ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
обучение, направленное на восстановление функций, утраченных или нарушенных в результате какого-л. заболевания

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Восстановительное обучение
используется в нейропсихол. практике восстановления нарушений высших психич. функций (ВПФ) у больных с локальным поражением мозга. Науч. методологический и теорет. базис отеч. нейропсихологии, создавший условия для развития практики восстановления ВПФ, практики В. о.: а) системно-деятельностный подход к анализу дефекта и к технологии и техникам восстановительного обучения; б) уровневый подход к анализу и преодолению дефекта; в) социальнобиологическая интеграция в развитии, распаде и восстановлении ВПФ; г) примат психологического в дефекте, в его анализе и пути его преодоления. Положения отеч. школы нейропсихологии, к-рые лежат в основе выбора пути восстановления нарушенных ВПФ и методов В. о.: 1) ВПФ при органических локальных поражениях мозга не распадаются (и не выпадают), а нарушаются всякий раз по-разному в зависимости от локализации очага поражения головного мозга. 2) При поражении одного какого-то участка коры головного мозга могут быть нарушены неск. ВПФ, причем только те, в структуре к-рых имеется один и тот же фактор, напр., при поражении зоны TPO (Temporalis-Parietalis-Occipitalis) нарушаются письмо, чтение, счет, импрессивная речь и др., в структуре к-рых имеется общий фактор - пространственное восприятие. 3) Одна и та же ВПФ может оказаться нарушенной при поражении различных, территориально не связанных участков мозга (напр., счет нарушается и при поражении лобных зон коры мозга, и зоны TPO, и височных отделов коры мозга). 4) Локализация симптома не совпадает с локализацией ВПФ; 5) Чтобы поставить топический диагноз пострадавшей ВПФ, необходимо выявить фактор, лежащий в основе нарушения этой ВПФ, и, следовательно, в основе наблюдаемого синдрома. Существует неск. путей восстановления ВПФ после органических поражений мозга. Принципы В. о. больных с поражением головного мозга условно разделяют на психофизиологические, психологические и психолого-педагогические. Одним из важнейших общих принципов В. о. является принцип О. с больным (вербального, невербального и их совместного). О. является важнейшим методом возможности больного актуализировать свой прошлый опыт, через актуализацию энграфических записей. Каждое занятие начинается и заканчивается О. с больным; оно является одновр. и одной из задач В. о. и его целью. Методы В. о. направлены на преодоление дефекта и на восстановление ВПФ, и деятельности больных, возвращение их в норм. социальную среду, а не в упрощенную. В этом принципиальное отличие теории и методики В. о. школы Лурии-Цветковой от подхода зарубеж. специалистов. Лит.: Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972; Она же. Восстановление высших психических функций. М., 2004. Л. С. Цветкова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Восстановительное обучение
восстановление нарушений высших психических функций (ВПФ) у больных с локальным поражением мозга. В. о. используется в нейропсихологической практике. Научный методологический и теоретический базис отечественной нейропсихологии создал условия для развития практики восстановления ВПФ, практики В. о. На клиническом и экспериментальном материале было показано, что ВПФ имеет сложную и изменяющуюся во времени в процессе ее развития (или нарушения) структуру. А осуществляющие ее мозговые механизмы представляют собой функциональную систему (ФС), основанную на совместной работе территориально независимых областей мозга. При локальных поражениях мозга (1) ВПФ не распадается полностью (не выпадает), а наступает ее дезорганизация, (2) нарушенными могут быть несколько психических функций (но одна и та же психическая функция может оказаться нарушенной при поражении различных участков мозга), (3) каждое нарушение ВПФ имеет специфику, зависящую от топики поражения мозга и от того, какое звено (или фактор) в функциональной системе оказался нарушенным, (4) локализация симптома не совпадает с локализацией ВПФ, важно выявить "фактор", лежащий в основе синдрома нарушения той или иной ВПФ. Путь восстановления ВПФ — это путь перестройки функциональной системы. В соответствии с принципами нейропсихологии (социального генеза ВПФ, их системного строения, их динамической организации и локализации) "объективирование" расстроенной функции, вынесение ее наружу и превращение ее во внешнюю деятельность является одним из основных путей при компенсации поражений" (Л. С. Выготский). Отечественными психологами (А. Р. Лурия, Э. С. Бейн, В. М. Коган, Л. С. Цветкова, др.) разработан новый метод восстановления — метод рационального В. о., научные основы которого заложены в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время выделяют несколько направлений в практической работе В. о., хотя обычно они применяются одновременно. Первое направление. В. о. строится так, чтобы нарушенное звено функциональной системы (ФС) было замещено "резервным" (используются те афферентации нарушенной ФС, которые имелись в онтогенезе и у взрослого человека уступили место ведущей афферентации). Такое создание новых ФС происходит путем внутрисистемной перестройки. "Атака слабого звена" — предполагает воздействие на слабое звено путем его систематической тренировки. Второе направление. Создание новых ФС на основе включения новых звеньев, не принимавших ранее прямого участия в нарушенной ФС. "Опора на сохранные звенья" — предлагает развивать обходные пути преодоления дефекта или приспособления к нему. Это путь межсистемной перестройки пострадавшей функции. Третье направление. Перестройка, учитывающая многоуровневое системное строение ВПФ, предусматривает либо перевод функции на более низкий и менее произвольный уровень с целью дальнейшего восстановления более высокого уровня ее протекания, либо на более высокий уровень ее организации, требующий включения сознания, с целью преодоления дефектов более низкого уровня. Четвертое направление — лекарственная терапия. Пятое направление — восстановление заторможенных функций путем изменения установки личности. Интерактивный подход ставит во главу угла взаимодействие реабилитатора и пациента и обеспечение мотивации пациента при обращении к решению реабилитационных задач. Принципы В. о. больных с поражением головного мозга условно разделяют на психофизиологические, психологические и психолого-педагогические. В. о. входит в качестве основного структурного звена в процессе нейропсихологической реабилитации больных. Нейропсихологическая реабилитация представляет собой комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие на больного и системное психологическое воздействие на дефект, учитывающее его механизм и предусматривающее апелляцию к личности больного и к малым социальным группам больного (терапевтическая группа, семья, трудовой коллектив), направленное прежде всего на восстановление ВПФ (а не приспособление к дефекту), как на главную задачу, решение которой позволит привести к достижению конечной цели — восстановлению его личного и социального статуса, возвращению в нормальную (а не упрощенную) социальную среду, к общественной и трудовой деятельности. Разработанные методы В. о. больных с поражениями мозга могут применяться и применяются в коррекционно-развивающем обучении детей с трудностями обучения. Хотя отдельные методические приемы меняются, в частности, меняются способы мотивации детей к выполнению заданий, принципиальная основа построения стратегии и тактики коррекционно-развивающего обучения сохраняется — развитие слабого звена при опоре на сильные звенья в ходе специально организованного взаимодействия ребенка и педагога.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
583.81 кб

Восстановительное обучение или восстановление речи у больных с афазией?

Храковская Мария Григорьевна
В статье отражен оптимистический взгляд автора на возможность восстановления нарушенных психических функций у больных с афазией, с апраксией, со зрительной агнозией.
Читать PDF
3.27 мб

Концептуальность обучения супружеских пар приемам немедикаментозной профилактики и восстановительной

Филиппов Е.Ф.
По свидетельству Г.В. Васильченко (2001), в отечественной практике отсутствует целостная концепция обучения супругов приемам восстановительного лечения при диагнозе «изолированное иммунное бесплодие».
Читать PDF
1.69 мб

Формирование навыков самообслуживания в программе восстановительного обучения пациентов молодого воз

Никишина В.Б., Петраш Е.А., Шутеева Т.В., Стороженко М.В., Савостиков В.А.
В статье представлены результаты исследования по формированию навыков самообслуживания в программе восстановительного обучения постинсультных пациентов молодого возраста.
Читать PDF
1.47 мб

Гностическая проекция восстановительного обучения моторным функциям методом машинного зрения при ише

Никишина Вера Борисовна, Петраш Е.А., Стороженко М.В., Никишин И.И., Никишина Е.И.
Введение. Распространённым подходом к восстановительному обучению постинсультных пациентов является метод восстановления системы через функцию.
Читать PDF
358.54 кб

Проблемное обучение в методике восстановительно-профилактической профессиональной подготовки студент

Пешков Владимир Федорович
Представлен процесс разработки четырех вариантов проблемного метода обучения в структуре методики профессиональной восстановительно-профилактической подготовки студентов факультета физической культуры.