ВОСПРИЯТИЕ ТИП Восприятие формы | очертаний

ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Найдено 3 определения термина ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

англ. perception of oral speech) - одна из высших психических функций человека. В. у. р. - внутренняя психическая сторона такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование). Будучи "опосредствованным по своему строению и социальным по своему генезу" (А. Р. Лурия), В. у. р. является смысловым, т. к. "нормально включает акт понимания, осмысления" (С. Л. Рубинштейн).

Речевое восприятие - неоднородный процесс, в котором (с генетической и функциональной т. зр.) м. б. выделены уровни различения и узнавания (Я. И. Жинкин). С т. зр. характера "обработки" речевого сигнала выделяются сенсорный, перцептивный и смысловой уровни восприятия. Так, в процессе В. у. р. на сенсорном уровне осуществляется акустический анализ и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом.

С т. зр. сформированности самого процесса смыслового восприятия оно м. б. сукцессивным (развернутым) и симультанным (одномоментным). Так, в ходе формирования слушания как вида речевой деятельности на родном и затем во время обучения на иностранном языке восприятие характеризуется сукцессивностью, тогда как при сформированности этих видов речевой деятельности восприятие симультанно.

В. у. р. включает в себя процесс вероятностного прогнозирования. Слушатель воспринимает речевое сообщение, начиная с предположения о сигнале на входе. Речевое восприятие может характеризоваться разной глубиной и уровнем прогнозирования, как хода развития мысли, так и появления наиболее вероятного для данного контекста слова.

Смысловое восприятие речевого сообщения обусловливается целым рядом факторов, и прежде всего, включенностью в активную деятельность человека. Обусловливаясь системой языка, В. у. р. зависит также и от характера самого речевого сообщения (логико-смысловой структуры речи, длины и глубины фраз, коммуникативной насыщенности речи и т. д.).

В. у. р. обусловливается также и индивидуально-личностными особенностями слушающего или читающего: особенностями их мышления (напр., гибкость, продуктивность), памяти (напр., ее объем, тип), направленности личности, характера установок и т. д. См. Виды речи, Речь, Речь устная.

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Восприятие устной речи

Категория. Познавательный процесс.

Микрогенез. Построение субъективной модели осмысленного сообщения на основе активного слушания. Этот процесс включает в себя восприятие устного речевого сообщения на сенсорном уровне, вычленение сигнальных звуков в составе слова и его опознания на перцептивном уровне, установление смысла предложения и всего сообщения в целом. Смысловое восприятие в значительной мере зависит от индивидуально-личностных особенностей слушающего или читающего, прежде всего от гибкости мышления и направленности личности.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

одна из разновидностей слухового восприятия, представляющая процесс приема и переработки слуховым анализатором речевых сообщений, адресованных человеку. В качестве элементов словесного сообщения выступают речевые звуки, заключающие в себе при этом одновременно звуковые признаки, выражающие настроение говорящего, его отношение к содержанию того, о чем он говорит, отношение к собеседнику или аудитории и т. д. Такие звуки могут рассматриваться также в качестве речевого сигнала. Интонационные, громкостные, спектральные оттенки речи, характерные задержки, изменение темпа, акцентирование и т. п.— все это лежит в основе восприятия сопровождающих речь эмоций. Эти эмоции находятся также в определенной зависимости от содержания вызываемых речью образов и представлений. С точки зрения обработки речевого сигнала выявляют сенсорный, перцептивный и смысловой уровни. На сенсорном уровне осуществляются акустический анализ и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом. С точки зрения сформированности самого процесса смыслового восприятия оно может быть сукцессивным (развернутым) и симультанным (одномоментным, мгновенным). Восприятие речевого сообщения включает также в себя процесс вероятностного прогнозирования. Слушатель воспринимает речевое сообщение, начиная с предположения о сигнале на входе. Речевое сообщение может характеризоваться разной глубиной и уровнем прогнозирования, как хода развития мысли, так и появления наиболее вероятного для данного контекста слова. Обусловливаясь системой языка, речевое восприятие зависит также от характера и организации речевого сообщения (логико-смысловой структуры речи, длины и глубины фраз, коммуникативной насыщенности речи и т. д.). Смысловое восприятие речи обусловливается также и индивидуальными особенностями слушающего, напр, особенностями мышления (его гибкостью, продуктивностью), памяти (ее объемом, типом), направленностью личности, характером установки.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Криминалистическая характеристика тональности как структурного элемента устной речи

Алексеева Татьяна Александровна
Рассматриваются понятие и структурные особенности устной речи, ее криминалистическое значение. Выделены элементы устной речи: вокальность, тональность и содержательность. Дана характеристика тональных компонентов устной речи интонации, речевых пауз и диапазона. Обозначена зависимость тональных характеристик речи от принадлежности человека к определенному психологическому типу. Показано значение особенностей устной речи лица, дающего показания, при производстве допроса.
Скачать PDF

Точность распознавания эмоций в устной иноязычной речи человеком и нейросетевым классификатором

Подпругина В.В.
В статье представлены данные, полученные в результате констатирующего эксперимента, направленного на выявление точности распознавания эмоций в устной иноязычной речи человеком и компьютерными системами. Выявлены и содержательно проанализированы типы ошибок в распознавании эмоций; приводится сравнительный анализ точности распознавания эмоций в устном иноязычном сообщении. В качестве стимульного материала устной иноязычной речи была использована база данных устных эмоциональных сообщений на немецком языке (Emotional Database), содержащая эмоциональные сообщения радости, страха, печали, гнева и нейтральные сообщения.
Скачать PDF

Психофизиологические механизмы восприятия иноязычной речи и их роль в педагогических методиках обуче

Хохлова Лариса Александровна, Дерягина Лариса Евгеньевна
В работе анализируются результаты психофизиологического исследования механизмов аудирования у студентов левои правополушарного типов, раскрываются факторы, положительно влияющие на процесс обучения иностранным языкам.
Скачать PDF

Психофизиологические механизмы восприятия иноязычной речи и их роль в обучении студентов аудированию

Дерягина Лариса Евгеньевна, Хохлова Лариса Александровна
В работе анализируются результаты психофизиологического исследования механизмов аудирования у студентов левои правополушарного типов, раскрываются факторы, положительно влияющие на процесс обучения иностранным языкам.
Скачать PDF

Психофизиологическая структура взаимосвязи компонентов зрительного восприятия и речи у детей 5–6 и 7

Хрянин А. В., Хромова С. К., Теребова Н. Н.
Целью настоящего исследования являлось изучение взаимосвязи функциональных составляющих зрительного восприятия и речи у детей 5–6 и 7 лет на основе корреляционного анализа данных, полученных при оценке уровня сформированности отдельных компонентов этих систем. Полученные результаты выявляют ряд значимых корреляций между психофизиологическими функциями, лежащими в основе зрительноперцептивной и речевой деятельности, а также некоторые особенности возрастной динамики формирования психофизиологической структуры межсистемного взаимодействия у детей 5–6 и 7 лет.
Скачать PDF

Оценка связи восприятия эмоциональной интонации речи с компонентами эмоционального интеллекта

Дмитриева Е.С., Гельман В.Я., Зайцева К.А., Орлов А.М.
Исследовалась связь эффективности и времени распознавания эмоциональной просодики речи испытуемыми с составляющими их эмоционального интеллекта, измеренными методом самоотчета (опросник ЭмИн). Было показано, что результаты опросника в определенной степени отражают когнитивную составляющую эмоционального интеллекта, связанную с восприятием эмоциональной интонации речи в различных условиях акустической среды. Наиболее сильная прямая связь наблюдалась между эффективностью распознавания эмоций и шкалой «понимание эмоций» и субшкалами «понимание своих эмоций» и «понимание чужих эмоций» опросника ЭмИн.
Скачать PDF

Особенности ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. ;

Черевач Г.Б.
В статье анализируется структура и динамика ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. Изучаются корреляционные связи между этими показателями..In the article the structure and dynamics children's valueneed sphere of personality with disorders of speech and their parents is analyzed. Interrelations between this factors are studied..;
Скачать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Об использовании акустических характеристик речи для диагностики психических состояний человека

Картавенко М.В.
Скачать PDF

Комплексное обследование детей с нарушениями письменной речи с использованием технологий НЛП

Новотроицкий Денис Викторович
Настоящая статья посвящена разработке комплексной методики диагностики нарушений письменной речи детей с использованием методов НЛП. В статье дан обзор литературы, изложены основные направления диагностической методики. The author of the paper develops a complex technique of childrens written speech disorder diagnostics by means of neuro-linguistic programming methods. The review of the literature is given; the basic directions of the diagnostic technique are stated.
Скачать PDF

Недостаточность управляющих функций у детей с синдромом дефицита внимания и детей с нарушениями речи

Канжин А.В., Емельянова Т.В.
В статье анализируются и сопоставляются особенности когнитивной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и у детей с задержкой речевого развития. Показано, что как у детей с СДВГ, так и у детей с недоразвитием речи наблюдаются проявление несформированности функций управления и контроля деятельности. Мы предполагаем, что механизмы, обуславливающие симптомы вышеуказанных состояний у детей младшего школьного возраста во многом сходны и обуславливаются незрелостью функциональных систем мозга, отвечающих за функции управления и контроля деятельности.
Скачать PDF

Обучение устной иноязычной коммуникативной компетенции на основе формирования когнитивных стратегий

Кирилова Е.М.
В статье рассматриваются вопросы теории и практики формирования коммуникативной прагматической компетенции: языковая личность, вторичная языковая личность, компоненты прагматической компетенции, необходимые для социального взаимодействия когнитивные стратегии, направленные на ее формирование и методика обучения иноязычному общению на основе когнитивно-коммуникативных заданий.
Скачать PDF