ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Восстановление высших психических функций
Категория. Раздел нейропсихологии.
Специфика. Здесь изучаются механизмы и методы восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. На основе представлений об общественно-исторической природе формирования высших психических функций и их системной нейропсихологической организации было выдвинуто положение о возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, обусловливающих реализацию этих психических функций. В работах А.Р.Лурия и его учеников были раскрыты механизмы восстановления высших психических функций. Прежде всего это - перевод процесса на высший, осознанный уровень; замена выпавшего звена функциональной системы новым. Был сформулирован ряд принципов восстановительного обучения: нейропсихологическая квалификация дефекта, опора на сохранные формы деятельности, внешнее программирование восстанавливаемой функции.
Практика лечения, в том числе раненых во время Великой Отечественной войны, - восстановление речевых, гностических, интеллектуальных, двигательных функций - показала эффективность этих представлений. В дальнейшем произошло соединение нейропсихологических методов восстановления с медикаментозными и социально-реабилитационными (групповые методы восстановления, изменения личности больного).

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
англ. compensation of higher mental functions) - отрасль нейропсихологии, основной задачей которой является изучение теоретических основ, механизмов и методов восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.
Теоретической базой В. в. п. ф. являются, с одной стороны, общепсихологические представления об общественно-исторической природе и прижизненном формировании высших психических функций и их системной организации, с др. стороны, нейропсихологическая концепция о системном строении и системной динамической локализации данных функций (см. Локализация высших психических функций). Указанные теоретические предпосылки позволили обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся физиологической основой психических функций. А. Р. Лурия были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки функциональных систем (перевод процесса на высший, осознанный уровень, замена выпавшего звена функциональной системы новым и др.).
Применение нейропсихологической теории В. в. п. ф. на практике при лечении раненых во время Великой Отечественной войны показало ее высокую эффективность. В этот период и были разработаны научные основы В. в. п. ф. - речевых, гностических, интеллектуальных, двигательных (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, Э. С. Бейн и др.).
Дальнейшее изучение проблем В. в. п. ф. было связано преимущественно с теоретическим анализом причин речевых нарушений и разработкой различных методов их восстановления.
Лурия и его учениками (Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман и др.) был сформулирован ряд принципов восстановительного обучения: нейропсихологическая квалификация дефекта, опора на сохранные звенья в психологической структуре функции и на сохранные афферентные звенья в структуре функциональной системы, опора на сохранные формы деятельности, внешнее программирование восстанавливаемой функции и др.
Изучение динамики восстановления различных видов речевой деятельности под влиянием восстановительного обучения позволяет проанализировать природу и механизмы нарушения различных речевых функций, в частности роль зрительных образов в формировании афазии. Работы Цветковой и ее сотрудников показали, что нарушения номинативной функции речи связаны с дефектами речевой организации зрительного восприятия.
Дальнейшее развитие данного направления нейропсихологии связано с расширением сферы применения методов восстановительного обучения, разработкой методов восстановления процессов памяти, внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы, а также общей и умственной работоспособности; с созданием комплексных методов восстановления функций путем сочетания психологического и медикаментозного воздействия на личность больного. Одним из важнейших разделов данного направления является изучение социально-психологической стороны восстановительного обучения, разработка групповых методов восстановления речевых функций, путей корригирования изменений личности больного.
Высокая социальная значимость результатов исследования проблемы В. в. п. ф. связана с большой социальной потребностью в такого рода работах в области мед. психологии (в частности, в связи с ростом числа сердечно-сосудистых заболеваний) и большой эффективностью нейропсихологиче-ских методов В. в. п. ф. (Л. С. Цветкова)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
598.95 кб

К вопросу диагностики нарушений и восстановления высших психических функций у лиц с очаговым поражен

А.К. Садырбекова, К.Б. Нургалиев, Д.Г. Жеткіншек
В статье рассматриваются представления о значении симптомов нарушения высших психических функций с целью диагностики очагов поражения на основе использования специальных методов исследования, а также оценка с их помощью динамики в
Читать PDF
1.61 мб

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ПАЦИЕНТОВ, ПЕРЕНЕСШИХ ОСТРОЕ НАРУШЕНИЕ МОЗ

Никитин М. В., Шонгина Н. Н., Чукина И. М.
В статье приводятся данные исследования пациентов с афазиями и другими нарушениями высших психических функций на стадии реабилитации в условиях санаторно-курортного комплекса.