное состояние сознания - иллюзорное искажение восприятия (mayа), возникающее в результате дуалистического разграничения субъекта и объекта, Я и другого, организма и среды. Цель восточных практик - пройти сквозь пелену привычной реальности и войти в состояние освобождения от иллюзий (awakened state) или достичь просветления (нирваны). Преодоление (трансценденция) эго-конфликтов, отстраненный взгляд на эго-запросы и понимание челов. опыта - все это становится возможным в свете освобожденного от иллюзий, просветленного состояния разума. Буддистские учения указывают чел. на необходимость освобождения из плена аналитического, расчленяющего мир на части, ума, всякой условной и принудительной работы души и тела, а также привычных эмоциональных реакций. Эти учения рассматривают развивающееся осознание в шкале времени, измеряемого долями секунды, побуждая людей сознавать мимолетные проблески безграничного, еще не охваченного разумом простора, открывающегося до того, как вещи интерпретируются с какой-либо конкретной точки зрения. Разрывы в потоке мыслей делают возможным непосредственный опыт чистого сознавания (pure awareness), который, согласно буддистским воззрениям, и составляет истинную сущность индивидуума. Восточная традиция сделала акцент на личном, эмпирическом пути к знанию в отличие от зап. пути добывания научного, безличного и объективного знания. В противоположность аналитическому и логическому мышлению, упор делается на получении непосредственного, осн. на личном опыте знания. В восточной традиции созерцательно-медитативный способ познания всегда ценился как источник верного знания, в то время как традиционная зап. наука и философия использовали только чувственно-эмпирический и абстрактно-теоретический методы познания. Медитация является одним из самых распространенных на Востоке практик перехода от активного, линейного способа познания к рецептивному, процессуально-ориентированному способу. Медитация способствует разрушению автоматизма и избирательности обыденного сознания. Возникновение "восточно-западной" психологии По мере того как специалисты в сфере психич. здоровья все больше ощущали себя ограниченными теориями бихевиоризма и психоанализа, к-рые создавались гл. обр. на основе исслед. психопатологии и игнорировали ряд областей, таких как ценности, воля и сознание, необходимых для полного рассмотрения человеческой природы, стала набирать силу зародившаяся в 1960-х гг. гуманистическая психология, основывающаяся на представлениях о здоровом и целостном чел. Гуманистическая психология признавала наличие у каждого чел. внутренней тяги к самоактуализации и определяла условия и способы возможного стимулирования идеи самоактуализации у отдельных лиц, групп и организаций. В XX в. зап. наука была вынуждена признать, что классическая концепция редукционизма и делимой (вплоть до атомарного уровня) Вселенной не объясняет всей совокупности наблюдаемых явлений. Современная теоретическая физика противопоставила существовавшей ранее редукционистской и статической модели мира новую модель, в которой признается целостность, неделимость, взаимосвязанность и динамичность Вселенной, что свидетельствует в пользу достоверности содержания некоторых мистических озарений. Эта позиция хорошо согласуется с В.-з. п. и поддерживает ее появление. Изменения в культуре, вызванные ширящимся движением за челов. потенциал, кросс-культурные влияния, крах материалистических иллюзий, а также использование психоделических препаратов и технологий для индуцирования высших состояний сознания, заставили зап. психологию расширить границы своих исслед. и включить в них проблемы и ценности, уже изученные и описанные на Востоке. Технические достижения позволили исследователям описать физиолог. и биохимические корреляты измененных состояний сознания. По мере того как специалисты в области психич. здоровья - индивидуально и коллективно - приобщались к восточной философии и попадали под ее влияние, они начинали использовать ее идеи при создании собственных психол. теорий и процедур. Очевидным результатом этого синтеза стало создание трансперсональной психологии, документально подтвержденное выходом первого номера специализированного журнала в 1969 г. А. Маслоу предвидел, что четвертой силой психологии будет психология "трансперсональная, трансчеловеческая, сосредоточенная скорее на космосе, нежели на нуждах и интересах чел., выходящая за пределы челов. качеств, самоопределения, самоактуализации и тому подобного". Трансперсональная психология воспринимается как многообещающий признак продвижения вперед и как растущее осознание возможности выйти за пределы, обозначенные большинством традиционных зап. моделей психич. здоровья. Движение трансперсональной психологии объединило представления, характерные для других традиций, с представлениями современной глубинной психологии; оно также повлияло на возникновение парадигмы, включающей модель, ориентированную скорее на здоровье, трансценденцию и трансперсональный подход, чем на патологию, приспособление и личностный подход. В области охраны и психологии здоровья восточные практики получили признание и были включены в традиционную зап. систему охраны здоровья и предоставления мед. услуг. Исслед. с использованием аппаратуры биолог. обратной связи существенно расширили горизонты поведенческой и физиолог. психологии. В качестве специфического метода тренировки ума, повышения уровня осознания и направленности внимания медитация получила широкое признание в таких областях, как личностный рост, психич. здоровье и формирование умений справляться со стрессом. По некоторым оценкам к 1980 г. только в США некоторыми формами медитации овладели более 6 млн чел. В клиниках обучают медитации как средству снижения стресса, контроля аддикции и усиления способности к совладанию (coping ability). На пед. психологию оказало влияние осознание того, что в стимуляции нуждаются оба полушария мозга, что развитие креативности, воображения и фантазии через рецептивный модус столь же важно, как и развитие логики и рационального мышления через активный модус. См. также Гуманистическая психология, Трансперсональная психология, Йога С. Ф. Уоллок
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Восточная традиция и западная психология здоровья

Никифоров Герман Сергеевич
В статье впервые прослеживается влияние восточной традиции, прежде всего йоги и аюрведы, на становление психологии здоровья на Западе. Открытие основных положений йоги для широкой западной общественности состоялось в конце XIX в. На 1960-1970-е годы приходится необычайный рост популярности йоги и ее оздоровительных практик. Влияние восточной традиции заметно в творчестве ряда известных западных ученых (К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, К. Роджерс, А. Маслоу), внесших вклад в разработку концепции здоровой личности. В 1970-е годы Запад открывает для себя аюрведу. С ее приходом получают широкое распространение методы медитации и визуализации. В современной литературе по теории личности начинает обсуждаться вопрос о роли восточной традиции в создании методик личностного и духовного развития. Библиогор. 21 назв.
Скачать PDF

Психофизиологическая адаптация военнослужащих по призыву к условиям военного труда с позиций восточн

Сюрис Николай Алексеевич, Дукальская Ольга Юрьевна
В данной статье описаны варианты оценки динамики психофизиологической адаптации военнослужащих по призыву к условиям военного труда с позиций восточной философии и медицины с целью оптимизации мероприятий психофизиологического сопровождения военной службы.In this article the variants of estimation of psycho physiological adaptation dynamics of the soldiers on the call to the conditions of military labor from the positions of eastern philosophy and medicine have been described, with the purpose of optimization of psycho physiological support of military service.
Скачать PDF

Анализ творческих задач и принципы восточной философии

Мацкевич Олеся Андреевна
Скачать PDF

Сравнительный анализ личностно-смысловых компонентов в мотивации занятий восточными и спортивными ед

Осмина Елена Викторовна
Данные самонаблюдения спортсменов представляют для психолога особый интерес как субъективный образ предпочитаемого вида спортивной деятельности. С помощью методов интервью и свободной беседы сравниваются мотивы 221 спортсмена, занимающегося различными видами единоборств. Показано, что в основе занятий восточными единоборствами лежат преимущественно внутренние и смыслообразующие мотивы. Обсуждаются причины мотивационных деформаций личности в современных спортивных единоборствах
Скачать PDF

Нервно-психическая устойчивость учащихся Юго-Восточной Азии и Африки как основа их нервно-психическо

Самаров Владислав Владимирович, Гулин Александр Владимирович, Засядько Константин Иванович
Изучены особенности нервно-психической устойчивости, а также нервно-психической адаптации российских студентов-первокурсников и учащихся подготовительного отделения из стран Юго-Восточной Азии и Африки. Установлено выраженное снижение адаптационно-психологических возможностей учащихся-иностранцев, обучающихся в вузе по сравнению с их российскими сверстниками, не имеющими подобных нарушений. Это находит свое проявление в увеличении числа лиц с отчетливыми признаками нервно-психической неустойчивости. Полученные данные указывают на особое значение и свидетельствуют о настоятельной необходимости разработки новых подходов к оказанию психолого-педагогической помощи учащимся-иностранцам из Юго-Восточной Азии и особенно – Африки.
Скачать PDF

Особенности эмоциональной компетентности курсантов вуза МВД (на примере курсантов Восточно-Сибирског

Павлюченкова Наталья Валерьевна
В статье предложено определение эмоциональной компетентности. Коротко охарактеризованы компоненты эмоциональной компетентности: рефлексия, экспрессивность, саморегуляция и эмпатия. Приведены данные эмпирического исследования эмоциональной компетентности курсантов 1 курса Восточно-Сибирского института МВД России.
Скачать PDF

Восточные единоборства как средство формирования нравственно-волевых качеств личности спортсменов

Лазарев Алесей Геннадьевич
В статье дается краткий теоретический обзор исследований природы агрессивности. Приводятся результаты исследования качественного изменения уровня агрессивности у спортсменов с различным опытом занятий. В заключительной части анализируется влияние качественных изменений уровня агрессивности на формирование нравственно-волевых качеств личности спортсмена.
Скачать PDF

Влияние занятий восточными единоборствами на формирование ценностно-мотивационной сферы подростков

Сивков А.Л.
В статье приведены результаты исследования влияния занятий восточными единоборствами на формирование ценностно-мотивационной сферы подростков. Показано, что занятия подростков восточными единоборствами являются одним из эффективных способов формирования ценностно-мотивационной сферы подростков с целью предотвращения формирования у них девиантных форм поведения, развития и закрепления у подрастающего поколения адекватных, социально-одобряемых ценностей и мотивов деятельности.The results of the study the influence of oriental combat sports training on the formation of value-motivational sphere of teenagers are presented. It is shown that oriental combat sports training are an effective way of forming value-motivational sphere of teenagers in order to prevent the formation of their deviant behavior, development and consolidation of the younger generation of adequate, social values and motives of approved activities.
Скачать PDF

Сознание в восточном мистицизме на фоне европейской научной парадигмы

Шашин Захар Сергеевич
В статье рассматриваются проблемы сознания с позиции восточных мистических учений: восприятие, соотношение сознание - мозг и сознание - тело. Описана структура сознания, дан обзор современных научных и философских исследований мистических состояний.
Скачать PDF

Социально-педагогическая сущность идеала восточных единоборств: личностный подход

Сафошин Александр Викторович
В настоящей статье мы предпринимаем попытку сформулировать идею о необходимости личностного подхода к восточным единоборствам, которые подводятся под теоретический идеал. Тезисное раскрытие понимания самой личности с целью подведения ее под идеал наглядно демонстрирует, что личность имеет трехсоставную структуру, личность человека биологически избыточна, у представителей разных национальностей ментальная организация личности различна, слабые стороны личности необходимо компенсировать. С позиции В. И. Стрелкова, дополняющего взгляды З. Фрейда представлением о циклическом обращении информации внутри сложившейся структуры, отношения, которые складываются между отдельными подструктурами личности, выглядят таким образом, что инициатором всех процессов выступает Я, совпадающее с мотивационной сферой личности. В свою очередь, Я воздействует на ОНО поведенческую сферу, где хранится два источника генетической информации инстинкты и задатки. Наконец, СВЕРХ-Я, являясь сферой интеллектуальной, работает также с двумя источниками информации внешней, культурной, и внутренней, генетической. Представители Востока в отношении себя реализуют эволюционный путь развития, грамотно пользуясь достижениями иных культур, западный тип личности моментально обнаруживает у себя наличие способностей после того, как они актуализируются под влиянием кумулятивного эффекта мотивации, в русской ментальности генетически заложен личностный конфликт, поскольку имеет место парадоксальный тип отношений, когда низшее пытается управлять высшим, вследствие чего возникает проблема столкновения влечений с высшими ценностями, которые отказываются ассимилировать низшее. Предлагается технологическая карта, в основу которой кладется режим опережающего отражения, что в условиях обучения приводит умственную деятельность в динамику. Тем самым преодолевается генетическая стереотипия образов, что тождественно социально-педагогическому идеалу восточных единоборств в их сущности.
Скачать PDF

Научные принципы подготовки спортсменов в системе ценностей восточных единоборств

Сафошин А.В.
Статья посвящена проблема подготовки спортсменов в сфере восточных единоборств. Современный научный подход в восточных единоборствах это необходимость постановки у занимающихся акцента на такую ценность как дело, не забывая целостность психики, культуру, собственную личность в противном случае в процессе занятий спортом можно наблюдать феномен эмоционального выгорания. Сознательно рассматриваются схему «три лика времени» восточных единоборств через закономерности, которые подводят к необходимости сосредоточить внимание на виртуальной составляющей восточных единоборств времени, которое через три своих разновидности физическое, историческое и культурное. Автор утверждает, что спортсмена-единоборца от начала занятий до высших достижений нужно готовить с учетом времени имеющую равноценную пространству сущность, трехмерную по своему содержанию. Используя в тренировочном процессе совокупность научных принципов детерминизма, системности, историзма, диалектики, развития, редукции, деятельности позволит оптимизировать качественную подготовку спортсменов в сфере восточных единоборств в целом.
Скачать PDF

Особенности состояния самосознания граждан восточной окраины России (на материале исследования жител

Мухина Валерия Сергеевна, Манчилина Елена Александровна
Скачать PDF

Похожие термины: