ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Найдено 3 определения термина ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

раздел нейропсихологии, посвященный изучению механизмов и методов восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. На основе представлений об общественно-исторической природе формирования высших психических функций и их системной нейропсихологической организации было выдвинуто положение о возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, обусловливающих реализацию психических функций. В работах А.Р.ЛУРИЯ и его учеников были раскрыты механизмы восстановления высших психических функций. Это - перевод процесса на высший, осознанный уровень; замена выпавшего звена функциональной системы новым. Также был сформулирован ряд принципов восстановительного обучения: нейропсихологическая квалификация дефекта, опора на сохранные формы деятельности, внешнее программирование восстанавливаемой функции. В дальнейшем произошло соединение нейропсихологических методов восстановления с медикаментозными и социально-реабилитационными (групповые методы восстановления, изменения личности больного).

Оцените определение:

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

англ. compensation of higher mental functions) - отрасль нейропсихологии, основной задачей которой является изучение теоретических основ, механизмов и методов восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.

Теоретической базой В. в. п. ф. являются, с одной стороны, общепсихологические представления об общественно-исторической природе и прижизненном формировании высших психических функций и их системной организации, с др. стороны, нейропсихологическая концепция о системном строении и системной динамической локализации данных функций (см. Локализация высших психических функций). Указанные теоретические предпосылки позволили обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся физиологической основой психических функций. А. Р. Лурия были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки функциональных систем (перевод процесса на высший, осознанный уровень, замена выпавшего звена функциональной системы новым и др.).

Применение нейропсихологической теории В. в. п. ф. на практике при лечении раненых во время Великой Отечественной войны показало ее высокую эффективность. В этот период и были разработаны научные основы В. в. п. ф. - речевых, гностических, интеллектуальных, двигательных (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, Э. С. Бейн и др.).

Дальнейшее изучение проблем В. в. п. ф. было связано преимущественно с теоретическим анализом причин речевых нарушений и разработкой различных методов их восстановления.

Лурия и его учениками (Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман и др.) был сформулирован ряд принципов восстановительного обучения: нейропсихологическая квалификация дефекта, опора на сохранные звенья в психологической структуре функции и на сохранные афферентные звенья в структуре функциональной системы, опора на сохранные формы деятельности, внешнее программирование восстанавливаемой функции и др.

Изучение динамики восстановления различных видов речевой деятельности под влиянием восстановительного обучения позволяет проанализировать природу и механизмы нарушения различных речевых функций, в частности роль зрительных образов в формировании афазии. Работы Цветковой и ее сотрудников показали, что нарушения номинативной функции речи связаны с дефектами речевой организации зрительного восприятия.

Дальнейшее развитие данного направления нейропсихологии связано с расширением сферы применения методов восстановительного обучения, разработкой методов восстановления процессов памяти, внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы, а также общей и умственной работоспособности; с созданием комплексных методов восстановления функций путем сочетания психологического и медикаментозного воздействия на личность больного. Одним из важнейших разделов данного направления является изучение социально-психологической стороны восстановительного обучения, разработка групповых методов восстановления речевых функций, путей корригирования изменений личности больного.

Высокая социальная значимость результатов исследования проблемы В. в. п. ф. связана с большой социальной потребностью в такого рода работах в области мед. психологии (в частности, в связи с ростом числа сердечно-сосудистых заболеваний) и большой эффективностью нейропсихологиче-ских методов В. в. п. ф. (Л. С. Цветкова)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Восстановление высших психических функций

Категория. Раздел нейропсихологии.

Специфика. Здесь изучаются механизмы и методы восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. На основе представлений об общественно-исторической природе формирования высших психических функций и их системной нейропсихологической организации было выдвинуто положение о возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, обусловливающих реализацию этих психических функций. В работах А.Р.Лурия и его учеников были раскрыты механизмы восстановления высших психических функций. Прежде всего это - перевод процесса на высший, осознанный уровень; замена выпавшего звена функциональной системы новым. Был сформулирован ряд принципов восстановительного обучения: нейропсихологическая квалификация дефекта, опора на сохранные формы деятельности, внешнее программирование восстанавливаемой функции.

Практика лечения, в том числе раненых во время Великой Отечественной войны, - восстановление речевых, гностических, интеллектуальных, двигательных функций - показала эффективность этих представлений. В дальнейшем произошло соединение нейропсихологических методов восстановления с медикаментозными и социально-реабилитационными (групповые методы восстановления, изменения личности больного).

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Гемосферологическая классификация высших психических функций человека

Зюзерова Н.С., Лучинин А.В.
Скачать PDF

Особенности высших психических функций при патологии мозолистого тела

Ковязина Мария Станиславовна, Балашова Елена Юрьевна
Проанализированы публикации, посвященные вкладу мозолистого тела (МТ) в организацию высших психических функций (ВПФ) и в межполушарное взаимодействие. Большинство авторов приходят к выводу, что при нейропсихологическом обследовании лиц с патологией МТ можно выявить проблемы в различных ВПФ. Изложены результаты нейропсихологического обследования 29 лиц с различными вариантами патологии МТ.
Скачать PDF

Развитие высших психических функций у часто болеющих детей младшего школьного возраста

Катасонова Анна Васильевна, Кравцова Наталья Александровна, Потребич Юлия Геннадьевна
Исследовано состояние высших психических функций у часто болеющих детей младшего школьного возраста. По результатам нейропсихологического обследования выявлены особенности развития ВПФ.
Скачать PDF

Нейропсихологический анализ сформированности высших психических функций в контексте успешности обуче

Сметанникова Ирина Николаевна
Представлены результаты нейропсихологического обследования детей младшего школьного возраста с разной успеваемостью. Рассмотрены основные факторы трудностей обучения и их взаимодействие.
Скачать PDF

Влияние индивидуально-типологических особенностей высших психических функций младших школьников на ф

Ахутина Т. В., Бабаева Юлия Давидовна, Кричевец Анатолий Николаевич, Воронова М. Н., Егорова Ольга Ивановна
В статье рассматривается формирование навыка письма у трех групп школьников с разными вариантами развития психических функций, выделенными на основе нейропсихологических характеристик. Использование методики точной регистрации движений при письме в сочетании с нейропсихологическим обследованием детей дало возможность выявить зависимость показателей письма и их динамики от силы и слабости компонентов, входящих в функциональную систему письма испытуемых. Сделан вывод о том, что каждой группе соответствует свой специфический паттерн показателей времени, качества письма и ошибок, объясняемый первично отстающим звеном функциональной системы письма у данного ребенка, а также компенсаторными перестройками.
Скачать PDF

Нейропсихологические синдромы несформированности высших психических функций у младших школьников с о

Цветкова Любовь Семеновна, Цветков Андрей Владимирович
В статье анализируются данные нейропсихологического обследования детей 7-10 лет с трудностями в обучении и поведении. Все дети обучались в общеобразовательных школах и наблюдались в Центре интеллектуального развития ребенка. Выделен ряд нейропсихологических синдромов отклоняющегося развития.
Скачать PDF

Особенности развития высших психических функций детей старшего дошкольного возраста с ВИЧ-инфекцией

Астаева Алена Васильевна, Астахова Лариса Викторовна
Рассматривается одна из актуальных проблем современного общества -проблема распространения ВИЧ-инфекций в детской популяции. Особое внимание уделяется проблеме влияния этой инфекции на развитие и созревание высших психических функций в онтогенезе с целью выделения мишеней коррекционной программы.
Скачать PDF

Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвит

Астаева Алена Васильевна, Воронкова Дарья Ивановна, Королева Марианна Борисовна
Рассмотрены особенности развития высших психических функций детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с целью раскрытия взаимосвязи, существующей между структурами созревающего мозга и развивающимися на их основе психическими функциями и выявить нарушения, специфичные для речевой патологии. Выделены специфические возрастные особенности разития психики детей в норме и при патологии с целью выделения мишеней коррекционной программы.
Скачать PDF

Влияние неблагоприятных экологических условий на состояние высших психических функций дошкольников

Баранская Л. Т., Темнова О. В.
Проведен анализ состояния высших психических функций у детей дошкольного возраста, проживающих на территориях Свердловской области, отличающихся по экологическим условиям. Показано влияние неблагоприятных экологических факторов на уровень сформированности большинства психических функций и степень зрелости соответствующих структур мозга, которые определяют готовность ребенка к обучению в школе
Скачать PDF

Динамика состояния высших психических функций у больных с острыми нарушениями мозгового кровообращен

Ермакова Лилия Алексеевна, Шамуров Юрий Степанович, Свиридова Лидия Прокопьевна, Василенко Андрей Федорович
Проведено динамическое исследование особенностей нарушения ВПФ при геморрагических и ишемических инсультах в левой гемисфере на разных этапах острого периода. Описаны общие тенденции, характерные для обеих форм инсульта. Выявлены особенности изменения нейропсихологических симптомокомплексов в динамике острого периода, обусловленные как нозологической формой инсульта, так и временными параметрами процесса лечения.
Скачать PDF

Особенности высших психических функций у сельских младших школьников

Колмакова Наталья Викторовна
Рассматривается влияние места проживания на развитие высших психических функций в младшем школьном возрасте. Выявлено, что городские младшие школьники опережают сельских сверстников в сроках формирования функций программирования, контроля и серийной организации движений, а также в уровне сформированности вербальных функций. Сельские дети характеризуются лучше сформированным зрительным гнозисом и большим объемом зрительно-пространственной памяти.
Скачать PDF

Влияние социокультурных факторов на развитие высших психических функций

Фотекова Татьяна Анатольевна
Представлена структура речеведческой подготовки студентов факультета иностранных языков, направленная на повышения уровня коммуникативной компетенции в области родного и изучаемого языков. Дана подробная характеристика составляющим процесса обучения, обеспечивающего овладение теоретическими профессионально ориентированными сведениями. Приведены примеры практических заданий, способствующих закреплению получаемых знаний и формированию коммуникативно-речевых билингвальных умений. Предусмотрено изучение динамики профессионального речевого развития студентов.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: