ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ это что такое ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ: определение — Психология.НЭС
ВОСПРИЯТИЯ, ОБЪЕМ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Найдено 17 определений термина ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Воспроизведение

Припоминание или восстановление в памяти информации, которую человек ранее запомнил (усвоил).

Оцените определение:

Источник: Психология критического мышления. Термины по книге

Воспроизведение

процесс памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту объекты.

Источник: Дошкольная психология

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей. Различается НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ воспроизведение, когда прошлое содержание актуализируется без специальной задачи, и ПРОИЗВОЛЬНОЕ, обусловленное реализацией особой задачи. В любом случае воспроизведение имеет ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание ТЕРЯЕТ РЯД ВТОРОСТЕПЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ и приобретает обобщенных характер, соответствующий решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (непосредственное воспроизведение) не вceгдa дает лучший результат по сравнению с отсроченным. В качестве основных методов исследования воспроизведения используют метод заучивания (метод последовательных воспроизведенной), метод антиципации, метод сбережения, предложенные немецким психологом Г.Эббингаузом, свободное воспроизведение, упорядоченное, метод Броуна - Петерсона, когда сразу после запоминания дается интерферирующая задача.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г.493

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

процесс извлечения информации, хранящейся в памяти долговременной, - актуализация ранее сформированного психологического содержания (мыслей, образов, чувств, движений) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей. Доступное для наблюдения умственное действие, состоящее в восстановлении и реконструкции актуализованного содержания в некоей знаковой форме. Чаще всего требует вспоминания той структурной организации, что сформировалась при запоминании. В порядке возрастания требуемых усилий можно выделить такие ступени воспроизведения:

1) воспроизведение непроизвольное и произвольное;

2) собственно воспроизведение - в узком смысле - действует без опоры на образ восприятия, однако информация припоминается целенаправленно и без особых усилий;

3) припоминание. В отличие от узнавания, воспроизведение реализуется без повторного восприятия стимула и может выступать в произвольной и непроизвольной форме. Как и узнавание, применяется как методический прием определения эффективности запоминания или заучивания. Количество ошибок воспроизведения уменьшается, когда оно тренируется и сопровождается высокой мотивацией. Эффективность его зависит от применяемого метода: чем больше ситуация воспроизведения соответствует ситуации запоминания, тем оно лучше. В любом случае воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и обретает обобщенный характер, соответственный решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (воспроизведение непосредственное) не всегда дает лучший результат по сравнению с отсроченным. Метод антиципации и метод сбережения предложил немецкий психолог Г. Эббинхауз.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Возникновение в сознании зафиксировавшихся в памяти в процессе жизненного опыта объектов, мыслей, чувств. В. является одним из компонентов структуры памяти и может быть активным, то есть целенаправленно вызываемым, и пассивным, возникающим нецеленаправленно. При ослаблении памяти вследствие постепенно развивающихся органических заболеваний (церебральный атеросклероз, эпилепсия) затруднения активного В. предшествуют недостаточности удержания в памяти и запоминания.

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

англ. recall, reproduction) - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (извлечение, retrieval) ранее закрепленного содержания из долговременной памяти и перевода его в кратковременную память (оперативную). В. бывает непроизвольным или произвольным. При непроизвольном В. человек не ставит специальной цели припомнить что-либо; оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя она и не направлена на В. Непроизвольное В. может иметь не хаотический, а относительно связный, избирательный характер. Направление и содержание В. определяется в этом случае теми ассоциациями, которые образовались в прошлом опыте человека. Произвольное В., называемое также припоминанием, составляет основу множества процедур (методов, методик), применяемых при изучении памяти человека, - методов В., в которых испытуемого просят воспроизвести полностью или частично, но как можно точнее, то или иное содержание из прошлого опыта. В отличие от процедуры др. типа, которая также широко используется для изучения памяти, - метода узнавания - в процедурах В. непосредственно не предъявляется тот материал, который испытуемому необходимо в той или иной форме воспроизвести. Еще в конце XIX в. нем. психолог Г. Эббингауз предложил ряд классических методов изучения памяти, основанных на В.: метод заучивания (метод последовательных воспроизведений), метод антиципации, метод сбережения. Позже появились такие методы, как свободное воспроизведение, упорядоченное воспроизведение, методика частичного воспроизведения, методика Петерсонов (точнее, Брауна-Петерсонов), методика парных ассоциаций (см. Парных ассоциаций методика) и др.

В. - активный, "творческий" процесс, связанный с перестройкой, реконструкцией, преобразованием воспроизводимого, особенно большого по объему материала. Реконструкция материала при В. впервые была детально изучена Ф. Бартлеттом (1932), в исследовании которого использовался прием последовательного припоминания: несколько человек по очереди воспроизводят ситуацию, непосредственно воспринятую и рассказанную первым из них. Бартлетт установил, что В. представляет собой не чистую репродукцию угасающей в памяти информации, а интеллектуальную реконструкцию, которая: а) проявляется в отборе главного и отсеве второстепенного материала, в обобщении и привнесении нового содержания, в изменении последовательности изложения, в различных заменах и искажениях воспроизводимого материала; б) зависит от большого числа факторов, в т. ч. от мотивов, целей и задач деятельности, уровня осмысления материала, эмоционального отношения к нему и т. д. А. А. Смирнов (1966) детально проанализировал конкретные формы отступлений от подлинника, наблюдаемых при В. Основные из них след.: 1) обобщение того, что в оригинале дано в развернутой, детализированной форме; 2) конкретизация и детализация того, что дано в более общем и сжатом виде; 3) замена одного содержания др., равнозначным по смыслу; 4) перемещение отдельных частей; 5) объединение того, что дано отдельно друг от друга, и разъединение того, что в оригинале связано между собой; 6) дополнения, выходящие за пределы оригинала; 7) искажения смыслового содержания оригинала. Как заметил С. Л. Рубинштейн, подобные трансформации материала по своей психологической природе являются результатом непреднамеренной, но, безусловно, направленной работы мысли внутри В. См. также Память, Реминисценция, Ретроактивное торможение. (Т. П. Зинченко.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Воспроизведение

согласующийся результат, который получен в серии исследований, включающих различные методологии или выборки.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru172

Воспроизведение

Категория. Мнемический процесс.

Специфика. Актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения). Воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенных характер, соответствующий решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (непосредственное воспроизведение) не всегда дает лучший результат по сравнению с отсроченным.

Диагностика. В качестве основных методов исследования воспроизведения используют метод заучивания (метод последовательных воспроизведенной), метод антиципации, метод сбережения, предложенные Г.Эббингаузом, свободное воспроизведение, упорядоченное, метод Броуна - Петерсона, когда сразу после запоминания дается интерферирующая задача.

Виды:

- непроизвольное воспроизведение, когда прошлое содержание актуализируется без специальной задачи,

- произвольное воспроизведение, обусловленное реализацией особой задачи.

Источник: Психологический словарь

Воспроизведение

recall). Способность восстанавливать в памяти информацию об объектах, которые в данный момент отсутствуют.

Источник: Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Воспроизведение (повторение)

replication). Систематические повторения некоторого эксперимента, чтобы убедиться, что полученные в ходе его проведения данные обладают валидностью и подлежат генерализации.

Источник: Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Воспроизведение

Возникновение в сознании образа какого-либо объекта или субъекта, воспринимавшегося ранее и отсутствующего в поле зрения в данный момент, а также проявление в настоящее время в сфере текущего сознания имевшихся ранее мыслей, чувств, переживаний.

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

один из процессов памяти, при котором в сознании возникают образы каких-л. объектов, воспринимавшихся ранее и отсутствующих в данный момент, а также известные по прошлому опыту мысли, движения, чувства

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

один из процессов памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного «.. ранее материала. В. бывает непроизвольным или произвольным. В. может иметь относительно связный, избирательный характер, при этом человек не ставит специальной цели припомнить что-либо. Направление и содержание В. определяются в этом случае теми ассоциациями, которые образовались в прошлом опыте человека. Произвольное В. происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти, иначе оно называется припоминанием. В. почти никогда не является фотографически точной передачей воспринятого. Оно — активный, творческий процесс, связанный с перестройкой, реконструкцией воспроизводимого, особенно большого по объему материала. Реконструкция здесь проявляется в отборе главного и отсеве второстепенного материала, в обобщении и привнесении нового содержания, в изменении последовательности изложения, в различных заменах и искажениях воспроизводимого материала. Большое значение имеет вопрос о готовности памяти к В., которая выражается в способности к быстрой и точной актуализации следов памяти, требуемых задачами деятельности. Степень готовности к В. зависит в значительной мере от того, как осуществляется запоминание. Важное значение имеет специальная установка на своевременное В. В. может осуществляться в различных формах: 1) узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта; 2) воспоминание, которое осуществляется в отсутствие восприятия объекта; 3) припоминание, представляющее собой наиболее активную форму В., во многом зависящую от ясности поставленных задач; 4) реминисценция — как бы непроизвольное В. давно, казалось бы, забытого. В. ранее воспринятого происходит, как правило, в отсутствие непосредственных раздражителей, оно осуществляется на основе оживления старых связей и поэтому имеет место только при наличии более или менее прочно закрепленных связей. Узнавание, в отличие от других форм В.— происходит в условиях непосредственного воздействия внешних раздражителей, активизирующих старые связи.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Воспроизведение

возвращение из хранилищ памяти в сознание образов воспринятого ранее. Воспроизведение может быть как произвольным или эксплицитным, так и непроизвольным, имплицитным. Процесс воспроизведения следов памяти характеризуется поразительной скоростью, высокой степенью избирательности, а нередко и исключительной точностью воспоминаний, удовлетворительных объяснений чему в настоящее время не существует. Тем не менее воспоминания и вполне адекватного человека достаточно часто бывают полны искажений, неточностей, пробелов. Трудно сказать какие воспоминания являются более точными: произвольные или непроизвольные. Нарушения воспроизведения являются часто встречающимися симптомами патологии памяти. Это, например, галлюцинации памяти. Синонимы: Репродукция (лат. re - приставка, означающая возобновление или противоположное действие; productio - производство, произведение), Воспоминание.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

воспроизведение

процесс актуализации конкретного содержания памяти, появления в сознании образа, представления, воспринятого ранее обьекта, процесса в той или иной знаковой форме. В. является одним из этапов овладения знаниями, используется в основе методического приема определения эффективности запоминания, заучивания.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Воспроизведение

(recall) — восстановление в памяти воспринятых ранее, но отсутствующих в данный момент стимулов.

Источник: Психология развития, методы исследования

Найдено рефератов по теме ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ — 0

Найдено научных статей по теме — 11

Влияние смыслового фона на воспроизведение и узнавание слов-омонимов

Мамина Татьяна Михайловна
В работе рассматриваются результаты экспериментального исследования процесса заучивания слов-омонимов с предъявлением или без предъявления «смыслового фона». Показано, что предъявление слов-омонимов без «смыслового фона» приводит к снижению эффективности их заучивания по сравнению с нейтральными словами. Предъявление слов-омонимов совместно с образным «смысловым фоном», напротив, способствует повышению эффективности их заучивания по сравнению с нейтральными словами. Результаты рассматриваются в рамках теории сознания В. М. Аллахвердова.
Скачать PDF

Непосредственное и отсроченное воспроизведение учебного материала школьниками с различным уровнем ра

Осинина Татьяна Николаевна
Представлены результаты исследования воспроизведения учебного материала школьниками 12-13 лет с различным уровнем развития мнемических способностей. Показано, что эффективность непосредственного и отсроченного воспроизведения учебного материала является следствием системного взаимодействия функциональных, операционных и регулирующих механизмов, обусловливающих уровень развития мнемических способностей.
Скачать PDF

Воспроизведение типов привязанности в отношениях с близкими людьми

Куницына Валентина Николаевна, Казанцева Татьяна Валерьевна
В статье обсуждаются результаты исследования, подтверждающие кросс-ситуативную устойчивость типа привязанности. Показано, что в отношениях с разными значимыми лицами (матерью, другом, подругой) повторяется схожий тип отношений, при этом качество привязанности к матери является определяющим. Описаны особые случаи трансляции типа привязанности из отношений с матерью в отношения с другими партнерами. Воспроизводство типа отношений связывается с наличием определенных личностных черт, установок, восприятием себя.
Скачать PDF

Влияние способов воспроизведения на объем воспроизводимых движений

Гончаров В.И.
Скачать PDF

Феномен воспроизведения двигательных навыков

Гончаров Виктор Иванович
В работе представлена схема воспроизведения двигательного навыка, его высший, вегетативный и периферический уровни. Уровни воспроизведения двигательного действия постоянно между собой взаимодействуют и подстраиваются друг под друга, но в определенном диапазоне, не позволяющем приводить к срыву воспроизведения. Качество воспроизведения по системе обратной связи при необходимости корректируется. При этом корректировка может происходить на любом уровне, обеспечивая воспроизведение достигнутого качества освоения заученного двигательного действия. Большое внимание уделено анализу различных внутренних и внешних факторов, влияющих на качество исполнения заученных движений. К первым относятся уровень эмоционального возбуждения, фасилитация, состояние, в том числе мышц, самочувствие, ко вторым двигательная нагрузка, техническое состояние мест соревнований, погодные условия, геомагнитная обстановка.
Скачать PDF

Проявление феномена «Зон неосознаваемости» ошибок воспроизведения амплитуд движений в условиях некот

Андрейченко Анна Дементьевна
На феномен «зон неосознаваемости» ошибок воспроизведения амплитуд движений впервые обратил внимание В.И. Гончаров (2007) при исследовании «памяти на движения». Он проявляется при воспроизведениях без визуального контроля и присущ всем, но величина его размаха имеет индивидуальный характер. Автором была предложена методика определения размаха «зон неосознаваемости» ошибок воспроизведения амплитуд движений, доказано соответствие им соответствующих ошибок, что доказало ее валидность. Было также получено, что у лиц, имеющих спортивный опыт размах этих зон уже, что улучшает точность воспроизведения. Исследуя этот феномен у занимающихся художественной гимнастикой (2012), мы обнаружили, что размах «зон неосознаваемости» ошибок воспроизведения амплитуд движений зависит от условий предъявления и воспроизведения материала, возраста и спортивной квалификации спортсменок. Нами было также выявлено, что с возрастом и с повышением спортивной квалификации наблюдается усиление правосторонней асимметрии в наблюдаемом явлении (2013). В представляемом исследовании была поставлена цель рассмотреть влияние на показатели «зон неосознаваемости» ошибок воспроизведения амплитуд движений некоторых психофизиологических состояний: нервного напряжения (стресса) и состояния физического утомления.
Скачать PDF

Ошибки воспроизведения оценочных суждений при противоречивой обратной связи

Козлов Дмитрий Дмитриевич, Агафонов Андрей Юрьевич, Шалаева Наталья Юрьевна
Статья посвящена изучению условий возникновения ошибок воспроизведения оценочных суждений при наличии противоречивой обратной связи. Показано, что ошибки воспроизведения оценочных суждений связаны с уровнем доверия к получаемой информации и не зависят от таких личностных особенностей, как самооценка и уверенность в собственных суждениях.
Скачать PDF

Феномен интонирования как антропологический ориентир сохранения и воспроизведения облика человека оп

Торопова Алла Владимировна
Статья посвящена раскрытию содержания феномена интонирования как психологоантропологической категории. Рассматриваются биологические, социальные и «энергийные» истоки интонирующего сознания человека. Обосновывается генез музыкальноязыкового сознания определенной культуры, конфессии, социума на основе архетипического интонирующего слоя сознания человека. Показаны возможности дальнейшей научной применимости понятия «интонирование» в исследованиях экспрессивной функции коммуникаций между людьми, пусковых механизмов достижения различных состояний сознания, интонационной формы личности и ее идентичности, в раскрытии смысловой иерархии ее внутреннего пространства.
Скачать PDF

Особенности воспроизведения из долговременной памяти лично значимой информации

Романов К.М., Никишов С.Н.
Скачать PDF

Некоторые закономерности воспроизведения психологической информации из долговременной памяти

Романов К.М., Никишов С.Н., Уваров А.А.
Скачать PDF

Эффективность актуализации умственных действий и воспроизведения их семантического содержания в зави

Маланов Сергей Владимирович, Хабибрахманова Лилия Хафизовна
В статье рассматривается зависимость эффективности организации умственных действий и последующего воспроизведения их семантического содержания от порядка следования членов предложения в составе русскоязычного высказывания (предложения). Получены эмпирические данные, подтверждающие гипотезы о том, что эффективность трансляции семантического содержания описательного текста зависит от позиций, занимаемых членами предложения, а также от позиций высказываний (предложений) в составе текста.
Скачать PDF