ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Найдено 3 определения термина ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

англ. perception of oral speech) - одна из высших психических функций человека. В. у. р. - внутренняя психическая сторона такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование). Будучи "опосредствованным по своему строению и социальным по своему генезу" (А. Р. Лурия), В. у. р. является смысловым, т. к. "нормально включает акт понимания, осмысления" (С. Л. Рубинштейн).

Речевое восприятие - неоднородный процесс, в котором (с генетической и функциональной т. зр.) м. б. выделены уровни различения и узнавания (Я. И. Жинкин). С т. зр. характера "обработки" речевого сигнала выделяются сенсорный, перцептивный и смысловой уровни восприятия. Так, в процессе В. у. р. на сенсорном уровне осуществляется акустический анализ и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом.

С т. зр. сформированности самого процесса смыслового восприятия оно м. б. сукцессивным (развернутым) и симультанным (одномоментным). Так, в ходе формирования слушания как вида речевой деятельности на родном и затем во время обучения на иностранном языке восприятие характеризуется сукцессивностью, тогда как при сформированности этих видов речевой деятельности восприятие симультанно.

В. у. р. включает в себя процесс вероятностного прогнозирования. Слушатель воспринимает речевое сообщение, начиная с предположения о сигнале на входе. Речевое восприятие может характеризоваться разной глубиной и уровнем прогнозирования, как хода развития мысли, так и появления наиболее вероятного для данного контекста слова.

Смысловое восприятие речевого сообщения обусловливается целым рядом факторов, и прежде всего, включенностью в активную деятельность человека. Обусловливаясь системой языка, В. у. р. зависит также и от характера самого речевого сообщения (логико-смысловой структуры речи, длины и глубины фраз, коммуникативной насыщенности речи и т. д.).

В. у. р. обусловливается также и индивидуально-личностными особенностями слушающего или читающего: особенностями их мышления (напр., гибкость, продуктивность), памяти (напр., ее объем, тип), направленности личности, характера установок и т. д. См. Виды речи, Речь, Речь устная.

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Восприятие устной речи

Категория. Познавательный процесс.

Микрогенез. Построение субъективной модели осмысленного сообщения на основе активного слушания. Этот процесс включает в себя восприятие устного речевого сообщения на сенсорном уровне, вычленение сигнальных звуков в составе слова и его опознания на перцептивном уровне, установление смысла предложения и всего сообщения в целом. Смысловое восприятие в значительной мере зависит от индивидуально-личностных особенностей слушающего или читающего, прежде всего от гибкости мышления и направленности личности.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

одна из разновидностей слухового восприятия, представляющая процесс приема и переработки слуховым анализатором речевых сообщений, адресованных человеку. В качестве элементов словесного сообщения выступают речевые звуки, заключающие в себе при этом одновременно звуковые признаки, выражающие настроение говорящего, его отношение к содержанию того, о чем он говорит, отношение к собеседнику или аудитории и т. д. Такие звуки могут рассматриваться также в качестве речевого сигнала. Интонационные, громкостные, спектральные оттенки речи, характерные задержки, изменение темпа, акцентирование и т. п.— все это лежит в основе восприятия сопровождающих речь эмоций. Эти эмоции находятся также в определенной зависимости от содержания вызываемых речью образов и представлений. С точки зрения обработки речевого сигнала выявляют сенсорный, перцептивный и смысловой уровни. На сенсорном уровне осуществляются акустический анализ и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом. С точки зрения сформированности самого процесса смыслового восприятия оно может быть сукцессивным (развернутым) и симультанным (одномоментным, мгновенным). Восприятие речевого сообщения включает также в себя процесс вероятностного прогнозирования. Слушатель воспринимает речевое сообщение, начиная с предположения о сигнале на входе. Речевое сообщение может характеризоваться разной глубиной и уровнем прогнозирования, как хода развития мысли, так и появления наиболее вероятного для данного контекста слова. Обусловливаясь системой языка, речевое восприятие зависит также от характера и организации речевого сообщения (логико-смысловой структуры речи, длины и глубины фраз, коммуникативной насыщенности речи и т. д.). Смысловое восприятие речи обусловливается также и индивидуальными особенностями слушающего, напр, особенностями мышления (его гибкостью, продуктивностью), памяти (ее объемом, типом), направленностью личности, характером установки.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Современные тенденции в обучении восприятию и воспроизведению устной речи глухих детей школьного воз

Яхнина Е.З.
В статье рассматриваются современные тенденции и актуальные проблемы развития восприятия и воспроизведения устной речи у глухих детей школьного возраста в условиях специального образования и инклюзивн
Читать PDF

Криминалистическая характеристика тональности как структурного элемента устной речи

Алексеева Татьяна Александровна
Рассматриваются понятие и структурные особенности устной речи, ее криминалистическое значение. Выделены элементы устной речи: вокальность, тональность и содержательность.
Читать PDF

Точность распознавания эмоций в устной иноязычной речи человеком и нейросетевым классификатором

Подпругина В.В.
В статье представлены данные, полученные в результате констатирующего эксперимента, направленного на выявление точности распознавания эмоций в устной иноязычной речи человеком и компьютерными системам
Читать PDF

Принципы обучения студентов неязыкового вуза иноязычной устной деловой аргументированной речи

Проскурина Галина Александровна
Предложены и методически обоснованы принципы, на которых необходимо основываться при обучении студентов неязыкового вуза иноязычной устной деловой аргументированной речи.
Читать PDF

Принципы обучения студентов неязыкового вуза иноязычной устной деловой аргументированной речи

Проскурина Галина Александровна
Предложены и методически обоснованы принципы, на которых необходимо основываться при обучении студентов неязыкового вуза иноязычной устной деловой аргументированной речи.
Читать PDF

Особенности произносительной стороны устной речи неслышащих старшеклассников

Кузьминова Светлана Анатольевна
В статье представлены данные комплексного изучения произношения неслышащих старшеклассников, определены наиболее типичные недостатки произношения, оказывающие влияния на внятность их устной речи.
Читать PDF

Приемы обучения устной речи во взаимосвязи с развитием мышления на занятиях по русскому языку как ин

Лихачева Ольга Николаевна
В статье рассматриваются виды речевой деятельности, их взаимосвязь с процессом мышления при обучении студентов-иностранцев русскому языку.
Читать PDF

Совершенствование татарской устной речи русскоязычных учащихся на материале лингвострановедческих те

Ахтемьянова Гульназ Илдаровна
При обучении татарскому языку в русской школе учащиеся испытывают определенные трудности при работе с текстами.
Читать PDF

Тема, основная мысль, план школьного сочинения в их отношении к устной и письменной речи

Булохов В. Я.
При подготовке устных сочинений необходимость заранее обязательно определить тему выступления, план, тезисы, основную мысль более значима, чем при создании письменного текста.
Читать PDF

Повышение культуры устной речи учащихся начальных классов

Жажева Саида Аслановна
В настоящей статье анализируется значение русского языка в жизни общества и его духовном развитии.
Читать PDF

Повышение культуры устной речи учащихся начальных классов

Жажева Саида Аслановна
В настоящей статье анализируется значение русского языка в жизни общества и его духовном развитии.
Читать PDF

Пересказ как важный прием развития устной связной речи учащихся-адыгейцев национальной школы

Тлехурай Марзият Касеевна
Пересказ наиболее часто используемый вид речевой деятельности не только на уроках русского языка, чтения, но и на уроках всех других дисциплин школьного цикла.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!