ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ это что такое ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ: определение — Психология.НЭС
ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ: МИКРОГЕНЕЗ

ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ

Найдено 5 определений термина ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Зрительное восприятие

Категория. Форма восприятия.

Специфика. Совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира.

Из этих процессов более простые обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равной с ним светлоты.

Основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга.

Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве, полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно-мышечной сенсорных систем. В пространственном зрении выделяют два основных класса перцептивных операций, обеспечивающих константное восприятие. Одни позволяют оценивать удаленность предметов на основе бинокулярного и монокулярного параллакса движения. Другие позволяют оценить направление. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операции, но их окончательное оформление происходит в приобретаемом в течение жизни опыте практических действий с предметами. Пространственное восприятие является основой восприятия движения, которое также осуществляется за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию движения.

Более сложными операциями зрительного восприятия является операции восприятия формы, которые и в филогенезе, и онтогенезе формируются достаточно поздно. Основой выступает восприятие пространственных группировок как объединение однотипных элементов, расположенных в достаточно узком зрительном поле.

Оцените определение:

Источник: Психологический словарь

ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ

совокупность процессов построения образа зрительного внешнего мира. Еще И. М. Сеченов доказал объективное сходство между предметом, его физическим изображением на сетчатке глаза и изображением в сознании. Человек не ощущает того, что происходит в его глазах при видении: он видит то, что находится перед глазами. Такую объективацию изображения можно сравнить с построением образа предмета плоским зеркалом, - но это зеркало сознания строит образы перед собой, видимый образ проецируется вовне и сливается с видимым предметом, совпадает с ним. Этот эффект ярко проявляется при диплопии. Из процессов восприятия зрительного более простые обеспечивают восприятие цвета (-> цветовосприятие), причем его основные механизмы и операции врожденны. К более сложным относятся операции восприятия формы, достаточно поздно формируемые и в филогенезе, и в~ онтогенезе. Их основой выступает восприятие пространственных группировок как объединения однотипных элементов, расположенных в достаточно узком поле зрительном.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

англ. visual perception) - совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. На ранних этапах филогенетического развития 3. в. обеспечивает получение информации в основном о пространственном положении и движении объектов. Позднее эта информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов. У высших млекопитающих, в т. ч. и у человека, 3. в. занимает в системе др. перцептивных процессов ведущее место (доминантность 3. в.). Наряду с задачей отражения предметов и их свойств оно выполняет также важную кинестезическую функцию (см. Двигательный анализатор, Кинестезические ощущения), участвуя в восприятии и регуляции собственных движений наблюдателя.

Современные данные показывают, что зрение дает начало целому ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик, находящихся в зрительном поле объектов.

Наиболее элементарным из них, по-видимому, является восприятие цвета. В простейшем случае оно сводится к оценке светлоты (видимой яркости), цветового тона (собственно цвета) и насыщенности (показателя, пропорционального степени отличия цвета от серого равной светлоты) отраженного поверхностью света. Основные механизмы восприятия цвета врожденные, они локализуются на уровне подкорковых образований мозга. См. также Цветовое зрение.

3. в. пространства связано с процессами переработки пространственной информации в таких сенсорных системах, как слуховая, вестибулярная, кожно-мышечная, и является по существу интермодальным. В нем выделяются 2 группы перцептивных операций. 1 -я группа обеспечивает оценку удаленности объектов. Важнейшей операцией этой группы является оценка удаленности на основе бинокулярного параллакса (признак глубины, связанный с различием проекций трехмерной ситуации на сетчатку левого и правого глаза) и монокулярного параллакса движения (признак, связывающий удаленность объекта с угловой скоростью его смещения при определенных движениях наблюдателя). 2-я группа операций обеспечивает оценку направления, в котором расположен тот или иной предмет. Характерно, что при этом предметное окружение выполняет роль неподвижной системы отсчета. Благодаря этому локализация объектов остается примерно неизменной во время движений наблюдателя (т. н. феномен стабильности видимого мира). Комбинация данных об удаленности и направлении обеспечивает константное восприятие (см. Константность восприятия) величины видимых объектов. См. также Бинокулярное зрение, Глубинное зрение.

Как показывают исследования, многие операции пространственного восприятия являются врожденными. Однако их координация осуществляется прижизненно. Важную роль в онтогенетическом развитии восприятия пространства играет включение отмеченных операций в состав практических, а затем и перцептивных действий.

На основе данных о пространственном положении объектов строится восприятие движения. Подобно др. видам восприятия, оно характеризуется высокой константностью: видимая скорость движущегося объекта обычно гораздо больше соответствует его абсолютной скорости, чем угловой. Константность имеет место при восприятии как реального, так и кажущегося движения. Нейрофизиологические исследования позволили обнаружить в подкорковых образованиях и коре мозга многочисленные детекторы движения - нейроны, чувствительные к перемещению стимулов в зрительном поле (см. Нейрон-детектор). Они участвуют в перцептивном анализе движения, а также в регуляции медленных следящих движений глаз, без которых точная оценка параметров движения предмета оказывается невозможной.

Наиболее сложным процессом 3. в. является восприятие формы. В фило- и онтогенезе оно развивается позднее восприятия движения. Восприятию формы предшествует пространственная группировка расположенных в зрительном поле однотипных элементов (см. Гештальт-психология). Для точного отражения фигуративных характеристик предмета большое значение имеют быстрые, саккадические движения глаз, с помощью которых наблюдатель фиксирует его характерные детали, а также устанавливает их пространственные отношения. Являясь синтезом остальных видов зрительной информации, видимая форма оказывается независимой относительно цвета, положения, ориентации и состояния движения предмета.

Отмеченные взаимоотношения, или микроструктура, процессов 3. в. проявляются в ходе его микрогенеза (см. Микрогенез восприятия). За первые 30-50 мс после предъявления стимулов осуществляется оценка пространственного положения, удаленности и абсолютных размеров. В зависимости от расстояния, проходимого объектами за единицу времени, от 30 до 140 мс тратится на получение информации о параметрах их движения. Воспринятое ранее пространство выполняет при этом функцию интермодальной системы отсчета, а сам движущийся объект воспринимается как некоторая бесформенная и вследствие этого весьма пластичная масса. Только после того как возникает восприятие движения объекта, начинается процесс спецификации его формы. Длительность этого процесса зависит от сложности формы. В среднем через 300 мс после предъявления стимула процесс построения зрительного образа оказывается завершенным и приобретает свои хорошо известные характеристики: общую пространственную стабильность, подвижность локальных объектов, инвариантность видимых форм относительно цвета, пространственного положения и состояния движения. (Б. М. Величковский.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Зрительное восприятие

visual perception) З. в. является одним из системообразующих способов отношения к физ. окружению. Оно предполагает способность организма использовать световое излучение. В то же время оно включает вклад определенных органов чувств, помимо глаз. З. в. отчасти достигается вкладом вестибулярного аппарата, расположенного в ухе, проприоцептивных чувствительных механизмов ощущений в мышцах и сухожилиях и температурных рецепторов. Предметы могут выглядеть как твердые или мягкие, шершавые или гладкие, горячие или холодные, и, тем не менее, в природе самого светового излучения нет ничего специфического для вызывания подобных впечатлений. Они возникают из того, что др. модальности чувств могут вызвать в сочетании с уже пережитыми на опыте свойствами, обычно рассматриваемыми как строго зрительные. Чтобы дать организму осн. сведения, благодаря к-рым зрение становится главным чувством, воспринимающий орган зрения (глаз) должен быть более сложным, чем к.-л. др. Цвет и яркость являются дополнительными измерениями по отношению к положению, форме и движению, обнаруженными в З. в. См. также Глаз, Зрение (теории зрения) С. X. Бартли

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

совокупность процессов построения видимого образа окружающей действительности. Зрительный образ является одной из разновидностей перцептивного образа и обладает свойствами целостности, структурности и константности. 3. в. выполняет также важную проприоцептивную функцию, участвуя в регуляции движений наблюдателя. Зрение дает начало целому ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик объектов, находящихся в зрительном поле человека. Наиболее элементарным является восприятие цвета. Оно сводится к оценке светлоты (видимой яркости), цветового тона (собственно цвета) и насыщенности (отличия цвета от серого равной светлоты). 3. в. пространства связано с процессами переработки пространственной информации в таких сенсорных системах, как слуховая, вестибулярная, кожно-мышечная и является по существу интермодельным. В нем выделяются две группы перцептивных операций: первая группа обеспечивает оценку удаленности объекта, вторая — оценку направления, в котором он расположен. Комбинации данных об удаленности объекта и его направлении обеспечивают константность восприятия величины видимых объектов. На основе данных о пространственном положении объектов строится восприятие видимого движения. Подобно другим видам восприятия, оно характеризуется высокой константностью: видимая скорость движущегося объекта обычно гораздо больше соответствует его абсолютной скорости, чем угловой. Наиболее сложным процессом 3. в. является восприятие формы. Для точного отражения фигуративных характеристик предмета большое значение имеют быстрые, саккадические движения глаз, с помощью которых наблюдатель фиксирует его характерные детали, а также устанавливает их пространственные отношения. Являясь синтезом остальных видов зрительной информации, видимая форма оказывается независимой относительно цвета, положения, ориентации и состояния движения предмета. Процесс построения зрительного образа протекает следующим образом. В первые 30 — 50 мс после предъявления стимула осуществляется оценка пространственного положения, удаленности и размеров. От 30 до 140 мс тратится на получение информации о параметрах движения. После этого начинается процесс спецификации формы предмета. В среднем через 300 мс после предъявления стимула процесс построения зрительного образа оказывается завершенным и приобретает свои окончательные характеристики.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Найдено рефератов по теме ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Феномен асимметрии зрительного восприятия у человека

Галюк Наталья Андреевна
В статье рассматривается феномен асимметрии зрительного восприятия у человека, являющий собой индивидуальную характеристику его личности. Говорится о взаимосвязи ведущего глаза с уровнем тревожности, отдельными структурными показателями интеллекта и воли личности. Вводится понятие «монодоминирующие особенности ярких асимметриков», позволяющее описать такие из них, которые детерминированы функциональной асимметрии мозга и проявляются в человеческой деятельности
Скачать PDF

Психофизиологическая структура внутрисистемного взаимодействия компонентов зрительного восприятия у

Морозова Л.В.
Psychophysiological structure of intersystem interaction of visual perception components in 6-8-year-old children.Research objective studying of interrelations of components of visual perception and construction of their hierarchy in system of psychophysiological function. Matrixes of coefficients of linear correlation have been for this purpose calculated and the factorial analysis is carried out. On an investigated age interval depression of quantity of correlation communications between components of visual perception is noticed at transition to more advanced age that testifies to improvement of system of visual perception. It is shown that in 6,5-7,5 years it is possible to allocate several backbone communications which are united in two independent complexes: visually-motor integration the visually-spatial analysis-synthesis visually-spatial relations; a noise stability константность visual perception.
Скачать PDF

Взаимосвязь технических показателей чтения вслух и доминирующего типа зрительного восприятия младших

Мошкова Ольга Михайловна
В данной статье рассмотрена взаимосвязь между техническими показателями чтения вслух и доминирующим типом зрительного восприятия у младших школьников. Автором обращается внимание на работы учёных, занимающихся заявленной темой. Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что особенность зрительного восприятия влияет на чтение вслух.
Скачать PDF

Конструктивистский и экологический подходы к исследованию процесса зрительного восприятия: анализ ра

Меньшикова Г.Я.
В работе анализируются различия двух теоретических подходов к описанию процесса зрительного восприятия - экологического и конструктивистского. Рассматриваются данные современных экспериментальных исследований, свидетельствующие о наличии в зрительной системе разных по функциям параллельных процессов обработки информации, обозначенных в научной литературе как вентральный и дорсальный. Обсуждаются вопросы о том, возможно ли различия теоретических подходов объяснить различиями физиологических процессов обработки информации в зрительной системе человека.
Скачать PDF

Психологические закономерности зрительного восприятия символов и эмблем

Егоров Илья Владимирович
В статье представлено использование психологических законов зрительного восприятия в различных гербах городов России. Описаны психологические законы зрительного восприятия. Проведен анализ некоторых знаков, символов с точки зрения описанных законов зрительного восприятия.
Скачать PDF

Формирование свойств зрительного восприятия у детей с ослабленным зрением

Григорьева Л. П.
В статье сочетаются теоретический и прикладной подходы к решению проблемы компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей. Представлено теоретическое обоснование развития высших форм восприятия, связанного с формированием системного зрительного образа. Описаны методики развития основных качеств восприятия, которые были верифицированы в комплексной системе перцептивного обучения детей с сенсорными нарушениями.
Скачать PDF

Конфигурационные и категориальные характеристики зрительного восприятия схематических фигур

Измайлов Чингиз Абильфазович, Чудина Юлия Александровна
В работе сравниваются две геометрические модели, построенные методом многомерного шкалирования для двух типов оценок воспринимаемых различий между одними и теми же стимулами схематическими изображениями циферблата часов. В одной экспериментальной серии стимулы были представлены испытуемым как специфические конфигурации, составленные из линий разной ориентации, и испытуемые оценивали конфигурационные различия между стимулами, а в другой как циферблат часов с различными значениями времени суток, и испытуемые оценивали различия по категории «время суток». Полученные геометрические пространства анализировались в терминах двухканальной сферической модели различения стимулов Соколова и Измайлова. В результате анализа было показано, что конфигурационные различия между стимулами полностью описываются двумя сферическими координатами в трехмерном евклидовом пространстве. На этом основании делается вывод, что распознавание паттернов такого типа осуществляется трехканальной нейронной сетью, детектирующей две конфигурационные характеристики стимулов. Одна сферическая координата точки-стимула в этой модели представляет величину угла между линиями-стрелками на схематическом циферблате часов, а другая ориентацию биссектрисы этого угла. Сравнение этих данных с исследованиями различения каждой из этих конфигурационных характеристик (величины угла и ориентации линий) по отдельности показывает, что данная нейронная сеть различения схематических конфигураций является результатом специфического взаимодействия двух двухканальных сетей, детектирующих каждую из этих характеристик по отдельности. Таким образом, можно предположить, что распознавание сложных конфигураций (pattern recognition) осуществляется в зрительной системе по иерархическому принципу формирования сложных сетей из однотипных двухканальных * Авторы выражают благодарность проф. Е.Н. Соколову за полезное обсуждение полученных результатов. Работа финансировалась РФФИ, грант № 01-06-80160а и РГНФ, грант № 01-06-00179а. Вестник РУДН, сер. Психология и педагогика, 2004, № 2 механизмов, детектирующих отдельные конфигурационные признаки стимула. Геометрическая модель категориальных различий между схематическими изображениями циферблата часов существенно отличается от модели различения конфигураций. Она представляет собой двумерное евклидово пространство, в котором точки, обозначающие различные стимулы, располагаются на окружности в точном соответствии с показаниями времени линиями-стрелками на циферблате часов. Оси этого категориального пространства не имеют никакой связи с осями конфигурационного пространства, что служит основанием предположения, что между конфигурацией и категорией зрительного образа связь не генетическая, а языковая. Ключевые слова: восприятие формы, оценки попарных различий, схематические фигуры, многомерное шкалирование, детекторы конфигурационных признаков, двухканальная нейронная сеть, зрительная категоризация.
Скачать PDF

Психофизиологический анализ зрительного восприятия детей 5–8 лет с нарушением зрения

Волокитина Татьяна Витальевна, Зотова Анна Александровна
Проведено обследование компонентов зрительного восприятия 85 детей 5–8 лет с нормальным и нарушенным зрением с использованием методики М.М. Безруких, Л.В. Морозовой. Зрительно-пространственное восприятие детей с нарушенным зрением сформировано уже в дошкольном возрасте. У школьников с нарушением зрения наблюдается снижение эффективности константности зрительного восприятия. Комплексная оценка зрительного восприятия свидетельствует об отставании детей с нарушением зрения в реализации зрительного анализа-синтеза.
Скачать PDF

Психофизиологическая структура взаимосвязи компонентов зрительного восприятия и речи у детей 5–6 и 7

Хрянин А. В., Хромова С. К., Теребова Н. Н.
Целью настоящего исследования являлось изучение взаимосвязи функциональных составляющих зрительного восприятия и речи у детей 5–6 и 7 лет на основе корреляционного анализа данных, полученных при оценке уровня сформированности отдельных компонентов этих систем. Полученные результаты выявляют ряд значимых корреляций между психофизиологическими функциями, лежащими в основе зрительноперцептивной и речевой деятельности, а также некоторые особенности возрастной динамики формирования психофизиологической структуры межсистемного взаимодействия у детей 5–6 и 7 лет.
Скачать PDF

Взаимосвязь технических показателей чтения вслух и доминирующей стратегии зрительного восприятия мла

Мошкова Ольга Михайловна
В данной статье рассмотрена взаимосвязь между техническими показателями чтения вслух (скоростью) и стратегией зрительного поиска у младших школьников. Автором обращается внимание на работы учёных, занимающихся заявленной темой. Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что особенность зрительного восприятия влияет на чтение вслух.
Скачать PDF

Зрительный и моторный контроль оценки объектов, вызывающих иллюзии восприятия

Карпинская Валерия Юльевна
Исследован процесс зрительного и моторного контроля процесса оценки объектов, вызывающих иллюзии восприятия. Проведены эксперименты по оценке размеров геометрических иллюзий непосредственно и при помощи инструмента-посредника. Оказалось, что при моторной оценке объектов субъект действует точнее в том случае, если не имеет возможности контролировать зрительно свои движения. При использовании инструмента-посредника данной закономерности не выявлено, но обнаружено более точное выполнение действий в ситуации, когда в процессе субъект смотрит на стимул, а не контролирует собственные движения. Сделан вывод о роли сознательного контроля в процессе оценки размера объектов.
Скачать PDF

Зрительное восприятие и особенности сенсомоторных реакций у детей 7-8 лет с косоглазием и амблиопией

Волокитина Т.В., Зотова Анна Александровна, Попова Е.В.
В современных условиях возрастают нагрузки на сенсорные системы школьников из-за увеличения объема поступающей информации, интенсификации учебной деятельности, повышения требований к точности и скорости когнитивных процессов, что негативно влияет в первую очередь на состояние зрительного анализатора. С целью изучения компонентов зрительного восприятия и параметров сенсомоторных реакций у детей 7-8 лет с косоглазием и амблиопией было проведено поперечное (одномоментное) исследование. Представлены результаты исследования компонентов зрительного восприятия с использованием методики М. М. Безруких, Л. В. Морозовой и оценки сенсомоторных реакций с помощью компьютерного комплекса «Психомат» у 118 детей 7-8 лет с нормальным и нарушенным зрением. У школьников с косоглазием и амблиопией выявлено снижение помехоустойчивости, константности зрительного восприятия и отставание реализации зрительного анализа-синтеза. Установлено, что время сенсомоторных реакций у детей с косоглазием и амблиопией статистически значимо больше, чем у сверстников без нарушения зрения.
Скачать PDF