Восприятие времени нарушения

Предыдущий термин:
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ

Следующий термин:
Восприятие глубины

Содержание:

Найдено 1 определение:

Восприятие времени нарушения

субъективное ощущение измененности принимаемого за норму восприятия реального времени. Различаются следующие нарушения восприятия чувства времени (Ясперс, Сумбаев, Бухановский и др.):

1. брадихрония – субъективное ощущение значительного замедления течения времени (например, минута воспринимается пациентом как несколько часов);

2. субъективное восприятие текущего времени как некоей новой реальности с незнакомыми ранее, совершенно необычными характеристиками. При этом может сохраняться и нормальное ощущение реального времени;

3. восприятие прошлого времени как растянутого, длившегося необычайно, порой бесконечно долго. Например, пациент сообщает, что его прежняя жизнь ощущается им как длившаяся не сорок лет, а сотни, тысячи лет или что она тянется с самого сотворения мира;

4. восприятие прошлого времени как сжатого, длившегося очень недолго, как бы спрессованного в одно короткое мгновение, Так пациент чувствует, что последнее десятилетие его жизни промелькнуло в 1-2 секунды;

5. инверсия чувства времени, когда время воспринимается идущим в обратном направлении, то есть текущего от будущего к прошлому. Например, пациенту представляется, что за сегодняшним вторником последует понедельник, затем воскресенье и т.д;

6. тахихрония, когда течение настоящего времени представляется чрезвычайно ускоренным, так что многие часы, дни, порой или месяцы осознаются им как как исчезающе короткие мгновения;

7. утрата осознавания будущего времени, когда нечто, осознаваемое как относящееся к будущему времени, кажется несуществующим, исчезнувшим или невозможным, будущее время как бы исчезло, реальными воспринимаются только настоящее и прошлое время;

8. утрата осознавания настоящего и будущего времени, когда сознание представляет пациенту, будто осталось только прошедшее время, как если бы оно внезапно пресеклось и теперь из него уже не вытекают ни настоящее, ни будущее время;

9. утрата осознавания прошлого времени, когда кажется, что настоящее и будущее время внезапно возникли как из небытия, а не из прошлого;

10. утрата осознавания реальности времени, когда оно воспринимается как некий фантом, плод воображения, а не факт действительности, каким оно воспринималось до психического расстройства. Рассматривается как вариант дереализации (см.);

11. утрата осознавания настоящего времени, когда кажется, что существуют только прошлое и будущее время, и при этом их не разделяет то, что ощущается как актуальное время, некая невидимая стена, так как настоящего времени между ними не существует, оно странным, необъяснимым образом и, кажется, навсегда, бесследно исчезло;

12. утрата осознавания плавного течения времени, когда течение времени воспринимается не как некая связная, непрерывная последовательная его смена, а как раздробленное, разорванное, дискретное, как моменты времени, которые каждый существует сам по себе;

13. утрата осознавания течения времени, когда, как представляется пациенту, время застыло, замерло, остановилось и находится где-то в одной его точке;

14. утрата осознавания границ времени, когда, как пациенту кажется, совершенно исчезли грани, разделяющие прошлое, настоящее и будущее время («время, - по словам пациента, - это как книга; в середине книге как бы находится настоящее время, в ее начале – прошлое, а в конце – будущее, так что перелистывая эту книгу вперед или с конца я могу по своему желанию перемещаться во времени в любом направлении»). Феноменология нарушений осознавания чувства времени остается все еще далекой от системного их представления, отсутствует и понимание природы данного расстройства. В качестве основной причины развития указанных расстройств предполагается нарушение самоосознавания, касающееся психических актов, в которых представлено непосредственное чувство времени и возникающее как при формально ясном, так и спутанном состоянии сознания (в частности, при онейроидном помрачении сознания).

Оцените определение:

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Психофизиологический анализ зрительного восприятия детей 5–8 лет с нарушением зрения

Волокитина Татьяна Витальевна, Зотова Анна Александровна
Проведено обследование компонентов зрительного восприятия 85 детей 5–8 лет с нормальным и нарушенным зрением с использованием методики М.М. Безруких, Л.В. Морозовой. Зрительно-пространственное восприятие детей с нарушенным зрением сформировано уже в дошкольном возрасте. У школьников с нарушением зрения наблюдается снижение эффективности константности зрительного восприятия. Комплексная оценка зрительного восприятия свидетельствует об отставании детей с нарушением зрения в реализации зрительного анализа-синтеза.
Скачать PDF

Особенности восприятия и понимания экспрессии незнакомого человека юношами и девушками с нарушением

Паньшина Людмила Васильевна, Агавелян Оганес Карапетович, Саруханян Кимик Аветикович
Статья посвящена вопросам изучения социально-перцептивных процессов у лиц с нарушением слуха. Приведен опыт зарубежных исследователей в области изучения социальной перцепции. Объясняя процесс восприятия и понимания человека человеком, некоторые ученые полагают, что каждый человек объединяет в себе большее или меньшее количество ролей, каждая из которых слагается из отдельных характерных для нее действий, «эталонов» и атрибутов. Люди, живущие в одном обществе, прочно усваивают определенное представление о содержании и форме действий носителя данной роли и по отдельным компонентам поведения и облика человека могут предположить, носителем какой роли является этот человек и как он себя поведет в определенной обстановке. В статье обозначены процессы и механизмы познания человека человеком. Представлен анализ результатов экспериментального исследования особенностей восприятия и понимания юношами и девушками с нарушением слуха «экспрессии» незнакомой личности.
Скачать PDF

Развитие зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения в условиях общего образования

Замашнюк Е. В.
Скачать PDF

Взаимосвязь психической напряженности и функциональных нарушений зрительного восприятия

Рузанов Леонид Тимофеевич
В статье приводятся результаты исследования личностных факторов, связанных с функциональными нарушениями зрения. Использован метод математического анализа данных.
Скачать PDF

Нарушение социального восприятия у больных неврозоподобной шизофренией и неврозом навязчивых состоян

Руденко С.Л.
В статье представлено исследование особенностей нарушения социального восприятия у больных неврозоподобной шизофренией и неврозом навязчивых состояний.
Скачать PDF

Нарушение социального восприятия у больных неврозоподобной шизофренией и неврозом навязчивых состоян

Руденко Светлана Львовна
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ НОРМЫ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Ахметзянова Анна Ивановна, Артемьева Татьяна Васильевна, Твардовская Алла Александровна
Введение: актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях дефицитарного дизонтогенеза младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья не всегда способны прогнозировать исход ситуации. Часто они используют нерациональные стратегии поведения, что снижает возможность их успешной социальной адаптации. Поэтому цель данного исследования выявление специфики прогнозирования и понимания нормативных ситуаций младшими школьниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и речи. Материалы и методы: для изучения особенностей прогнозирования младших школьников была использована методика «Угадайка» (Л. И. Переслени). Специфика нормативного поведения изучена с помощью методик «Восприятие нормативной ситуации» (А. К. Пащенко); «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» (В. П. Ульяновой); «Определение культурной конгруэтности младших школьников» (Л. Ф. Баяновой). Результаты исследования: исследование позволило выявить особенности прогнозирования младших школьников с нормативным развитием и с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Такие дети испытывали трудности в прогнозировании, связанные со снижением устойчивости произвольного внимания и его распределения в ходе выполнения деятельности. Восприятие норм школьниками с нарушениями в развитии часто зависело от случайных, ярко окрашенных эмоциональных событий, предметов. Более успешно дифференцировались нормы в ситуации общения, чем в учебной деятельности. Обсуждение и заключения: полученные данные согласуются с результатами исследований отечественных и зарубежных ученых, отмечающих у детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточное понимание необходимости соблюдения социальных норм, нерациональные стратегии прогнозирования и оценки своих поступков и поведения окружающих людей. Выявленные особенности прогнозирования и нормативного поведения школьников с ограниченными возможностями здоровья в ситуациях социального взаимодействия могут быть полезны при разработке диагностического инструментария, позволяющего проводить оценку прогностической способности ребенка с нарушениями в развитии и оценивать риски нарушений социализации. Полученные данные могут быть использованы специалистами образовательных учреждений и реабилитационных центров при организации профилактических и коррекционно-развивающих программ.
Скачать PDF

Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций

Буркова Светлана Алексеевна
Цель работы исследование самооценки первоклассников с различным восприятием эмоциональной информации. Мы предположили, что специфика ее восприятия будет оказывать влияние на формирование самооценки младших школьников. Анализ результатов выявил ряд особенностей, в том числе наличие сильной дифференциации частной и общей самооценок у детей с сильным искажением восприятия эмоциональной информации.
Скачать PDF

Проблема восприятия времени: итоги и перспективы исследований

Бушов Ю. В.
В статье обсуждаются некоторые итоги и перспективы дальнейших исследований индивидуальных особенностей и механизмов восприятия времени в Томском государственном университете. В частности, показано, что восприятие времени является системным процессом, в котором можно выделить пять последовательных этапов, отчетливо проявляющихся в динамике связанных с событиями потенциалов мозга (ССПМ) и корковых взаимодействий. Характер этих взаимодействий существенно зависит от исходного состояния и индивидуальных особенностей человека. Между характеристиками восприятия времени и уровнями корковых взаимодействий имеются статистически достоверные связи, характер которых зависит от этапа выполняемой перцептивной задачи.
Скачать PDF

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Скачать PDF

Особенности восприятия субъективного времени военнослужащими по призыву

Бородина В.Н.
В статье рассматриваются особенности восприятия субъективного времени военнослужащими по призыву. Анализируется содержание факторов семантического дифференциала времени, особенности восприятия трех моментов времени, какая из временных категорий (настоящее, прошлое и будущее) является наиболее актуализированной у военнослужащих каждого периода службы. Показаны различия восприятия времени у военнослужащих по периодам службы. Представлена степень расхождения психологического и хронологического возраста военнослужащего в аспекте целостной жизненной перспективы.
Скачать PDF

Некоторые аспекты восприятия иностранных текстов в психологии чтения

Полякова С. В.
В статье дается анализ современных работ по предложенной теме с целью конкретизации проблемы восприятия иностранного текста в контексте читательской парадигмы. Рассматриваются традиционные психологические модели чтения и «модифицированные интерактивные модели» обработки информации; виды чтения в зависимости от цели реципиента; различные стратегии изучения иноязычного текста.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!