ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ
восприятие и представление окружающего мира с помощью органа зрения – глаз – в виде зрительных ощущений и образов. В.з. – основной источник информации об окружающем мире для человека, так как зрение является для него ведущим органом чувств. См. восприятие.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ
совокупность процессов построения образа зрительного внешнего мира. Еще И. М. Сеченов доказал объективное сходство между предметом, его физическим изображением на сетчатке глаза и изображением в сознании. Человек не ощущает того, что происходит в его глазах при видении: он видит то, что находится перед глазами. Такую объективацию изображения можно сравнить с построением образа предмета плоским зеркалом, - но это зеркало сознания строит образы перед собой, видимый образ проецируется вовне и сливается с видимым предметом, совпадает с ним. Этот эффект ярко проявляется при диплопии. Из процессов восприятия зрительного более простые обеспечивают восприятие цвета (-> цветовосприятие), причем его основные механизмы и операции врожденны. К более сложным относятся операции восприятия формы, достаточно поздно формируемые и в филогенезе, и в~ онтогенезе. Их основой выступает восприятие пространственных группировок как объединения однотипных элементов, расположенных в достаточно узком поле зрительном.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Зрительное восприятие
visual perception) З. в. является одним из системообразующих способов отношения к физ. окружению. Оно предполагает способность организма использовать световое излучение. В то же время оно включает вклад определенных органов чувств, помимо глаз. З. в. отчасти достигается вкладом вестибулярного аппарата, расположенного в ухе, проприоцептивных чувствительных механизмов ощущений в мышцах и сухожилиях и температурных рецепторов. Предметы могут выглядеть как твердые или мягкие, шершавые или гладкие, горячие или холодные, и, тем не менее, в природе самого светового излучения нет ничего специфического для вызывания подобных впечатлений. Они возникают из того, что др. модальности чувств могут вызвать в сочетании с уже пережитыми на опыте свойствами, обычно рассматриваемыми как строго зрительные. Чтобы дать организму осн. сведения, благодаря к-рым зрение становится главным чувством, воспринимающий орган зрения (глаз) должен быть более сложным, чем к.-л. др. Цвет и яркость являются дополнительными измерениями по отношению к положению, форме и движению, обнаруженными в З. в. См. также Глаз, Зрение (теории зрения) С. X. Бартли

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Зрительное восприятие
Категория. Форма восприятия.
Специфика. Совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира.
Из этих процессов более простые обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равной с ним светлоты.
Основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга.
Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве, полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно-мышечной сенсорных систем. В пространственном зрении выделяют два основных класса перцептивных операций, обеспечивающих константное восприятие. Одни позволяют оценивать удаленность предметов на основе бинокулярного и монокулярного параллакса движения. Другие позволяют оценить направление. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операции, но их окончательное оформление происходит в приобретаемом в течение жизни опыте практических действий с предметами. Пространственное восприятие является основой восприятия движения, которое также осуществляется за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию движения.
Более сложными операциями зрительного восприятия является операции восприятия формы, которые и в филогенезе, и онтогенезе формируются достаточно поздно. Основой выступает восприятие пространственных группировок как объединение однотипных элементов, расположенных в достаточно узком зрительном поле.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
совокупность процессов построения видимого образа окружающей действительности. Зрительный образ является одной из разновидностей перцептивного образа и обладает свойствами целостности, структурности и константности. 3. в. выполняет также важную проприоцептивную функцию, участвуя в регуляции движений наблюдателя. Зрение дает начало целому ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик объектов, находящихся в зрительном поле человека. Наиболее элементарным является восприятие цвета. Оно сводится к оценке светлоты (видимой яркости), цветового тона (собственно цвета) и насыщенности (отличия цвета от серого равной светлоты). 3. в. пространства связано с процессами переработки пространственной информации в таких сенсорных системах, как слуховая, вестибулярная, кожно-мышечная и является по существу интермодельным. В нем выделяются две группы перцептивных операций: первая группа обеспечивает оценку удаленности объекта, вторая — оценку направления, в котором он расположен. Комбинации данных об удаленности объекта и его направлении обеспечивают константность восприятия величины видимых объектов. На основе данных о пространственном положении объектов строится восприятие видимого движения. Подобно другим видам восприятия, оно характеризуется высокой константностью: видимая скорость движущегося объекта обычно гораздо больше соответствует его абсолютной скорости, чем угловой. Наиболее сложным процессом 3. в. является восприятие формы. Для точного отражения фигуративных характеристик предмета большое значение имеют быстрые, саккадические движения глаз, с помощью которых наблюдатель фиксирует его характерные детали, а также устанавливает их пространственные отношения. Являясь синтезом остальных видов зрительной информации, видимая форма оказывается независимой относительно цвета, положения, ориентации и состояния движения предмета. Процесс построения зрительного образа протекает следующим образом. В первые 30 — 50 мс после предъявления стимула осуществляется оценка пространственного положения, удаленности и размеров. От 30 до 140 мс тратится на получение информации о параметрах движения. После этого начинается процесс спецификации формы предмета. В среднем через 300 мс после предъявления стимула процесс построения зрительного образа оказывается завершенным и приобретает свои окончательные характеристики.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
англ. visual perception) - совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. На ранних этапах филогенетического развития 3. в. обеспечивает получение информации в основном о пространственном положении и движении объектов. Позднее эта информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов. У высших млекопитающих, в т. ч. и у человека, 3. в. занимает в системе др. перцептивных процессов ведущее место (доминантность 3. в.). Наряду с задачей отражения предметов и их свойств оно выполняет также важную кинестезическую функцию (см. Двигательный анализатор, Кинестезические ощущения), участвуя в восприятии и регуляции собственных движений наблюдателя.
Современные данные показывают, что зрение дает начало целому ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик, находящихся в зрительном поле объектов.
Наиболее элементарным из них, по-видимому, является восприятие цвета. В простейшем случае оно сводится к оценке светлоты (видимой яркости), цветового тона (собственно цвета) и насыщенности (показателя, пропорционального степени отличия цвета от серого равной светлоты) отраженного поверхностью света. Основные механизмы восприятия цвета врожденные, они локализуются на уровне подкорковых образований мозга. См. также Цветовое зрение.
3. в. пространства связано с процессами переработки пространственной информации в таких сенсорных системах, как слуховая, вестибулярная, кожно-мышечная, и является по существу интермодальным. В нем выделяются 2 группы перцептивных операций. 1 -я группа обеспечивает оценку удаленности объектов. Важнейшей операцией этой группы является оценка удаленности на основе бинокулярного параллакса (признак глубины, связанный с различием проекций трехмерной ситуации на сетчатку левого и правого глаза) и монокулярного параллакса движения (признак, связывающий удаленность объекта с угловой скоростью его смещения при определенных движениях наблюдателя). 2-я группа операций обеспечивает оценку направления, в котором расположен тот или иной предмет. Характерно, что при этом предметное окружение выполняет роль неподвижной системы отсчета. Благодаря этому локализация объектов остается примерно неизменной во время движений наблюдателя (т. н. феномен стабильности видимого мира). Комбинация данных об удаленности и направлении обеспечивает константное восприятие (см. Константность восприятия) величины видимых объектов. См. также Бинокулярное зрение, Глубинное зрение.
Как показывают исследования, многие операции пространственного восприятия являются врожденными. Однако их координация осуществляется прижизненно. Важную роль в онтогенетическом развитии восприятия пространства играет включение отмеченных операций в состав практических, а затем и перцептивных действий.
На основе данных о пространственном положении объектов строится восприятие движения. Подобно др. видам восприятия, оно характеризуется высокой константностью: видимая скорость движущегося объекта обычно гораздо больше соответствует его абсолютной скорости, чем угловой. Константность имеет место при восприятии как реального, так и кажущегося движения. Нейрофизиологические исследования позволили обнаружить в подкорковых образованиях и коре мозга многочисленные детекторы движения - нейроны, чувствительные к перемещению стимулов в зрительном поле (см. Нейрон-детектор). Они участвуют в перцептивном анализе движения, а также в регуляции медленных следящих движений глаз, без которых точная оценка параметров движения предмета оказывается невозможной.
Наиболее сложным процессом 3. в. является восприятие формы. В фило- и онтогенезе оно развивается позднее восприятия движения. Восприятию формы предшествует пространственная группировка расположенных в зрительном поле однотипных элементов (см. Гештальт-психология). Для точного отражения фигуративных характеристик предмета большое значение имеют быстрые, саккадические движения глаз, с помощью которых наблюдатель фиксирует его характерные детали, а также устанавливает их пространственные отношения. Являясь синтезом остальных видов зрительной информации, видимая форма оказывается независимой относительно цвета, положения, ориентации и состояния движения предмета.
Отмеченные взаимоотношения, или микроструктура, процессов 3. в. проявляются в ходе его микрогенеза (см. Микрогенез восприятия). За первые 30-50 мс после предъявления стимулов осуществляется оценка пространственного положения, удаленности и абсолютных размеров. В зависимости от расстояния, проходимого объектами за единицу времени, от 30 до 140 мс тратится на получение информации о параметрах их движения. Воспринятое ранее пространство выполняет при этом функцию интермодальной системы отсчета, а сам движущийся объект воспринимается как некоторая бесформенная и вследствие этого весьма пластичная масса. Только после того как возникает восприятие движения объекта, начинается процесс спецификации его формы. Длительность этого процесса зависит от сложности формы. В среднем через 300 мс после предъявления стимула процесс построения зрительного образа оказывается завершенным и приобретает свои хорошо известные характеристики: общую пространственную стабильность, подвижность локальных объектов, инвариантность видимых форм относительно цвета, пространственного положения и состояния движения. (Б. М. Величковский.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Взгляд на зрительное восприятие

Роджерс Брайан
Более двух тысяч лет философы и экспериментальные психологи исследуют вопрос о том, как мы используем сигналы, приходящие от органов чувств, для того чтобы воспринимать окружающий нас мир.
Читать PDF

Зрительное восприятие учебного веб-ресурса

Тихонов Алексей Михайлович
Читать PDF

Зрительное восприятие как основа интеллекта

Зобнина Л.Я.
Статья посвящена проблеме природы интеллекта. Проводится сравнительный анализ характеристик зрения и обоняния, при этом показано, почему обоняние не могло сыграть в формировании интеллекта такую же роль, как зрение.
Читать PDF

Классификация в процессе зрительного восприятия

Карпинская Валерия Юльевна, Владыкина Наталья Петровна, Шилов Юрий Егорович
Представлены теоретические подходы к решению проблемы соотнесения знания и восприятия. Достаточно длительное время познание трактовалось, главным образом, лишь в качестве продолжения сенсорно-перцептивных процессов.
Читать PDF

Зрительное восприятие формы и цвета изображений

Чудина Юлия Александровна, Шляхта Дмитрий Александрович
В работе описаны результаты экспериментального исследования зрительного восприятия изображений разной формы и цвета.
Читать PDF

Зрительное восприятие и изобразительное искусство

Степанов Владимир Григорьевич, Борисова Анна Ивановна
В статье представлены примеры развития и постижения законов зрительного восприятия через художественное творчество в истории изобразительного искусства, а также изучение процесса восприятия методами нейронаук.
Читать PDF

Феномен асимметрии зрительного восприятия у человека

Галюк Наталья Андреевна
В статье рассматривается феномен асимметрии зрительного восприятия у человека, являющий собой индивидуальную характеристику его личности.
Читать PDF

Особенности зрительного восприятия нелинейной архитектуры

Сысоева Валентина Владимировна
Читать PDF

Особенности зрительного восприятия киберактивных пользователей

Толстова Ольга Игоревна
В статье изложены результаты эмпирического исследования особенностей зрительного восприятия киберактивных пользователей в возрасте 18-22 лет.
Читать PDF

Влияние фактора мотивации на восприятие сложных зрительных сцен

Петрова Н.А.
С помощью модифицированного «Теста детекции изменений» было установлено влияние фактора мотивации на распределение внимания в процессе восприятия сложных зрительных сцен, содержащих мотивационно значимые стимулы, на примере больны
Читать PDF

Психологические закономерности зрительного восприятия символов и эмблем

Егоров Илья Владимирович
В статье представлено использование психологических законов зрительного восприятия в различных гербах городов России. Описаны психологические законы зрительного восприятия.
Читать PDF

От схоластики к механицизму: теория зрительного восприятия Томаса Гоббса

Афанасьев Антон Николаевич
В данной статье предпринимается попытка проследить источники представлений Т.
Читать PDF

Дизрегуляция механизмов зрительного восприятия при формировании пресбиопии

Розанова Ольга Ивановна, Малышев Владимир Владимирович
На основании сравнительного и многофакторного дискриминантного анализов выявлены достоверные различия в состоянии зрительной системы пациентов с пресбиопией и здоровых лиц.
Читать PDF

Развитие зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе

Кунцевич Маргарита Михайловна
В статье раскрывается необходимость развития слухового и зрительного восприятия в процессе подготовки ребенка к школьному обучению.
Читать PDF

Развитие зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе

Шишигина Наталья Ивановна, Кунцевич Маргарита Михайловна
В статье раскрывается необходимость развития восприятия (слухового и зрительного), как ведущего познавательного процесса дошкольного возраста, незавершенность в развитии которого задержит развитие других познавательных процессов п

Похожие термины: